Смекни!
smekni.com

Юридическая психология 7 (стр. 10 из 81)

Развитие головного мозга в ветви человека с самого начала дало возможность в инстинктивном поведении опереться на сочетание одно­временно действующих раздражителей. Чем более высокоразвито позво­ночное животное, тем легче изменившиеся условия среды снимают устаревшие инстинктивные формы поведения.

Навыками у животных называются приобретенные в индивидуальном опыте формы поведения, которые обеспечивают дифференцированное приспособление животного к меняющимся условиям среды. По своим механизмам навыки являются сложными условными рефлексами и осу­ществляются с помощью высшей нервной деятельности.

Простейшие навыки могут образовываться даже у одноклеточных животных. Так, таракана можно приучить брать пищу только с черных квадратов шахматного поля. Пчелы не только хорошо запоминают ри­сунки полевых цветов на лотках улья и постепенно учатся запоминать дорогу к улью, но и вырабатывают условные рефлексы на запах клевера.

Развитие сигнального значения отражения среды, то есть психичес­кого отражения, происходит, когда появляется биологическая необходи­мость предвидения событий в изменяющейся среде. Примером воздей­ствия среды, имеющего сигнальное значение, является такой звук или запах, который сам по себе не способен влиять на жизненные процессы, но может служить сигналом близкой опасности или добычи. Так, на­пример, если лягушка не видит человека, то он может кричать и свис­теть — она не будет реагировать. А слабый звук шлепка об воду воспри­нимается лягушкой как сигнал опасности, замеченной другой лягушкой, и заставляет ее прыгать в воду. Первые звуки — крик, свист у лягушки не имеют сигнального значения, какое они имеют, в частности, у оленя, а второй — имеет. Но если какой-либо раздражитель приобрел у живот­ного сигнальное значение, значит, оно уже обладает способностью к психическому отражению и, следовательно, имеет психику.

В жизни навыки, развиваясь, приводили к возникновению наиболее сложной формы поведения животного — рассудочного. Рассудочными, их еще называют интеллектуальными, являются формы поведения, направленные на решение новых задач не путем унаследованных или ранее приобретенных в личном опыте способов, а на основе отражения существующих между предметами связей и отношений.

Известно, что рассудочное поведение — основная форма деятельнос­ти человека. Нам общи с животными все виды рассудочной деятельнос­ти: индукция, дедукция, абстрагирование, анализ незнакомых предме­тов. Без этой преемственной линии развития появление мышления человека действительно было бы чудом. Развитие простейшего рассу­дочного поведения животных было связано с возникновением возмож­ности предметного отражения их на основании комплекса ощущений. Так, шимпанзе способны различать и запоминать треугольники, шары, пирамиды по их окраске и форме и использовать эти дифференцирован­ные представления в своем поведении.

Простейшим видом рассудочного поведения, опирающегося на от­ражение соотношения между предметами, являются так называемые обходные действия, недоступные, в частности, курам, однако хорошо доступные собакам и полностью доступные человекообразным обезьянам. Наиболее полно проявляется рассудочная деятельность при попыт­ках использования животными разных предметов в качестве простейших орудий.

Проведенные под руководством И.П. Павлова опыты с шимпанзе Рафаэлем и Розой показали, что эти животные обладают умением подмечать некоторые связи между предметами и использовать их с целью удовлетво­рения своих потребностей. Перед Рафаэлем был поставлен ящик с апель­сином, который ясно виднелся через отверстие. Животное пыталось ов­ладеть им, но наткнулось на неожиданное препятствие: на пути стояла зажженная спиртовка, и Рафаэль обжегся. Это не помешало, однако, ему справиться с задачей. Он направился к баку с водой, притащил его к ящику, погасил огонь и достал приманку. В других случаях эта задача решалась Рафаэлем еще проще: для того чтобы погасить спиртовку, он уже не тащил целый бак с водой, а набирал воду в кружку или в рот и гасил пламя. И.П. Павлов, наблюдая за этими опытами, сказал: «Мы начинаем понимать, каким образом происходит мышление человека, о котором столько разговоров и столько всякой пустой болтовни»*.

____________________________________________________________________________

* Павловские среды. Т. 2. М.-Л., 1949. с. 586.

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наслед­ственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действи­тельности — знаниями, которые представляют собой концентрирован­ный опыт человечества, передаваемый посредством речи. Психика чело­века формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных услови­ях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это об­щественный труд с использованием орудий труда и языковое общение. С возникновением прямохождения у человека освободились руки, рас­ширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это, безусловно, привело к возникно­вению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредствуется общественно выработанными знаниями. Высшей формой психики является сознание человека, которое возник­ло, как мы уже отметили, в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком и речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Как правило, они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

§ 2. Психика и мозг

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятель­ностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последова­телями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии.

Следует отметить, что связь психики и мозга понималась не всегда правильно. Одно ошибочное представление об этой связи получило название психофизического параллелизма, которого со времени Рене Декарта придерживались почти все представители так называемой эм­пирической психологии. Согласно этому неправильному взгляду физио­логические и психологические процессы в мозгу протекают параллельно друг другу, но независимо одно от другого; при этом психика часто рассматривается как эпифеномен, то есть второстепенное, побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям.

Другое ошибочное понимание связи психики и мозга связано с отож­дествлением психического и физиологического. В частности, предста­вители немецкого вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысль таким же выделением мозга, как желчь — печени. От подобной ошибки предостерегал еще Ф.Энгельс, который отмечал, что мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но разве этим исчерпывается сущность мышления?*

_____________________________________________________________________________

* Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 20, с. 563.

Чтобы правильно понимать взаимосвязь психики и мозга, необходимо иметь представление о строении и функциях нервной системы человека.

Нервная клетка с ее отростками представляет собой морфологичес­кую единицу нервной системы, называемую нейроном. Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна — периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и исполнительными органами — мышцами и железами. Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.

В жизни стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т.д.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы — серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувст­вительным нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным нервным волокнам к исполнительным органам, в част­ности к мышцам и железам. Эти исполнительные органы называются эффекторами. Следует отметить, что основная функция нервной системы — это интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга, в котором различают серое вещество, являющееся скоплением нервных клеток, и белое вещество, представляющее собой пучки нервных воло­кон, соединяющее одни клетки их группы с другими.

В спинном мозгу серое вещество расположено в глубине мозга и име­ет в разрезе форму, напоминающую бабочку. В задних «рогах» спинного мозга расположены клетки, получающие импульсы с периферии и передающие их в передние «рога» или кверху в головной мозг. Передние «рога» состоят из двигательных клеток, получающих импульсы из зад­них «рогов» или из вышележащих центров и передающих их на периферию. Серое вещество спинного мозга окружено белым веществом, или так называемыми столбами: передними, боковыми и задними, состоящими из пучков проводящих нервных волокон. По передним столбам нервное возбуждение идет от центра к периферии; по задним — от периферии к центру. Следует отметить, что в ряде случаев нервный импульс не поднимается выше спинного мозга и нервная деятельность осуществляется по механизму так называемых спинномозговых рефлек­сов. В частности, если человеку, даже спящему, уколоть руку, он ее отдернет. Ход нервного импульса при этом будет от рецептора по афферентному нерву в спинной мозг, передача его — из задних «рогов» в передние и по афферентному нерву в мышцу. Мышца со спинным мозгом связана не только эфферентными, но и афферентными нерв­ными волокнами, по которым идет сигнал о сокращении или, напротив, расслаблении мышц. Это пример простейшей обратной связи нервной регуляции и деятельности организма.