Смекни!
smekni.com

Юридическая психология 7 (стр. 61 из 81)

Для успешного осуществления обыска важным условием является проявление следователем бдительности. Сложная психологическая ат­мосфера обыска, серьезные неблагоприятные последствия, могущие наступить для обвиняемого в случае обнаружения у него орудий пре­ступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, могут подтолкнуть обыскиваемого, членов его семьи к противодействию, при­менению различного рода хитростей, уловок, к провокациям. Отсутст­вие у следователя необходимой бдительности, ослабление контроля за поведением обвиняемого, членов его семьи могут привести к весьма нежелательным последствиям.

Не должен следователь в течение всего времени обыска забывать и о нравственно-этических принципах. С начала и до конца обыска следователь обязан проявлять вежливость, корректность, не допуская грубости, оскорблений, каких-либо угроз. Следователь может испыты­вать чувства гнева, возмущения, осуждения по отношению к лицу, у которого производится обыск, однако все это не избавляет его от необходимости быть сдержанным, особенно к членам семьи обыскива­емого. Большое чувство такта требуется от следователя при изучении во время обыска документов, свидетельств личной, интимной жизни обыс­киваемых, переписки, фотографий, дневников.

Длительность и трудоемкость обыска делают также весьма жела­тельным наличие у следователя психологической и физической вы­носливости.

Вопросы психологического характера, как правило, возникают уже в самом начале производства обыска, когда нужно решить вопрос о спо­собе проникновения в квартиру обвиняемого таким образом, чтобы исключить с его стороны возможность сопротивления, уничтожения или перепрятывания орудий преступления, ценностей, важнейших до­казательств по делу. Можно, например, организовать какое-либо «про­исшествие» на лестничной площадке: воспользоваться приходом к об­виняемому знакомых; зная распорядок жизни членов семьи обвиня­емого, войти в квартиру в момент возвращении с работы одного из них и т. д. Обыскиваемый, его соучастники, члены их семей и посторонние лица не должны знать о предстоящем обыске.

При проведении обыска нужно учитывать образование, культурный уровень, профессию, знания, интеллектуальные способности обыскива­емого, что имеет немалое значение при выборе места и способа укрытия. Так, например, анализ уголовных дел о хищениях промышленного золота, нарушениях правил разработки недр и сдачи золота государству, спекуляции валютными ценностями показал, что расхитители, валютчики, используя знание физико-химических свойств драгоценно­го металла, для укрытия золота рассыпают его на определенном участ­ке земли. Обнаружить таким образом спрятанное золото при обыске довольно трудно. Преступники же в случае необходимости могут легко извлечь его путем промывания земли водой. Ориентируясь в основных психологических закономерностях, преступник понимает, что у следо­вателя выработана психологическая установка на обязательный поиск, притуплено внимание к тому, что лежит на виду, и этим старается воспользоваться.

Культурный и образовательный уровень человека, его профессия, интересы в значительной степени определяют условия жизни, характер обстановки в квартире и тем самым объективно обусловливают специ­фику объектов, предметов, подлежащих изучению при обыске. Поэтому все эти социально-психологические особенности личности обвиняемого требуют своего анализа при производстве обыска.

Обыск в помещении, как правило, сопровождается проведением личного обыска, так как искомые предметы могут находиться не­посредственно при обвиняемом, у отдельных членов его семьи. Следу­ет отметить, что личный обыск с целью изъятия оружия является одним из необходимых средств обеспечения безопасности участников обыска и всех присутствующих, а потому его следует провести бе­зотлагательно перед началом следственного действия. Что же касается более тщательного личного обыска обвиняемого, членов его семьи с целью обнаружения предметов и документов, могущих иметь зна­чение для дела, то его целесообразнее провести на заключительном этапе. При этом продолжают оставаться в силе уже рассмотренные ранее основные нравственно-этические принципы, призванные га­рантировать безопасность, здоровье и личное достоинство обыски­ваемых.

Обнаружение в ходе обыска изобличающих обвиняемого предметов ставит его в трудное психологическое положение, приводя к дезорга­низации многих психических процессов, ослаблению волевых устано­вок, направленных на сокрытие причастности к совершению преступле­ния- Учитывая это, целесообразно сразу после обыска произвести до­прос и очную ставку, чтобы закрепить при обыске сведения новыми данными.

На месте обыска должна быть установлена строгая дисциплина, за­прещены посторонние разговоры, ненужное хождение и иные отвлекаю­щие внимание действия, которые не вызываются необходимостью. По­лезно предусмотреть порядок решения текущих вопросов и обмена информацией между участниками обыска.

В этом же параграфе мы остановимся на проблеме задержание подо­зреваемого. Рассмотрение психологии двух таких самостоятельных следственных действий, как обыск и задержание, в одном месте обусловлено следую­щими обстоятельствами.

В большинстве случаев обыск и задержание — одновременно осу­ществляемые следственные действия, поскольку обыск в помещении преследует и цель обнаружения и задержания разыскиваемых лиц, а за­держание обязательно сопровождается личным обыском.

В психологическом плане обыск и задержание, несмотря на ряд различий, имеют немало сходных особенностей.

По сравнению с другими следственными действиями задержание в наибольшей степени носит стрессовый характер. Он выражается в ре­альной опасности для жизни и здоровья участников данного следствен­ного действия, окружающих, во внезапно меняющихся ситуациях задер­жания, необходимости глубокого и всестороннего анализа обстановки и т. д. В связи с этим при наличии названных выше факторов совсем иначе протекают многие психические процессы у сотрудников, задей­ствованных в задержании. Определенная их дезорганизованность, нару­шение последовательности мышления, чувство страха, тревоги, опас­ности, уменьшение объема внимания — все это требует учета, системы психической и физической подготовки, определенных тренировок. Поэ­тому далеко не каждый следователь или работник дознания может успешно провести задержание.

В процессе планирования и осуществления задержания большая роль принадлежит рефлексивному управлению следователя, которое за­ключается в умении провести это мероприятие с учетом особенностей личности подозреваемого, сложившейся ситуации, вероятного повеле­ния лица, чтобы лишить его возможности скрыться, вынудить доб­ровольно сдаться и т. д.

Мы уже отмечали, что психологические аспекты подготовки к за­держанию и обыску во многом схожи. Они включают в себя изучение личности подозреваемого, обстановки предполагаемого места задер­жания. Данная информация необходима для решения вопроса о вре­мени, месте и способе задержания. Всегда следует иметь в виду, что даже при наличии данных, положительно характеризующих по­дозреваемого, нельзя исключить вероятность сопротивления, в том числе и вооруженного. Вот почему столь необходимо в каждом случае сделать все для обеспечения безопасности всех участников задержания.

Вероятность сопротивления при задержании особенно часто встреча­ется у рецидивистов, которых характеризуют стойкая антиобщественная направленность, злобность, агрессивность, стремление к насилию, психопатические черты характера; крайние формы эгоизма, враждебное отношение к работникам органов внутренних дел*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Яковлев А.М. Борьба с рецидивной преступностью. М., 1964; Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. М., 1968.

В стрессовых ситуациях задержания поведение подозреваемого в зна­чительной степени определяется его эмоционально-волевыми особен­ностями. Агрессивность, злобность, несдержанность, неумение владеть собой, развязность, истеричность, склонность к аффектным вспыш­кам — все эти качества подозреваемого увеличивают возможность ока­зания им сопротивления.

Психологического анализа требует и выбор момента задержания. В практике встречаются ситуации, когда задержание приходится прово­дить без какой-либо предварительной подготовки, к этому вынуждают обстоятельства. Однако во многих случаях есть возможность выбора оптимального варианта задержания, к чему и следует стремиться. В ситуациях, когда преступник лишен возможности скрыться, причи­нить вред окружающим, но при этом находится в состоянии сильного возбуждения, вызванного страхом, отчаянием, ненавистью, алкоголь­ным опьянением, наркотическими веществами, утратил способность к самоконтролю, — не следует спешить с захватом. Разумнее дать пре­ступнику возможность прийти в себя.

Эффективным средством психологического воздействия является убеждение преступника в целесообразности добровольной сдачи. Здесь переговоры, однако, могут принести пользу только при условии знания психологических особенностей личности задерживаемого и умелого их использования. Для участия в таких переговорах имеет смысл пригла­сить людей, к которым задерживаемый питает добрые чувства, мнением которых он дорожит: его родителей, детей, родственников, друзей.

Большие психологические сложности возникают в тех редких случа­ях, когда окруженный преступник (или группа) отказывается сдаться, угрожая расправой с заложниками. В подобных случаях задача опера­тивно-следственной группы в значительной мере осложняется необ­ходимостью обеспечить безопасность заложников.