Семейство OXALIDACEAE — кисличные
Кислица обыкновенная, заячья кислица — Oxalis acetosella L.
Растет в лесах на влажных мшистых местах, часто группами, благодаря вегетативному размножению. Встречается по всей Восточной Сибири, но чаще в ее западных районах до Байкала и на Байкале, в Даурии довольно редко. Цветет в июне. Заготовляют листья и траву растения в период цветения или только листья до зацветания кислицы обыкновенной. Высушивают обычным способом или используют в свежем виде, особенно весенние листья, из которых получают сок. Во всех частях растения содержатся щавелевокислый кальций, до 129 мг% аскорбиновой кислоты (Верещагин с соавт., 1959), много щавелевой кислоты (Ларин с соавт., 1956); в траве — каротин, до 1,3% рутина; в листьях — флавоноид ориентин (Шретер, 1975).
В народной медицине растение применяют при цинге, в качестве противовоспалительного и утоляющего жажду средства, как кровоостанавливающее и «кровоочистительное» при нарушениях обмена веществ, мочегонное при нефрите и болезнях мочевого пузыря, как вяжущее и желчегонное, антисептическое и удаляющее неприятный запах изо рта. Свежие измельченные листья прикладывают к фурункулам, нарывам, язвам, гнойным ранам, опухолям, применяют при диатезах; внутрь употребляют при изжоге, а также в качестве слабительного средства. Свежий сок рекомендуют при атеросклерозе Его принимают внутрь и одновременно используют в виде компрессов при злокачественных опухолях, пьют при раке желудка, при сердечно-сосудистых заболеваниях. Отвар травы употребляют при раке губы. Свежие листья используют в качестве противоглистного средства. Листья употребляют в пищу в свежем виде, для приготовления винегрета, салатов, из них варят супы, готовят пюре. Сок свежих листьев употребляют взамен клюквенного. При выпаривании сока образуются кристаллы щавелевой кислоты, употребляемые для удаления ржавчины, черных пятен на бумаге и тканях и для восстановления яркости красок (Анненков, 1878; Ларин с соавт., 1956; Махлаюк, 1967; Шретер, 1975).
Семейство POLYGALACEAE — истодовые
Истод сибирский, или сибирская сенега — Polygala sibirica L.
Растет по известковым склонам, на сухих степных или каменистых участках, чаще в степной и лесостепной зонах, в северных районах Восточной Сибири; в Иркутской области — в Черемховском районе, у Бохана, по Иркуту, Голоустной, на Лене, по северному побережью озера Байкал; чаще встречается в Бурятии, в частности, в Тункинской долине, по реке Селенге, у Баргузина; в Читинской области — по Красному Чикою и в других местах.
Научное название рода произошло от греческих слов poly — «много» и gala — «молоко» — по лактогонному действию травы некоторых видов при попадании в пищу крупному рогатому скоту.
Это небольшое травянистое растение со стержневыми маловетвистыми корнями, переходящими в многоглавое корневище с многочисленными надземными стеблями, при дающими всему растению сильно кустистый вид. Стебли тонкие, слегка приподнимающиеся, голые, слабо ветвящиеся. Листья цельные, очередные, ланцетной формы, частые, с острой верхушкой, голые. Цветки зигоморфные, собранные в пазушные кисти, реже — в верхушечные кисти. Кисти малоцветковые, очень рыхлые, боковые. Цветоносный стебель и ось соцветия опушены волосками, цветоножки маленькие, чашечка пятилистная, причем 3 листочка ланцетной формы, маленькие, а 2 боковых лепестковидные, продолговатые, превышающие во много раз остальные и образующие так называемые рыльца. Лепестков 3—5, верхние боковые лепестки до 4 мм длиной, нижние образуют лодочку с придатком около 8 мм. Тычинок 8, сросшихся нитями, столбик плоский, дуговидно изогнутый. Плод коробочка. Цветет с конца мая и до середины июля; плоды созревают в августе-сентябре.
По песчаным и каменисто-щебнистым степям, по крутым каменистым склонам, по сухим песчаным склонам гор, в разреженных кустарниковых порослях в Восточном Саяне, Тункинской долине, изредка у Усть-Орды, на северо-западном берегу озера Байкал, во многих районах Бурятии — около Улан-Удэ, в Баргузинском, Кяхтинском, Селенгинском, Джидинском районах, по реке Селенге, в Читинской области по долинам рек Красный Чикой, Хилок, Ингода, Шилка, в Карымском районе и других местах встречается' другой вид истода — истод тонколистный, имеющий одинаковое с истодом сибирским значение, но более обычный и чаще встречающийся на восток от Байкала.
Истод тонколистный или узколистный — Polygala tenuifolia Willd.
Истод узколистный по виду очень похож на истод сибирский, но отличается от него более слабым, почти незаметным опушением, более тонкими стеблями и узколинейными, почти нитевидными листьями, цветки мельче, коробочка почти округлая.
Заготовляют у истодов корни вместе с корневищами в августе—сентябре, выкапывая их лопатами. Выкопанные корни отряхивают от земли, удаляют стебли и высушивают в проветриваемых теплых помещениях или на открытом воздухе. Иногда заготовляют траву обоих видов или листья, высушивая обычным способом. В корнях и корневищах истодов содержатся сапонины, спирт полигалит, жирное масло, смолы. Сапонины истодов относятся к тритерпеновой группе, причем содержание их равно 1 и более процентам. При гидролизе сапонинов истодов выделены два кристаллических сапогенина — тенуигенин А и тенуигенин В, известные также под названием тенуифолиевых кислот. Сапонины содержатся также в траве истода сибирского. Листья истода тонколистного содержат флавоноиды, но сапонины в них отсутствуют. В медицинской практике истоды применяются как заменитель импортного американского растения сенеги, не растущей в наших условиях в диком виде и трудно поддающейся культуре. Назначают настои и отвары корней истодов как отхаркивающее средство при лечении бронхитов, а также при других острых и хронических заболеваниях дыхательных путей (Обухов, 1965) — при бронхопневмониях, пневмониях, бронхоаденитах, бронхиальной астме.
В народной медицине растение применяется издавна как отхаркивающее средство, а также при поносах, воспалении мочевого пузыря, в качестве мочегонного (Атлас..., 1962). Листья истода сибирского, кроме того, употребляют наружно при опухолях, нарывах, фурункулах, а отвар из листьев и травы — при болезненных поллюциях, импотенции, потере памяти, как противолихорадочное средство. Листья истода тонколистного иногда назначают в качестве успокаивающего и противосудорожного средства, при сперматорее, наружно — при различных нарывах и абсцессах. В Китае корни истода тонколистного применяли при гипертонии, неврозах сердца, вегетоневрозах, ангиоспазмах, при диабете, нефрите. Их считают средством, способствующим долголетию (Шретер, 1975).
Семейство EUPHORBIACEAE — молочайные
Секуринега полукустарниковая — Securinega suffruticosa (Pallas) Rehder.
Растет на скалах и крутых каменистых южных склонах. У нас — только по Аргуни, у Нерчинского Завода, у селений Бура, Булдуруй, Аргунск, Старо-Цурухайтуй. Цветет в июне—июле. В качестве сырья заготовляют облиственные слабоодревесневшие верхушки побегов с бутонами, цветками или плодами с июня по сентябрь; их высушивают и отправляют на алкалоидные заводы. Все части растения содержат алкалоиды: в листьях 0,38—0,80%, в верхушках стеблей — до 0,19%, основную часть которых составляет секуринин. В меньших количествах в растении найдены суффрутикодин, суффрутиконин, аллосекуринин, дигидросекуринин, секуринолы А, В и С. Кроме того, листья содержат 1,3% рутина. В корнях обнаружен аллосекуринин (Шретер, 1975). В стеблях секуринеги содержатся дубильные вещества, крахмал и различные аминокислоты (Турова, 1974).
Алкалоид секуринин, добываемый из растения, назначают больным с различными поражениями центральной и периферической нервной системы: с двигательными расстройствами, зависящими от понижения возбудимости нервнорефлекторного аппарата; при парезах и параличах после инфекционных заболеваний, особенно вызванных полиомиелитом; при периферических параличах лицевого нерва; общей слабости; гипотонии; остром упадке сердечной деятельности; хроническом алкоголизме и половом бессилии (Атлас..., 1962). Выпускается секуринин в виде азотнокислой соли — секуринина нитрата в таблетках по 0,002 г, 0,4%-ном растворе во флаконах по 20 мл и 0,2%-ном растворе в ампулах по 1 мл.
Молочай Фишера, молочай Палласа, мужик-корень — Euphorbia fischeriana Steudel – E.pallasii Turcz.
Многолетнее травянистое растение с очень длинным, толстым ветвистым корнем (благодаря сходству с женьшенем довольно часто называемое местным населением ошибочно женьшенем). Действительно, корни этого растения отдаленно напоминают знаменитый уссурийский женьшень. У них, как и у женьшеня, имеются головка, шейка, тело и даже — у некоторых экземпляров — руки и ноги, да и цветом своим, если их очистить от пробки, похожи на женьшень, но на этом их сходство и заканчивается. На самом деле корни эти по своим размерам весьма далеки от корней женьшеня, по сравнению с ним они просто гиганты, ибо вес их достигает нескольких килограммов. При повреждении их из ранок выделяется обильный белый млечный сок, отсутствующий у женьшеня; да и растет молочай Фишера по открытым местам, тогда как женьшень — растение тенелюбивое.
Растет молочай Фишера по южным и юго-западным каменистым и щебнистым склонам в юго-восточных и южных районах Читинской области по рекам Онону, Шилке, Аргуни и в других местах.