они часто носят официальный характер, т.е. изображают правительницу или персону высокого социального положения. Четкая корреляция между полом и положением головы становится очевидной при усреднении данных по шести векам европейской портретной живописи, в то время как между освещением и поворотом головы она невелика, а между полом и освещением вообще отсутствует (рис. 14 и 15).
Связь пола и положения головы изображаемых лиц становится более заметной, если проследить зависимость отношения ее левой и правой ориентаций от исторического времени (рис. 16). Из приведенных цифр
PIK. 12. Расположение источниха света. Те же данные, что и на рис. 11, А, но отдельно для мужских и для женских портретов.
^Г А 80 ^ ^ ^^^л ^^ Лево> МцмЕние портреты ^^^
о Женские
\ портреты \ S^
/ °
^ ^
* *^^\ ^\/ \ \ А муммие портреты & Женские \ /^ портреты /^ 0 ^ ^ 111111 15 16 77 18 1920> /. ^^ 120 - ^ ^^ ^ ?<vr^ Правое чм <же кие портреты ^Мемские портреты 15 16 11 18 19 208.
PIK. 13. Положение головы. Те же данные, что на рис. 11,^, но отдельно для мужских и для женских портретов. На протяжении шести веков заметна историческая тенденция перехода от первоначального предпочтения левого поворота к правому. Однако на женских портретах левая половина лица во все века обращена к зрителю чаще, чем на мужских.
70 ~ & о мен. 70 оМен.
\ 'Mj/M.
Ч >Mj/
Ч >Mj/M. ^ \ ^ \ g 50 ' \ 1 SO \ > \
\ 1
\ 1 30 \ § 30 - ^ /P ^ /
*^ ^^
10
^ /
ID
^ /
Jt
Jt С П
Jt
Jt
Положение готвы Рис. 14. Свет и положение головы. Те же данные, что на рис. II. Предпочтение левостороннего освещения не зависит от пола изображаемых, а положение головы-зависит. На мужских портретах левое и правое положения встречаются почти с одинаковой частотой, а на женских явно преобладает левое. (Л-левое, С- среднее, П-правое.)
о Мен. портреты {216) Mj/м. портреты ^15)
Положение головы
1 Правое g 70 ' - о Среднее ^ 70' - освещение Щ. ^освещение 072'" (? очи ^ ' < 7K ' 1/.
/7 Л С П Поммение пловы
Рис. 15. Связь освещения и положения головы на мужских и женских портретах (данные рис. II и 13).
Функциональная асимметрия мозга и искусство
15 !5 ч: Же ч. 10 75 п: Муж. 30 133
17 18 19 20 B. 53 51 M 38 т 73 M 51
РЖ:. 16. Отношение частот левого и правого положений головы (Л/П) на 933 портретах, написанных в XV-XX вв. Очевидно, что со временем левостороннее предпочтение уменьшается и различие в этом плане между женскими и мужскими портретами сглаживается. На мужских портретах в течение трех веков преобладало правое положение головы, а на женских всегда-левое.
ясно, что начиная с XVI века у мужских портретов предпочтение той или иной стороны выражено слабо, хотя и есть тенденция чаще демонстрировать зрителю правую половину лица. Однако у женских портретов преимущественно левостороннее положение сохраняется вплоть до XX века, хотя по мере социальной эмансипации женщин на протяжении последних трех веков соотношение левого и правого <уклонов> существенно снижается.
Более детальное изучение праворуких и леворуких портретистов
Интересно проанализировать распределение положений головы и освещения на мужских и женских портретах, написанных отдельными художниками, по которым имеется достаточно много материала. Мы провели такое исследование для Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) (рис. 17, А- В) и Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543) (рис. 18, A-Е). У Кранаха на женских портретах отмечается предпочтение левого положения головы, а на мужских - правого (речь идет, как и ранее, о повороте относительно зрителя). Этот художник обычно располагает источник света с той стороны, куда обращено лицо изображаемого человека. Основываясь на нашем предположении о зависимости предпочитае-Глава II
21'5кар'тин ^ 7^puc^/н/eв {портреты ИСКЛЮЧЕНЫ)
о ^ жяг. пор/прет оа * 61 муж. портрет
39 с головой влево ° 51 с голоапй вправо
Л С Освещение
Л С Положение голшвы
Л С П Освещение
Рве. 17. Анализ работ Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). А. Освещение. Б. Положение головы на портретах. В. Связь между положением головы и освещением.
мого художником освещения от его <рукости> (или от используемой им при рисовании руки), мы сравнили положение источника света, головы и пол лиц на портретах правит Лукаса Кранаха Старшего и левши Ганса Гольбейна Младшего, творившего скорее всего только левой рукой [46, 72-76]. Оба они жили примерно в одно и то же время, добились сходного признания, были близки по образованию и по религиозному и культурному воспитанию. На рис. 18 обобщены данные о направлении света и ориентации головы на живописных и графических работах Гольбейна (не только портретах). Сравнение этих результатов с полученными при анализе произведений Кранаха (рис. 17, В и 18, В) указывает на статистически значимый сдвиг источника света вправо у Гольбейна, тогда как ориентация головы на его мужских и женских портретах не отклоняется существенно от общих тенденций его эпохи (сравните рис. 12 и 18, Б). Бросается в глаза четкое различие в корреляции между положением головы и направлением света на работах этих двух художников: Кранах предпочитал свет с той стороны, куда обращено лицо изображаемого, а у Го-льбейна эти направления сочетаются довольно свободно, так что источник света часто располагается не там, куда повернута голова. Кроме того, на некоторых его портретах встречается фронтальное (среднее) положение головы, крайне редкое (возможно, даже отсутствующее) у Кранаха (рис. 17, Б). Сравнивая работы Гольбейна и Кранаха со статистическими данными по распределению поворотов головы и освещения на других картинах той эпохи, можно сделать вывод, что леворукость первого ма-Функциональная асимметрия мозга и искусство
293
А. Освещение
33 кар тины А ?1'рисунок о82ПГ
В. Помжение голмы о 22 мен. портрета * BSnij/M. портретов
В. Освещение
^5 С головой влево а М С голоачй unpaiD л 12 с головач прямо
Л С П Освещение
Г. Освещение ВОг
Л С П положение голояы
Д. Положение гомвы
JJ С П Освещение
Е. Освещение о 22 мен. портрета 65 муж. портретса
Л С П Освещение
Л С П Положение головы
Л С П Освещение
Рте. 18. Анализ рисунков и картин Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543). А. Освещение (ПГ-рисунки на полях книги Эразма Роттердамского <Похвала глупости>). Б. Положение головы на мужских и женских живописных портретах. В. Связь между положением головы и освещением. Г. Освещение на женских и мужских графических портретах. Д. Положение головы на женских и мужских портретах этой выборки. Е. Освещение на мужских и женских живописных портретах. Обратите внимание на разницу в распределениях А, Б и В у левши Гольбейна и у правши Кранаха (рис. 17, А-В). Данные по репродукциям в книгах Ганца [72- 74].
294 Глава II
стера привела к значительно более частому правостороннему освещению на его работах. Как уже отмечалось, аналогичная тенденция свойственна рисункам Леонардо да Винчи.
Выводы
Мы рассмотрели ряд примеров, подкрепляющих гипотезу о том, что генетически заложенная асимметрия головного мозга функционально модифицируется индивидуальным опытом: он может усиливать доминирование одного из полушарий, например при праворуком письме у прав-шей, или же, наоборот, противодействовать ему, в частности, когда левши учатся писать правой рукой. Обсуждалась возможность модификации функциональной асимметрии мозга в первые недели жизни в связи со склонностью матери держать ребенка на левой руке (не исключено, что эта склонность хотя бы частично определяется генетически). Согласно нашему предположению (не подкрепленному прямыми данными), такой ранний жизненный опыт мог бы способствовать двусторонней асимметрии восприятия младенцем окружающего мира, в определенной степени влияющей позднее на особенности восприятия и создания произведений изобразительного искусства.
На живописных и графических работах источник света обычно располагается слева (относительно зрителя). Однако помимо этой, вероятно, биологической тенденции, зависящей также от право-или леворукости художника, статистический анализ демонстрирует ее динамику, связанную с историческим развитием западноевропейского искусства. Поскольку обусловленность исторических изменений генетическими сдвигами вряд ли сколько-нибудь вероятна, гораздо логичнее предположить влияние накапливаемого опыта и (на бессознательном уровне) общекультурных тенденций.
Еще один вид асимметрии, выявляемый при статистическом анализе произведений изобразительного искусства, касается положения головы на портретах. Для первых этапов развития западноевропейского портрета характерно четкое предпочтение ее поворота влево (относительно зрителя). Таким образом, в XV-XVII веках лицо изображаемого было, как правило, обращено к нам (и к художнику) своей <эмоциональной> левой стороной, а не <официальной> правой. Эта левосторонняя тенденция значительно сильнее проявляется в женских портретах во все периоды развития западного искусства и, по-видимому, не зависит от <рукости> художника. Тем не менее, анализируя данные по XV-XX векам, можно заметить четкую историческую закономерность: предпочтение левосторонней ориентации постепенно ослабевает, и на современных портретах лица мужчин (но не женщин) чаще обращены вправо. Хорошая корреляция положения головы с полом изображаемого лица не находит себе соответствия во влиянии пола на освещение, хотя в целом наблюдается некоторая зависимость направления света от поворота головы. У отдельных
________________Функциональная асимметрия мозга и искусство_____________295
мастеров, однако, можно обнаружить четкую корреляцию между положением головы на портрете и ее освещением, что приводит к кажущейся связи последнего с полом. В качестве примера нами рассмотрены два художника начала XVI века-правша Лукас Кранах Старший и левша Ганс Гольбейн Младший. В их работах заметны существенные различия по названным выше признакам, хотя уровень мастерства обоих, судя по их прижизненной репутации и мнению позднейших искусствоведов, был примерно одинаков.