- Синьор сторож, как видите, это явное недоразумение. Я не меедь!
- Я и сам это вижу. Но что же ты делал в пруду?
- Я купался.
- Тогда я прежде всего тебя оштрафую, потому что в общественных мес- тах купаться строжайше ворещено.
- У меня нет при себе денег, но если вы будете так любезны...
- Я вовсе не любезен и пока не получу с тебя штрафа, ты посидишь у меня в клетке с обезьянами. Ты там проведешь ночь, а утром мы смотрим, что с тобой делать.
Обезьяна радушно встретила гостя и, не дав ему опомниться, принялась болтать так же бессвязно и путано, как ианьше.
- Я рассказывала вам, - говорила она, раскачиваясь на хвосте, - о пу- тешественнике с красной и бритой головой. Если я говорю, что у него го- лова была красная бритая, значит, так оно и было. Я никогда не вру, то есть вру только в случае крайней необходимости, разумеется. Однако, зна- ете, я люблю приврать. Да-да... У вранья какой-т особый приятный вкус... Иной раз...
- Послушайте, - попросил ее Чиполлино, - не могли бы вы отложить свои признания до завтрашнего утра? Мне очь хочется спать.
- Может быть, спеть вам колыбельную? - предложила Обезьяна. - Баюш- ки-баю...
- Нет, спасибо. Я и так засну.
- Прикрыть вас одеялом?
- Но ведь здесь нет одеял!
- Конечно, нет, - пробурчала Обезьяна. - Я это предложила из вежли- вости, но если вы хотите, чтобы я была невежливой, то пожалуйста!
Сказав это, обиженная Обезьяна повернулась к нему спиной и замолчала.
иполлино, конечно, воспользовался наступившей тишиной, чтобы немед- ленно заснуть. Напрасно Обезьяна ожидала, что Чиполлино попросит ее обернуться. Не дождавшись его просьбы, она решила сменить гнев на ми- лость и снова заговорить с ним. Однако, повернувшись к мальчику, она увидела, что он крепко спит.
Еще больше разобидевшись, Обезьяна ушла в уголок, свернулась в клубо- чек и принялась наблюдать за спящим.
Чиполлино пробыл в обезьяньей клетке целых два дня. Дети, которых приводили в зоологический сад их мамы и няньки, смотрели на него с вос- хищением: они никогда еще не видели обезьян одетой так же, как и они сами.
Только на третий день бедному Чиполлино, которого вконец извела со- седка-обезьяна, удалось послать записочку Вишенке. Тот приехал в город с первым же поездом, заплатил за Чиполлино штраф и освободил его из плена.
Пересчитав деньги, сторож сердечно попрощался со своим пленником и даже попросил его почаще заглядывать в зоологический сад.
- Ладно, ладно! - ответил Чиполлино, торопясь на поезд.
По дороге он прежде всего справился у Вишенки своих друзьях, остав- шихся в пещере, и очень встревожился, узнав, что они бесследно исчезли.
- Не понимаю, - сказал он, пожимая плечами. - этом убежище они были в полной безопасности. Что же заставило их покуть пещеру?
ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ
Путешествие в веселом поезде
ыйдя из зоологического сада, Чиполлино с Вишенкой сели в поезд.
Об этом поезде я вам еще ничего не рассказывал. Это был удивительный поезд: он состоял только из одного вагона, и все места в нем были у окон, так что отовсюду были очень хорошо видны поля, леса, горы, станции и встречные поезда. Вы понимаете, как это важно для ребят, едущих в по- езде! Сиди себе у окна и смотри, сколько твоей душе угодно.
В поезде были устроены особые приспосления для толстых пассажиров: углубления с полками, на которые толсти клали свои животы. Так им было очень удобно ехать, и они никому не мешали.
Когда Чиполлино с Вишенкой садились в поез они вдруг услышали голос тряпичника Фасоли:
- Смелее, смелее, синьор барон! Еще одно усилие - и мы с вами будем в вагоне!
Оказалось, что в поезд садился барон Апельсин. Понятно, из-за толсто- го живота посадка была для него оче трудным делом. Бедный тряпичник никак не мог втолкнуть барона в вагон. К нему на помощь явились двое но- силиков, но и втроем им не удалось протиснуть пассажира в дверь ваго- на. В конце концов прибежал начальник станции и тоже уперся обеими рука- ми в спину барона. К несчастью, начальник станции совсем позаб, что во рту у него свисток, и нечаянно свистнул.
Машинист решил, что это сигнал к отправлению, и повернул рычаг. Поезд тронулся.
- Стой, стой! - закричал начальник не своим голосом.
- Помогите! - завопил барон Апельсин, багровея от страха.
Однако ему повезло: когда поезд тронулся, произошел такой сильный толчок, что барон втиснулся наконец в вагон. Толстяк вздохнул с облегче- нием, положил свой живот на полку в углублении вагона и сейчас же раз- вернул сверток, в котором был целый жареный барашек.
Благодаря всей этой кутерьме Винка и Чиполлино проскользнули в ва- гон незамеченными.
Во время пешествия барон был слишком занят едой, чтобы обратить внимание наальчиков. Правда, Фасоль сразу же заметил их, но Вишенка приложил палец к губам, призывая его к молчанию, и тряпичник знаками по- казал, что он все понял и не раскроет рта.
Но расстанемся пока с нашими двумя друзьями, которые удобно устрои- лись в вагоне под самым носом у барона ельсина, опьяненного ароматом жареного барашка, и посмотрим, что делается в других местах.
В те самые минуты, когда поезд проходил мимо знакомого нам леса, ка- кой-то дровосек пришел на помощь сыщику и его собаке и снял их с дуба, на котором они провисели почти два дня.
Сыщик и его собака размяли ноги и помчались продолжать свои поиски.
Проводив их удивленным взглядом, дровосек принялся было рубить дуб, как вдруг перед ним появился целый взвод Лимончиков с офицером Лимоном во главе.
- Смирно! - скомандовал офицер. - Руки по швам!
Дровосек уронил топор и вытянул руки по швам.
- Не видел ли ты здесь собаку и ее хозяина?
Дело в том, что в замкбыли очень обеспокоены таинственным исчезно- вением мистера Моркоу и его собаки и решили послать целый взвод поли- цейских на розыски. Дровосек, как и все бедняки, не оченьто доверял по- лиции. Человек и собака, которых он нашел привязанными к дубу, вели себя очень странно: едва он их освободил, они легли на землю, прислушались к отдаленным звукам и бросились бежать как сумасшедшие. Дровосеку они и в самом деле показались сумасшедшими. Ни за что в мире не хотел бы он вы- дать их полицейским, которые, очевидно, собирались арестовать тех, кого исли.
- Человек и собака только что были здесь и пошли вон туда, - сказал он, показывая в противоположную сторону.
- Вот и прекрасно! - скликнул офицер Лимон. - Значит, мы сейчас их догоним... Смиррно!
Дровосек снова вытянул руки по швам, а потом вытер со лба пот и стал рубить свой дуб, глядя вслед Лимону и Лимончикам, которые с каждым шагом удалялись от тех, кого искали.
Не прошло иетверти часа, как дровосек опять услышал быстрые шаги, и перед ним появились запыхавшиеся и усталые мастер Виноградинка, кум Тык- ва, кум Черника, адвокат Горошек, скрипач Груша и кума Тыквочка. Они пе- ревелдух и спросили, не видал ли дровосек паренька по имени Чиполлино.
Я не знаю вашего Чиполлино, - сказал дровосек растерянно, - но здесь не было никакого паренька.
- Если Чиполлино забредет сюда, передайте ему, пожалуйста, что мы его уже два дня ищем, -казал мастер Виноградинка, который, по-видимому, был начальником экспедиции.
Вся эта компания умчалась так же поспешно, как и предыдущая.
Прошло около часа, и подрубленное дерево уже готово было повалиться на землю, когда из чащи вышли Чиполлино и Вишенка. Вишенка решил не воз- вращаться домой, пока он не поможет Чиполлино найти пропавших друзей. Узнав, что одного из мальчиков зовут Чиполлино, дровосек в точности пе- редал ему слова мастера Виноградинки. Тут только оба мальчика поняли, что беглецы покинулпещеру для того, чтобы искать пропавшего Чиполлино.
Так разъяснилась тайна их исчезновения.
Мальчики простились с дровосеком, и он опять остался один. Но до нас- тупления вечера его ожидало еще очень много встреч и приключений.
Сначала к нему явились Редиска и другие ребята, которые тоже искали Чиполлино, потом притащился не кто иной, как ньор Помидор в сопровож- дении синьора Петрушки. Они разыскивали Вишку и были совершенно увере- ны, что его похитили беглецы, скрывающиеся в лесу.
Наконец, перед самым заходом солнца, дровосек услышал целый оркестр колокольчиков. Сначала он подумал, что это возвращаются полицейские, ко- торые допрашивали его утром. Однако на этот раз в лес пожаловал с принц Лимон, собственной персоной.
Озабоченный тем, что его верная стража так долго не возвращается, он сам пустился в ть, ей навстречу. В одной карете с ним ехали графини Вишни. Польщенные тем, что им довелось сопровождать принца, они весело и непринужденно болти, будто ехали не по делу, а на охоту.
Дровосек попытался было спраться за деревьями: он знал, что бедняки не должны показываться на глаза инцу, потому что это вредно для желуд- ка и печени его высочества. Но один из придворных, старый, сморщенный Лимон, сидевший в карете справа от его высочества, заприметил дровосека и окликнул его:
- Эй ты, обванец!
- Что угодно вашей милости? - пролепетал дровосек.
- Не видел ли ты тут взвода полицейских?
Дровосек, как вы знаете, повидал за этот день не только взвод поли- цейских, но и много самого разнообразного народа. Однако, когда разгова- риваешь с принцем Лимоном, всегда лучше сказать, что ничего и никого не видел.
Тадровосек и ответил: "знать, мол, ничего не знаю, ведать не ведаю. Если бы он сказал: "Да, я их видел", - ему бы, конечно, задали много других вопросов и, может быть, вонце концов ни за что ни про что заса- дили бы в тюрьму. А на нет, как говорится, и суда нет.
Принц и его свита направились в ту же сторону, что и взвод полицейс- ких.
Вечер наступил быстро. Ради краткости и нимательности нашей истории скажем, что сразу настала темнота. В темноте приключения всегда интерес- нее - особенно в тех случаях, когда речь идет о побегах, поисках, пого- не.