Княжик сибирский, княжник, дикий хмель — Atragene sibirica L.
Растет по лесам, среди кустарников, в расщелинах скал, часто в гольцовой зоне во всех районах Восточной Сибири.
Стебель лежачий или цепляющийся при помощи обвивающихся листовых черешков, высотой от 0,5 до 3 м. Листья дважды тройчатые на длинных черешках, листочки ланцетовидной или широкояйцевидной формы, причем первичные на длинных, вторичные на коротких черешочках. Край листочков неровно-пиловидно-зубчатый, верхушка заостренная. Листочки почти голые, лишь с нижней стороны по жилкам с редкими, мягкими длинными волосками. Цветки крупные, желтовато-белые, расположенные поодиночке в пазухах листьев. Чашелистиков 4, ланцетовидной или яйцевидно-эллиптической формы от 3 до5 см длиной, снаружи и по краям тонкопушистые. Лепестков-нектарников 4, они в 2—3 раза короче чашелистиков, почти голые. Тычинок и столбиков много. Плодиков много, семянки их голые или слегка волосистые, с длинными, загнутыми, перистыми столбиками, отчего весь сборный плод кажется пушистым. Цветет в июне—июле.
Заготовляют у княжика траву в период цветения растения и частичного плодоношения, срезая в основном верхние, неодревесневшие части. Высушивают в теплом проветриваемом помещении или на открытом воздухе в тени. Иногда собирают плодики-семянки.
Растение не изучено ни в химическом отношении, ни фармакологически, известно лишь, что в траве содержатся протоанемонин, немного алкалоидов, аскорбиновая кислота, флавоноиды и сапонины. По данным Абакумовой (1953), препараты из княжика возбуждают сердечную деятельность. Растение считается ядовитым.
Применяют княжик в народной медицине при головной боли, простудных заболеваниях, как общеукрепляющее, при нарушении обмена веществ, расстройствах желудочно-кишечного тракта, болезнях почек, туберкулезе легких, пневмонии, гриппе, лихорадке, ревматизме, головокружении, шуме в голове обычно в виде водного настоя, приготовляемого из 1—2 чайных ложек высушенной, измельченной травы на 1 стакан кипяченой воды. Пьют по 1 столовой ложке 3—4 раза в день. Настой из травы прикладывают к ранам. Отвар бутонов использовался как абортивное средство (Шретер, 1975). В монгольской и тибетской медицине растение использовалось при водянке и отеках, заболеваниях печени, как ранозаживляющее и стимулирующее, при женских болезнях и злокачественных новообразованиях (Минаева, 1970).
Ломонос шестилепестковый — Clematis hexapetala Pallas.
Растет по степным склонам в степях, среди зарослей кустарников, но сухих лугах, залежах от Яблонова хребта и по всей Даурии, западнее, как заносное, отмечен на Байкале у ст. Мурино.
Заготовляют траву в период цветения и цветки. В свежих листьях, молодых стеблях и цветках содержится протоанемонин, ядовитый клематинол и сапонины (Ибрагимов, Ибрагимова, 1960). В сухой траве найдено до 0,82% производных кумарина, около 0,23% флавоноидов, среди которых идентифицирован кемпферол и три вещества неустановленной структуры. Найдены также ситостерин, смолистые вещества и каротин (Удальцова с соавт., 1968).Растение в свежем виде ядовито. Нанесение кашицы из свежей травы ломоноса на кожу вызывает кератолитическое действие с последующим появлением пузырей. При растирании травы раздражаются слизистые оболочки глаз и носоглотки, вызывая истечение из носа, глаз и слюнотечение. Экстракт из листьев обладает сильным бактерицидным и фунгицидным действием, не исчезающим при высушивании растения. Фитонциды свежего растения в короткий срок убивают простейших и мелких грызунов. В китайской медицине растение используется как в свежем виде, так и в высушенном, причем высушенное растение не обладает раздражающим действием на кожу и слизистые и поэтому применяется в больших дозах, чем свежее. Отвар из высушенного растения назначают при злокачественных новообразованиях, при желудочных, легочных и других кровотечениях, как антитоксическое средство при укусах змей, как потогонное и мочегонное средство, при циститах, хронической гонорее; внутрь его также назначают при хронической экземе, сопровождающейся сильным зудом. Наружно препараты из свежего растения применяют при чесотке, ревматизме и подагре, гонорейном артрите, сифилитических костных болях и в других случаях как обезболивающее. Внутрь применяют обычно в форме отвара или настойки на 70-градусном спирте (Ибрагимов, Ибрагимова, 1960). Отвар готовят обычно 10—15%-ной концентрации и назначают по 1 столовой ложке 3 раза в день, настойку 10— 20%-ной концентрации по 20—30 капель также 3 раза в день. В русской народной медицине растение применяют с теми же целями, но, кроме того, его назначают при зубной и головной болях, при отеках, водянке, цинге, как противоглистное средство; наружно—при ранах и язвах (Шретер, 1975).
Лютик — Ranunculus L.
Довольно обширный род травянистых однолетних растений, насчитывающих у нас, в Центральной Сибири, 23 вида. Растут лютики по низким, болотистым местам, берегам озер, речек; некоторые виды — по торфяным болотам, ерниковым лесам, затопляемым лугам, часто на выпасах. Растения ядовиты. Ядовит в них протоанемонин (анемоноль), представляющий собой летучее соединение с резким запахом и жгучим вкусом (см. ветреницу). Пары протоанемонина вызывают раздражение слизистых оболочек глаз, гортани, носа, слезо-слюнотечение, резкую боль в глазах, кашель. При приеме внутрь препараты из лютиков и сами растения вызывают сильное раздражение пищеварительного тракта и почек, оказывают сильное действие на сердечно-сосудистую систему. Отравление лютиками часто наблюдается у животных, которые пасутся на сырых, болотистых выпасах с обильным травостоем лютиков. При отравлении у них наблюдаются слюнотечение, потеря жвачки, позывы к рвоте, резкие боли в животе, припадки сильного беспокойства, позднее — появление сильных поносов. Поражение пищеварительного тракта дополняется явлениями нервного порядка — конвульсиями, вращательными движениями глаз, нарушением сознания, полной потерей способности стоять. Нередко смерть животных наступает уже в первые 30—60 минут после первых признаков отравления. Лютики ядовиты и для человека. В научной медицине в силу своей высокой токсичности и малой изученности применения не имеют, но часто используются в народной, тибетской и китайской медицине, а также в гомеопатической практике. Чаще лютики используют в качестве наружных раздражающих и отвлекающих средств в свежем виде. При высушивании токсичность растений снижается.
Токсикологическое значение из наших лютиков имеют следующие: лютик Гмелина — R. gmelinii DC, лютик жгучий (простертый) — R. reptans L., лютик лапландский — R. lapponicus L., лютик плавающий — R. natans С. A. Meyer, лютик ползучий — R. repens L., лютик укореняющийся — R. radicans С. А. Меуег, лютик ядовитый — R. Sce-leratus L. В народной медицине используются чаще других лютик ползучий и ядовитый, реже — лютик амурский — R. amurensis Коm., лютик китайский — R. chinensis Bunge, лютик однолистный — R. monophyllus Ovcz. и лютик близкий— R. propinquus С. A. Meyer.
Лютик ползучий — Ranunculus repens L.
Растет по болотистым лугам, болотам, по берегам рек и озер по всей Центральной Сибири, часто в значительных количествах. Цветет в июне—июле. Заготовляют траву в период цветения растения, реже листья и цветки, используя их в свежем виде или высушивают. Как и другие лютики, свежая трава этого вида содержит протоанемонин, причем содержание его сравнительно небольшое 0,19—0,27% (Ларин с соавт., 1951); найден также гликозид, отщепляющий синильную кислоту, содержание последней составляет 0,009% (Верещагин с соавт., 1959). В листьях найдено 167,1 мг%, а в лепестках — 277,4% аскорбиновой кислоты.