Интеллектуальные (от лат. intellectus - разум), или мыслительные, процессы отражают существенные связи между явлениями.
Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания.
Чувственное отражение у человека всегда связано с логическим познанием, мышлением. Единичное в чувственном познании человека отражается как проявление общего. В чувственном познании существенную роль играет язык, слово, которое всегда выполняет функцию обобщения. В свою очередь логическое познание (мышление) основывается на данных чувственного опыта, на ощущениях, восприятии и представлениях памяти. В едином процессе познания осуществляется непрерывное взаимодействие всех познавательных процессов.
На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление, воображение. Иначе как через ощущения мы ни о каких формах движения ничего узнать не можем. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс.
В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (например, более высокая или более низкая температура).
Как правило, накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека,
В жизни восприятие окружающих предметов представляет собой динамический процесс. Человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п.
Связаны акты человеческого восприятия также с анализом и синтезированием впечатлений, получаемых от объекта, воспринимаемого при различной освещенности, удалении, под разными углами зрения, в различных положениях и условиях (туман, дождь, снег и т. д.). Наблюдатель получает при этом более правильное представление о его форме, цвете, размере, соотношении частей. На основе различных представлений от разных ракурсов восприятия все более ясным и точным делается синтетическое впечатление лучшего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого о наблюдаемом предмете.
Отметим, что, несмотря на то что физическое существование внешних объектов никак не связано с мозгом, свойства и отношения внешних объектов трансформируются в процессе восприятия благодаря тому, что в них участвуют основные психические процессы, содержанием которых являются эти свойства и отношения. Так, мысль раскрывается в признаках тех объектов, отношения между которыми она отражает, а эмоция — в терминах, обозначающих отношения к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают. Цвет, звуки, запахи, формы предметов и явлений выступают в восприятии то с большей, то с меньшей силой — в зависимости от установок, внимания личности.
Внимание может быть специально направлено на восприятие отдельной стороны вещей и явлений и этим содействовать их тонкому различению, установка же облегчает восприятие объектов. Сложность формирования материалов показаний заключается и в том, что в акт восприятия включаются имеющиеся у субъектов ранее сложившиеся представления о предметах такого рода и накопленные знания о них.
Так, предметом допроса обычно являются обстоятельства, которые имели какое-либо отношение к событию преступления. Но из этого не следует, что материал будущих показаний воспринимается изолированно от тех предметов и событий, которые не относятся к предмету допроса. Если бы человек каждый раз пользовался только теми сигналами из внешнего мира, которые в данный момент получают его органы чувств, то вряд ли была бы возможна сознательная деятельность. Умение ориентироваться в том, что происходит вокруг, понимать назначение воспринимаемых объектов дает человеку его жизненный опыт, в основе которого лежит память. Восприятие человеком любого предмета представляет собой не просто приобретение чувственных данных зрительного, слухового или иного характера, а всегда связано с осмысливанием, истолкованием увиденного, будет ли восприятие длительным или мгновенным. Проявление единства этих процессов П.М. Якобсон описывает так: «В ходе первичного и повторяющегося всматривания в предмет происходит истолковывание увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно или в группе, сопоставления их с целым происходит выяснение соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами»*. Как правило, такими ориентирами могут выступать, характер движения, особенности звука, контур предмета и т. д. Обычно люди не осознают все звенья процесса восприятия, например, характер сопоставления частей воспринимаемого объекта, оценку продолжительности процесса восприятия, взвешивание тех или иных соображений, которые приходят в голову в ходе сопоставления, и т. д. Вследствие того что они тысячи раз видели подобные явления и предметы, их различные формы, цвета, контуры, размеры, длительности, процесс восприятия и истолкования может быть сокращенным и даже мгновенным. Осмысливание и истолкование происходит более развернуто и осознанно, как бы «выходит» наружу лишь в тех случаях, когда появляются затруднения и сомнения при восприятии. В этом случае воспринимающий мысленно, иногда даже вслух рассуждает о том, что видит. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным.
_____________________________________________________________________________
* Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964, с. 11—12.
В настоящее время психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юридическая психология может использовать положения инженерной психологии. В условиях нынешнего научно-техничного прогресса нередко приходится допрашивать свидетелей, потерпевших, подозреваемого и обвиняемого об информации, полученной через новейшие средства связи. В последние годы в производстве следственных органов возникают новые категории уголовных дел, связанных с авиационными и железнодорожными катастрофами, работой скоростных машин и аппаратуры. В связи с этим следственным работникам необходимо знать, какие ошибки возможны в восприятии, переработке сигналов от приборов и технических установок свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми.
Важное значение для успешного исследования показаний потерпевших и свидетелей имеет знание основных вопросов психологии этих показаний. Дача показаний органам дознания и расследования связана с различными сторонами психической деятельности человека. Чтобы человек мог дать показания, он, конечно, должен ранее наблюдать события, интересующие органы расследования. Воспринятое им должно оформиться, сложиться в его сознании, должно быть удержано им в памяти в течение более или менее длительного промежутка времени и, наконец, должно быть изложено следователю. В каждом из этих моментов процесса формирования показаний свидетелей и потерпевших в силу самых различных причин объективного и субъективного свойства возможны ошибки, которые, безусловно, могут отразиться на достоверности показаний в целом. Поэтому для лучшего изучения факторов, могущих оказать влияние на достоверность показаний, остановимся на них более детально.
Один из важнейших вопросов психологии — это проблема внимания, под которым понимается направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо определенном. Известно, что на каждого из нас в каждый данный момент действуют тысячи самых разнообразных раздражителей, вызывая зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения. Однако не все внешние раздражения, которые действуют на наши органы чувств, доходят до нашего сознания, запечатлеваются с одинаковой яркостью. В каждый данный момент мы отчетливо воспринимаем лишь сравнительно небольшое количество предметов. В связи с этим отметим, что внимание к одному или нескольким предметам всегда есть вместе с тем, однако, невнимание ко всем остальным. В этом смысле психологи говорят, что в явлениях внимания обнаруживается избирательный характер сознания. Именно потому, что человек обращает внимание на одни объекты, он тем самым отвлекается от других. В практической деятельности те внешние раздражения, которые не сосредотачивают нашего внимания, или вовсе не доходят до нашего сознания, или доходят до него очень слабо, оставляют в нем совсем незначительный и легко забывающийся след.
Отметим, что направленность внимания определяется и интересом, значением определенных, конкретных фактов для данного человека. Такую личность прежде всего интересует все то, что близко связано с деятельностью, к которой он в данный момент имеет отношение, работой, которую он выполняет. Следует отметить и зависимость качества восприятия от состояния органов чувств человека. У разных людей различны острота и сила зрения или слуха, впечатлительность обоняния, вкуса и осязания, неодинакова способность различать цвета, локализовать звук, определять время и пространство.