Смекни!
smekni.com

Юридическая психология 7 (стр. 70 из 81)

С другой стороны, в необычной ситуации преступления, испытывая сильное душевное волнение, потрясение, страх, человек в состоянии действовать так, как он не сможет в обстановке следственного экспери­мента. Так, убегая с места происшествия, преступник может перепрыг­нуть через широкий ров, преодолеть высокий забор, но не сумеет повторить эти действия в процессе следственного эксперимента.

Обвиняемый, а иногда и потерпевший при наличии у них определен­ной заинтересованности могут дать согласие на участие в следственном эксперименте, однако постараются не проявить свои знания, навыки, умения; скрыть возможность правильного восприятия каких-либо явле­ний. Полученный в ходе таких опытов результат не будет способствовать установлению истины по делу. Нужно очень осторожно подходить к оценке результатов следственного эксперимента. Это, однако, не означает, что в ходе следственного эксперимента не могут быть получе­ны данные, правильно отражающие реально существовавшие явления.

Следственным экспериментом руководит следователь. Именно он принимает решение о проведении следственного эксперимента, вы­двигает версии, гипотезы, определяет условия проведения, круг участ­ников, содержание, последовательность опытов, оценивает полученные результаты и т. д. Однако это не означает, что следователь должен принимать непосредственное участие в опытных действиях, находиться на всех участках.

При наборе понятых следователь исходит из сложности опытов, оцен­ки получаемых результатов. В случае необходимости могут приглашаться понятые, обладающие определенными профессиональными знани­ями, физическими данными. Психологического подхода требует реше­ние вопроса о приглашении для участия в следственном эксперименте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.

Следователь по прибытии на место эксперимента выполняет органи­зационную работу: размешает участников, распределяет между ними функции, задания, создает условия, максимально сходные с теми, в ко­торых происходили проверяемые события, и т. п. Проведение экспери­мента на том же месте позволяет смоделировать ситуацию с большей степенью достоверности. Кроме того, проведение следственного экспе­римента на том же самом месте способствует оживлению ассоциатив­ных связей, лучшему припоминанию существенных обстоятельств со­бытия преступления*.

_____________________________________________________________________________

* Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. С. 118.

Эксперимент проводят иногда и вне места события (например, если надо проверить профессиональные знания и умения обвиняемого). Мо­делирование материальных факторов допускает использование как под­линных, так и сходных с ними орудий, предметов, материалов. Следует учитывать, что использование подлинных объектов оказывает более сильное психологическое воздействие на участников эксперимента, делает полученные результаты более убедительными. Важны и условия, при которых проводится эксперимент (время года, суток, освещенность, наличие осадков и т. д.).

В самом начале эксперимента надо еще раз проверить меры безопас­ности. а затем напомнить всем участникам следственного эксперимента их задачи, последовательность и содержание опытных действий.

В условиях эксперимента участники этого следственного действия находятся в сложном психологическом состоянии, что существенно влияет на характер их действий, речь, голос. Обстановка следственного действия, особая значимость ситуации, присутствие кроме следователя еще и ряда других лиц вызывает порой у участника эксперимента напряженное состояние, весьма отличное от того, в котором находился тот же человек в момент происшествия. Подъем, испытанный во время действительного события, может смениться подавленным состоянием, или, наоборот, вместо растерянности наступит нервное возбуждение*.

_____________________________________________________________________________

* См.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. С. 268.

Главным в следственном эксперименте является проведение опытов и правильная оценка полученных результатов. Задача следователя — организовать производство опытов, осуществлять контроль за ними, фиксировать ход эксперимента, оценивать получаемые результаты. Сле­дователь определяет количество опытов, их содержание, при необходимости повторяет опыты. Опыты, как правило, проводятся многократно. Неоднократное повторение одних и тех же опытов в процессе одного следственного эксперимента позволяет более тщательно изучить ис­следуемое явление, убедиться в том, что полученные результаты не являются случайными и что они достоверны*. Дублирующие опытные действия должны быть повторены столько раз, сколько необходимо, чтобы исключить возможность случайных результатов, доказать их зако­номерность. Многократность — первый принцип следственного экспе­римента.

_____________________________________________________________________________

* Белкин Р.С. Теория и практика следственного эксперимента. М., 1959. с. 99.

Второй принцип — вариативность, т. е. осуществление каждого по­следующего опыта в несколько измененных условиях. Так, при проверке возможности свидетеля услышать и понять содержание разговора, про­исходящего в соседней комнате, обвиняемому предлагают говорить обычным голосом, громко, тихо, при плотно закрытой двери между комнатами, полузакрытой, открытой, расположив свидетеля близко к двери, посредине комнаты, в ее противоположной части и т. п. Такая смена вариантов опытных действий позволит выяснить объективно су­ществующую возможность свидетеля услышать разговор.

Вариативность может быть связана и с изменением психологического состояния испытуемых. Различные варианты опытов могут быть следст­вием изменения темпа, скорости выполнения опытных действий или их отдельных элементов*.

_____________________________________________________________________________

* См.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. С. 269.

Диагностические эксперименты целесообразно проводить с участием и при консультации психолога, который поможет следователю учесть все многообразие психических явлений, способных оказать влияние на результаты опытов.

§ 9. Психологические основы назначения судебных экспертиз.
Судебно-психологическая экспертиза

Закон определяет, что проведение экспертизы обязательно: 1) для установления причин смерти и характера телесных повреждений; 2) для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности к моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими: 3) для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обсто­ятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; 4) для установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют.

В законе говорится об обязанности назначения следующих видов судебной экспертизы: судебно-медицинской, судебно-психиатричес­кой, судебно-психологической или комплексной экспертизы с привле­чением соответствующих специалистов: медика, психолога, психиатра.

В основе деятельности следователя по назначению экспертизы лежит организаторская работа (подбор объектов для исследования, выбор экс­пертного учреждения и т. д.). Решение вопроса о назначении экспер­тизы в большинстве случаев зависит от усмотрения самого следователя, относится к его компетенции. Отказ от проведения судебной экспер­тизы, в то время когда она объективно необходима, может привести к невосполнимой утрате доказательств, к тому, что преступление не будет раскрыто, виновные лица уйдут от наказания.

Следователь не должен во всех ситуациях предварительного расследо­вания ограничиваться назначением традиционных, всем известных экс­пертиз. Знание возможностей современной науки, техники, творческий подход позволяют следователю использовать все новые области специ­альных знаний. Так, следователь обнаружил на месте происшествия палку, а во дворе дома, где жил подозреваемый, — дерево, у которого обломана ветка. Эксперт-дендрохронолог установил, что палка с места происшествия была когда-то этой самой веткой.

Специальные знания необходимы следователю и для понимания за­ключения эксперта, сделанных им выводов, оценки методов исследова­ния. По наиболее сложным уголовным делам целесообразно предвари­тельно проконсультироваться с экспертом, обсудив, какие материалы, объекты требуется представить для исследования, как лучше сформули­ровать вопросы в постановлении о назначении экспертизы.

В ходе назначения и производства судебной экспертизы сущест­венную роль играют психологические взаимоотношения между следо­вателем и экспертом. Во взаимоотношениях следователя и эксперта должны царить уважение, деловое сотрудничество, доверие. В случае необходимости следователь может указать эксперту на его ошибки, например попытки решать вопросы правового характера, выходить за пределы своей компетенции.

Если нет возможности провести экспертизу в стенах государственного экспертного учреждения, следователь сам ведет поиск как учреждения, так и эксперта. Решающими критериями выбора являются компетент­ность, объективность, незаинтересованность в исходе дела.

Недопустимо какое бы то ни было психологическое воздействие на эксперта. Анализ следственной практики, интервьюирование следова­телей и экспертов показывают, что формами воздействия следователя могут быть: 1) навязывание эксперту собственного мнения; 2) психоло­гическое давление с использованием служебного положения; 3) требо­вание ради сокращения сроков экспертного исследования применить более простой метод и т. п.