Криминологические прогнозы могут классифицироваться по различным признакам (критериям), образуя в своей совокупности систему прогнозов. Во-первых, общий криминологический прогноз распадается на прогноз науки криминологии и прогноз преступности. Во-вторых, прогноз преступности, в свою очередь, делится на прогноз общегосударственный и региональный, прогноз отдельных видов преступности, выделяемых по признакам повторности, личности виновного, тяжести совершенного преступления и т.д. В каждом из последних возможны прогнозы отдельно состояния преступности, ее структуры, характера и динамики. В-третьих, при прогнозировании как первичной, так и рецидивной преступности возможно получение трех групп прогнозов: на краткие, средние, длительные сроки. Наконец, в-четвертых, совершенно самостоятельными являются прогнозы индивидуального поведения лиц, отбывающих наказание, освобождающихся из мест лишения свободы, и лиц, находящихся на свободе и состоящих на
30
учете в органах внутренних дел . В конечном счете, в зависимости от конкретных целей, из совокупности частных прогнозов формируется
конечный прогноз преступности.
Действительно, преступность как система складывается из отдельных взаимодействующих, даже порой взаимодетерминирующих ее видов. Каждый из них, являясь подсистемой всей преступности как системы, соотносится с ней как частное с общим, вследствие чего последняя должна содержать в себе основные общие признаки каждого из этих видов. Но, будучи составными элементами общей преступности, каждый вид преступности качественно отличается, во-первых, друг от друга; во-вторых, от совокупной преступности целым рядом специфических признаков, что также должно найти отражение в определении общей преступности.
Таким образом, видно, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между самыми различными видами прогнозирования преступности. На какой бы срок и какие бы виды преступности ни прогнозировались, с помощью каких бы методов это не делалось, все криминологические прогнозы, сохраняя свою специфику, должны вливаться, в конечном счете, в совокупный (обобщающий) прогноз, носящий системный характер. Только в этом случае достигается выполнение частных и общих целей криминологического прогнозирования, противодействия преступности в целом.
Прогнозирование должно осуществляться, прежде всего, в аспекте постановки научно обоснованных задач по предупреждению преступности. Именно целеполагание, базирующееся на учете назревших потребностей предотвращения и предупреждения преступности, реальных возможностей воздействия на преступность в соответствии с интересами общества, позволяет и делает необходимым все более точно прогнозировать региональную преступность.
Процесс криминологического прогнозирования предусматривает фактически несколько целей, расположенных в определенном порядке. Вначале необходимо установить, каким будет состояние преступности в регионе в тот или иной период времени, если закономерности ее изменения останутся стабильными в течение прогнозируемого периода. На основе полученного прогноза следует определить те мероприятия, с помощью которых можно воздействовать на будущую преступность для изменения ее в желательном направлении31.
Далее, следует определить те условия, при которых проведение профилактических мероприятий может обеспечить максимальную их эффективность и результативность. Эта цель может быть достигнута также только на основе ранее разработанного прогноза. После получения прогноза о результатах мероприятий наступает этап появления новой цели (целей), заключающийся в определении путей возможного изменения преступности с учетом не только предусмотренных мероприятий, но и различных иных отраслевых прогнозов (экономического, демографического и т.д.).
Другими словами, в процессе прогностического исследования на каждом из ее этапов возникают все более конкретные и частные цели. Однако наиболее общими целями прогнозирования преступности являются: установление всевозможных изменений в состоянии, уровне, структуре, характере и динамике преступности в будущем, а также обстоятельств, способствующих этим изменениям; определение возможностей появления новых категорий преступлений и преступников. Все другие (частные) цели отдельных криминологических прогнозов вытекают из названия и соотносятся с ними как частные с общими. В зависимости от целей криминологического прогнозирования определяются и его задачи: получение информации об изучаемом будущем; ее обработка, подготовка этой информации (сам прогноз как конечный результат прогнозирования) для практических и научных нужд органов, осуществляющих правоохранительную деятельность; определение сферы деятельности научных коллективов и практических органов на данный период времени и на
будущее, в соответствии с полученным прогнозом[16].
На основе этого совокупного (окончательного) прогноза и создаются перспективные планы, определяющие основные направления, формы и методы предупреждения преступности в регионе.
Содержание задач криминологического прогнозирования может меняться в зависимости от объекта исследования и срока прогноза. Чем длительнее срок прогнозирования, тем более общие задачи ставятся перед ним, причем скорее стратегического, чем тактического характера. И наоборот, прогнозирование на короткий срок предполагает постановку и решение конкретных задач.
Все виды криминологических прогнозов по продолжительности периода упреждения Г.А. Аванесов подразделяет на: а) оперативный - с периодом упреждения для объекта криминологического прогнозирования до 1 месяца; б) краткосрочный - с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года; в) среднесрочный - от 1 года до 5 лет; г) долгосрочный - от 5 до 15 лет; д) сверхдолгосрочный - свыше 15 лет[17].
Не возражая в принципе против такого методологического подхода, следует заметить, что данная система прогнозов разрабатывалась еще в советский период времени и применительно к масштабам всего Советского Союза. В настоящее время для регионального прогнозирования, более оптимальной, следует признать в первую очередь трехзвенную систему, долгосрочное и сверхдолгосрочное прогнозирование должно применяться реже. При этом прогнозы по срокам тоже в совокупности должны рассматриваться как система, части которой дополняют, обогащают и усиливают друг друга.
Среднесрочное прогнозирование позволяет, в первую очередь - ориентировать определенным образом краткосрочное прогнозирование.
Региональные криминологические прогнозы на средние сроки приближаются по своему значению к долгосрочным прогнозам в том смысле, что они также определяют стратегию противодействия преступности, но уже в рамках конкретного региона. На основе среднесрочных прогнозов разрабатываются краткосрочные программы предупреждения преступности, принимаются соответствующие управленческие решения.
Целью краткосрочного прогнозирования является научное предсказание не только (и не столько) тенденций и закономерностей изменения преступности, но и конкретные варианты ее ближайшего будущего состояния по детализированным показателям. При прогнозировании на короткий срок требуется предвидение состояния преступности, ее уровня, структуры и динамики, к примеру, через год.
Рассмотрение общих причин преступности не только не исключает, но и предполагает изучение конкретных факторов, влияющих на отдельные виды преступлений, а также региональные различия преступности. Сам факт региональных различий в структуре, уровне, динамике (тенденциях) преступности не вызывает сомнений[18], что дополнительно подтверждает необходимость регионального прогнозирования преступности, как важной составной части прогнозирования преступности в целом.
Кроме того, на региональном уровне практическое значение имеет условное деление преступности на ту, которая является результатом функционирования самой социальной среды, или ту, которая является объектом воздействия со стороны правоохранительных органов.
В первом случае, прогнозирование преступности состоит в познании социальной среды, устранении (смягчении) в ней противоречий, могущих осложнить криминологическую обстановку, а во втором - в устранении (смягчении) существующих противоречий внутри правоохранительной системы, влияющих на оперативную обстановку. Последняя всегда задается криминологической обстановкой. Поэтому воздействие на преступность со стороны органов уголовной юстиции весьма ограничено.
Тем не менее, такое условное деление преступности позволяет правильно оценить возможности предупредительной деятельности (наряду с другими видами) правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел. Заданное состояние региональной преступности уже предопределяет соответствующий уровень деятельности
правоохранительных органов. Здесь чрезвычайно важно выявить соответствие объекта и субъекта воздействия одного и того же уровня.
Прогнозирование преступности в регионе должно начинаться с оценки криминологической обстановки и, в частности, с изучения уровня, качества и образа жизни населения, а потом уж с преступности. В жизненном уровне сфокусированы все социальные противоречия (в широком смысле), в отношении которых и должна проводиться данная работа. На связь между, например, уровнем жизни и преступностью обращают внимание не только
о ^
отечественные криминологи, но и зарубежные . При этом показатели уровня жизни выступают своего рода индикаторами социальной жизни людей. К ним можно отнести: денежный доход на душу населения, уровень потребления основных продуктов питания, обеспеченность жильем, обеспеченность промышленными товарами, в том числе длительного пользования, состояние медицинского обслуживания, уровень предоставления бытовых услуг и культурных запросов населения. Данный перечень не является исчерпывающим. Он может дополняться и изменяться, но должен отражать степень удовлетворения потребностей людей в данной местности. Для оценки криминологической обстановки в регионе важное значение имеют и другие моменты (демографические, психологические, географические, исторические и т.д.).