Смекни!
smekni.com

Юридическая психология 7 (стр. 20 из 81)

8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления — стер­жень мыслительного процесса работника юридического труда, без кото­рого он не может установить истину.

Специфической особенностью творческих процессов решения задач является присутствие в них интуиции. Интуицию обычно рассматрива­ют как специфический метод познания, при котором возникает ил­люзия прямого усмотрения искомого вывода. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежу­точных звеньев познания. Эффективность принятии интуитивных ре­шений зависит от многих факторов. Здесь особенно важен опыт судьи и следователя, их знания, умения, навыки. Большую роль играет также их психическое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на генерировании интуитивных решений, и, наоборот, страх, подавленность, растерянность низводят интуицию до уровня бес­предметного гадания. Интуиция, кроме того, связана с индивидуально-психологическими особенностями человека: одни люди склонны действовать во многих случаях из логики фактов, другие очень часто по­лагаются на интуицию. Однако во всех случаях основой интуиции является опыт, и ее силы и слабость коренятся в прошлом опыте.

Характерологические свойства личности и структура ее мотивов зави­сят также от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта*. На практике в большинстве случаев следователь не учитывает какого-то одного факта во всех версиях, так как в деле имеются многочисленные признаки явлений, которых он в данный момент не осознает.

_____________________________________________________________________________

* Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977, с. 360.

Следует отметить, однако, что рациональные, сознательно организован­ные действия следователя на этом этапе играют существенную роль для интуиции. С помощью их можно определить и очертить район поиска, сконцентрировать творческое мышление. Оказывается здесь и неосознан­ное решение проблемной ситуации, и признаки элементов, из которых строится ее решение. Именно эти, первоначально не осознаваемые при­знаки элементов проблемной ситуации направляют процесс по правиль­ному пути, а «неожиданное» для следователя нахождение правильного пути является внешним проявлением, интеллектуальной интуицией*. На практике действительно незамеченное свойство вещи или явления при подробном анализе оказывается «подсказанным» из другой ситуации, яв­ления, увиденных следователем. Чаще всего следователь не осознает эту подсказку — решение задачи для него кажется неожиданным. Большинст­во психологов не отрицает, что решение творческой задачи интуитивным путем проходит бессознательно или подсознательно**.

_____________________________________________________________________________

* См.: Психология мышления. Под ред. Матюшкина А.М. М., 1965.

**Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967, с. 240.

Следует согласиться с В.Л. Васильевым, который считает, что в сфере сознания интуитивное решение проявляется при определенных услови­ях. В частности, если налицо ситуация напряженной поисковой де­ятельности следователя, которая выражается в двух сферах: эмоциональ­ной и мыслительной. Следователь стремится снять свое возбуждение, вызванное поисковой доминантой, путем целеустремленного мысли­тельного процесса, направленного на решение проблемной ситуации. Именно поисковая деятельность следователя и определяет особенность последующей ориентировки в ситуации, когда наступает ситуация «под­сказки» и выдвигается правильная версия по конкретному уголовному делу. В практической деятельности наиболее благоприятные условия для верного решения дела складываются в тот момент, когда следователь перебрал все возможные варианты по делу, но еще не достиг стадии, на которой гаснет поисковая доминанта, то есть основным условием здесь является целеустремленность и настойчивость, увлеченность делом.

Чем больше насыщать содержание прямого продукта действия в ситуации подсказки, чем больше этим заинтересовывать испытуемого, тем менее возможно решение задачи*. В условиях творчества следователя это означает, что интуитивное решение тем вероятнее, чем менее содер­жательна прямая цель действия, в котором следователь наталкивается на неосознанное явление, объективно содержащее ключ к решению задачи.

_____________________________________________________________________________

* Пономарев А.Я. Психика и интуиция. с. 246.

Успех решения задачи зависит «от степени автоматизации того спо­соба действия, которым осуществлялось выполнение подсказки. Чем менее автоматизирован был этот способ, тем лучше решалась задача»*

_____________________________________________________________________________

* Пономарев А.Я. Психика и интуиция. с. 246.

Натолкнуться на интуитивное решение в реальном творчестве больше шансов, если делать что-либо малопривычное.

Еще одно условие возникновения интуиции — предварительное уп­рощение проблемы. Для следователя большое значение имеет мастерст­во в самонаблюдении, в самопознании, являющемся одновременно опосредствованным объективным знанием.

Как часть творческого мышления интуиция не включает, а предполага­ет сознательное дискурсивное мышление, способное развернуть догадку в системе доказательств, отыскать ее фактические основания, объяснить процесс ее формирования и в конце концов обнаружить ее правильность или ошибочность. Основное назначение интуиции в процессе расследо­вания дела состоит в том, что она создает гипотезы. Важную вспомога­тельную роль она играет в процессе доказывания, но совершенно безраз­лична с точки зрения конечных результатов этого процесса для принятия процессуальных решений. Интуиция является эвристическим, а не дока­зательственным процессом, и ее заключение носит вероятностный харак­тер. Интуицию обычно рассматривают как специфический метод позна­ния, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и дока­зательств как промежуточных звеньев познания. В настоящее время считается, что переход от одной логической системы к другой при рассуждении возможен лишь с помощью интуиции.

Ранее мы уже отмечали, что мышление, как и воображение, нужно на всем протяжении расследования уголовного дела. Воображение нераз­рывно связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в резуль­тате труда. Заранее предвосхищая цель своей деятельности, человек непрерывно развивает свое воображение. Воображением называется психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта. Построение образов воображения, то есть таких образов, ко­торые мы не находим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека. Без раз­витого воображения следователя невозможно ни выдвижение версий, ни осуществление мысленного эксперимента, ни оценка прошедших событий. Воображение обслуживает вероятностное мышление — основ­ной механизм творческого решения нестандартных задач. В практи­ческой деятельности следователя постоянно возникает необходимость реконструкции, мысленного воссоздания прошедших событий по от­дельным сохранившимся их следам, последствиям. Это воссоздающее воображение возможно лишь на основе знаний всеобщих связей соот­ветствующих явлений. Лишь на этой базе можно выдвинуть обоснован­ную следственную версию и воссоздать событие преступления.

Практика предварительного расследования показывает, что изыскание необходимого и возможного способа, приема расследования конкретного типа следственной ситуации зависит от профессиональных знаний следо­вателя, гибкости его мышления и развитого воссоздающего воображения.

Экспериментальные исследования процесса мышления показали на­личие устойчивой корреляции между мышлением, памятью, вниманием и восприятием. Наиболее показательны корреляции между мышлением и различными сторонами памяти. Для развития мышления важны также процессы чтения, говорения, обобщения, сравнения, анализа, синтеза и т. д. Таким образом, для того чтобы формировать и развивать мышле­ние, нужно как можно активнее тренировать все структурные компо­ненты интеллекта.

Особое значение для развития творческого мышления имеет решение проблемных задач. Проблемная задача — это начало мысли. Она харак­теризуется тем, что создает определенное противоречие между знани­ями, которыми обладает человек, и явлениями, которые он не может объяснить в рамках имеющихся у него знаний. Появление этого затруд­нения порождает активизацию мышления, воли, эмоций. Человек ищет решение задачи, и в процессе поиска формируются профессиональные качества мышления.

§ 4. Речь в юридической работе

Мышление и речь человека развиваются и проявляются в единстве, В любом виде мышления обнаруживается роль речи, которая есть непо­средственная действительность мысли. Слова являются средством об­разования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, яв­лений в сознании.

Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д.

С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, влияют друг на друга и воздействуют на себя. Для выяснения сути и механиз­мов всех этих явлений, их роли в условиях юридической деятельности целесообразно провести различие между языком и речью.

Язык — система знаков, необходимых для человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляются познание мира, управление человеческим поведением и т. д.

Развитие языка связано прежде всего с коллективным трудом, необ­ходимостью общения и взаимодействия. Возникновение членораздель­ной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества, сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколе­ний. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психи­ческих функций, будучи наиболее тесно связанным с мышлением. Жес­ты — вспомогательное средство общения, хотя с их помощью может быть передано многое.