_____________________________________________________________________________
* См.: Платонов К.К. Личность и труд. М., 1965. с. 19.
** Кон И.С. Социология личности. М., 1967, с. 7.
*** Шорохова Е.В. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974, с. 17
Каждый конкретный человек — это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально-типические черты класса, этнической общности, группы. Чтобы понять конкретного индивида, надо изучить его как личность. В Древней Греции слово «личность» (persona) обозначало маску (русское «личина»), которую надевал актер в театре, а затем самого актера и его роль. У римлян это слово употреблялось с указанием социальной функции или роли: личность отца, личность обвинителя, личность судьи и т. д. При употреблении слова «личность» повсеместно стали подразумевать «роль», которую играет в обществе тот или иной человек.
Различают две разновидности ролей: конвенциальные и межличностные*.
_____________________________________________________________________________
* См. подробнее по данной проблеме: Ананьев Б.Г. Общие вопросы социологической и психологической теории личности. В кн.: О проблемах современного человекознания. М., 1977,с. 229-252.
Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности — отец, мать, сын, начальник, руководитель и т. п. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат на поверхности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истинное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые делают его лидером. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся к отцу как к главе семейства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненные наблюдения и исследования показывают, что отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т. д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли.
В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое «официальное» положение, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга.
Важность названного феномена заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства собственного достоинства.
Люди с развитым чувством собственного достоинства отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутренними конфликтами, подавляют склонности, которые доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с низким уровнем чувства собственного достоинства обладают противоположными качествам. У тех и у других в связи с этим формируются специфические качества самосознания.
Самосознание — это прежде всего осознание себя в качестве устойчивой, более или менее определенной единицы, сохраняющей свою независимость и целостность в различных ситуациях. Самосознание — это образ «Я», установка по отношению к самому себе. Каждый человек, если у него нормально функционирует самознание, в какой-то степени осознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же он отказывается от этого полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свой уровень самосознания, вводит в действие механизмы психологической защиты. «Идея «психологической защиты», — пишет В.Ф. Бассин, — отразила совершенно реальную и важную сторону психической деятельности... Психологическая защита является нормальным, постоянно применяемым психологическим механизмом...»*.
_______________________________________________________________________
* Бассин В.Ф. О силе «Я» и психологической защите. Вопросы психологии, 1969, №2, с. 124.
На формирование личности оказывают влияние как деловые, так и личные отношения.
Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой (семья, сотрудники кафедры и т.п.), называется малой группой. Наиболее развитая социальная группа — коллектив.
Основное назначение социальной группы — целенаправленное регулирование межличностных отношений для реализации интересов группы. В социальной группе индивид находится в отношениях не только с другим индивидом, но и с множеством членов группы.
Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус личности. Поведение личности в соответствии с его общественным статусом называется социальной ролью.
Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдельные свойства личности.
В своей микросреде человек вступает в непосредственные личные контакты, возникают межличностные отношения, которые зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от их социального статуса. Люди часто тормозят в себе те проявления, которые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью (от лат. слова con-formis — подобный). Чем выше степень единства в группе, тем выше требования конформности, тем меньше вероятность отклонений.
Человек усваивает ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим к нему окружением, с которым он контактирует. И если в нем преобладают мнения, позиции и представления, противоречащие нормам морали и права, то, разделяя их, индивид вступает в конфликт с обществом и законом. Так, совместная преступная деятельность подростков оказывает на соучастников значительно большее разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в одиночку. Подросток, приобщаясь к атмосфере преступной группы, подвергается быстрой десоциализации.
Социальные нормы являются важнейшими средствами социального воздействия на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых им типа поведения и свойств личности.
В процессе деятельности, общения и взаимодействий в обществе и группах у личности вырабатывается нормативно-ценностная система — особое психологическое образование — важнейший компонент внутреннего мира личности, интегративная система внутренних регуляторов поведения человека. Формирование этой системы — основное направление социального развития личности как специфического в психологическом плане процесса становления гражданина.
Полнота и степень реализации прав и свобод во многом зависят от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентации и других психологических свойств и качеств. Социально-правовая активность проявляется как способ самоактуализации личности, реализации ее внутреннего социально-политического и нравственного потенциала*.
________________________________________________________________________
* Новик. Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. Минск, 1989, с. 87-89.
§ 2. Психологическая структура личности
Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, «фундаментальное значение имеет сознание... Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности»*. Сознание, и мы уже это отметили, является тем структурным компонентом, который цементирует всю структуру личности.
________________________________________________________________________
* Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. , 1959, с. 122.
К.К. Платонов считает, что структура личности складывается из четырех подструктур:
1) биологически обусловленных особенностей; 2) особенностей отдельных психических процессов; 3) опыта личности; 4) социально-обусловленных качеств. Однако точка зрения К.К. Платонова оспаривается отдельными учеными-психологами.
Структура личности, полагает другой психолог А.Г. Ковалев, образуется путем соотношении психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства направленности характера, темперамента и способностей*. В учебнике «Общая психология» под редакцией А.В. Петровского основными структурными компонентами признается также темперамент, характер и способности.
________________________________________________________________________
* Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
Если мы проанализируем все известные точки зрения на психологическую структуру личности, то придем к выводу о том, что в этой структуре следует выделять прежде всего темперамент, характер и способности*.
________________________________________________________________________
* См.: Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, с. 38—42, 86—97; Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. , 1986; Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
Темперамент характеризует тип нервной системы человека. Представляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Слово "темперамент" произошло от латинского слова «темпераментум», означающего «надлежащее соотношение частей» — четырех жидкостей в теле человека. Отсюда и происходит название темпераментов: кровь (сангвие) — сангвиник; слизь (флегма) — флегматик; желтая желчь (холе) — холерик; черная желчь (мелано холе) - меланхолик. Эту систему темпераментов предложил в V веке до н.э. греческий врач и исследователь Гиппократ.
Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. «Темперамент, — писал Павлов, — есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума»*. Складывается тип темперамента на основе соотношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Как отмечает К.К. Платонов**, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флегматику выдержка и самообладание; холерику— страстность, активность, увлеченность в работе; меланхолику — глубокие переживания, впечатлительность. К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника — поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика — «толстокожесть», безразличие к людям, сухость; у холерика — взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий; у меланхолика — замкнутость и застенчивость*.