Смекни!
smekni.com

В. А. Григорьев Местное самоуправление: сравнительно-правовой анализ основ организации и деятельности (стр. 31 из 37)

Наряду с финансовой базой, экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная соб­ственность.

Среди муниципальных предприятий достаточно отчет­ливо выделяются две основные группы: предприятия прямого управления, жестко контро­лируемые органами местного самоуправления и предприятия с делегированным управлением, часть контроля над которыми передана местными властями физическим или юридическим лицам.

Муниципальные предприятия прямого управления являются наиболее традиционной формой организации муниципальных дел. Значение этих предприятий по-прежнему остается важным в оказании следующих админи­стративных услуг: пожарная охрана; служба ритуальных услуг; эксплуатация дорог; регистрация актов гражданского состояния; содержание архивов и библиотек, объектов культуры и спорта, служб социальной помощи и др.

В сфере промышленной и торговой инфраструктуры (газо-, водо- и энергоснабжение, отопление, транспорт, рынки, ярмарки и др.) они встречаются значительно реже.

Предприятия прямого управления практически не имеют административной и финансовой автономии. Они не являются юридическими лицами, не могут самостоятельно решать вопросы найма или увольнения. Как правило, у них нет своего бюджета (их текущие расходы фиксируются в бюджете органов местного самоуправления). В отдельных случаях такие предприятия составляют свой бюджет, который утверждается в качестве приложения к местному бюджету.

Обычно эти предприятия не имеют своего собственного органа управления. Их обслуживающий персонал форми­руется из служащих местной администрации. Муниципаль­ные предприятия прямого управления широко представлены во Франции, Бельгии, Нидерландах, Ирландии, Велико­британии, Греции, Дании, Италии, Португалии и других странах. Напротив, их роль весьма ограничена в Германии, где они встречаются только в сфере эксплуатации городских путей сообщения и дорожном хозяйстве [161][145].

В последнее время отмечается тенденция к изменению принципов контроля над предприятиями прямого управ­ления. Органы местного самоуправления предоставляют им относительную автономию в административном и финансовом плане. Такие предприятия получают статус юридического лица, но административный контроль над ними сохраняется. Предприятия прямого управления со статусом юридического лица имеют автономный бюджет (его убытки финансируются из местного бюджета), собственный орган управления, члены которого утверждаются и контролируются местной администрацией. Руководство такого предприятия самостоятельно решает вопросы найма и увольнения служащих в соответствии со своими финансовыми возможностями.

Муниципальные предприятия прямого управления со статусом юридического лица в последние годы быстро распространяются во Франции, Греции, Португалии, Нидерландах, Испании, Италии, причем, в таких сферах, как водо-, газо- и электроснабжение, уборка бытового мусора, отопление, дорожные работы и др. Значительное место они занимают в средних и крупных городах Германии, где именуются ”tadtwerke” (“городские работы”). Такие предприятия обеспечивают город питьевой водой (85%-90%), электро - и газоснабжением (соответственно 27% и 75%), отоплением (50%). Обычно “городские работы” - это предприятия небольшой зоны действия (в пределах города и пригорода) [162][146].

В последние годы все более частыми становятся случаи, когда муниципальные предприятия прямого управления приватизируются, отдаются в концессию или преобразуются в компании со смешанной формой собственности.

Муниципальные предприятия с делегированным управ­лением существуют во всех странах Западной Европы. Делегирование управления предполагает передачу функций управления муниципальными предприятиями физическим и юридическим лицам, представляющим как государственные, так и частные учреждения. Такое управление может происходить в форме концессии (по контракту), создания смешанных компаний, ассоциаций или меж- коммунальных (т.е. объединяющих несколько местных коллективов) образований.

При передаче управления предприятием в концессию между органами местного самоуправления и физическим или юридическим лицом заключается контракт, в котором определяются права и обязанности сторон, срок действия соглашения и другие его условия. Концессия является достаточно гибкой формой передачи управления. Поэтому она дает возмож­ность сэкономить муниципалитетам средства на капиталовложениях, высво­бодить местные бюджетные ресурсы.

Система концессии широко распространена во Франции в сфере водо-, газо- и энергоснабжения, общественного транспорта, строительных работ и т.д. В большинстве случаев срок концессии составляет 12-24 года. Контракт о концессии может быть прерван муниципальными властями и досрочно, даже если не были нарушены его условия (в этом случае часть затрат возмещается). Местное сообщество вправе контролировать деятельность такого предприятия, отданного в концессию, и может фиксировать тарифы на услуги. По окончании срока контракта все оборудование, используемое контрактантом для производства услуг, безвозмездно возвращается органам местного самоуправления.

В Германии на условиях концессии работает около 40 частных предприятий, обеспечивающих электроснабжение в сельских районах. Почти 50% услуг по сбору и переработке бытовых отходов в городских агломерациях Германии также выполняют по контракту частные предприятия. На условиях концессии в руках смешанных компаний находится две трети производства электроэнергии.

В Португалии муниципальные услуги передаются в концессию (в основном на 20 лет) только государственным юридическим лицам. В некоторых крупных городах страны в концессию переданы по долгосрочному контракту газо­снабжение, метро и городской транспорт.

Следует указать, что в других странах Западной Европы концессия исполь­зуется органами местного самоуправления в ограниченных масштабах. Так, в Великобритании объектом концессии является лишь пасса­жирский транспорт, в Ирландии - строительные работы и отдельные коммунальные услуги, в Бельгии - туристские зоны, автостоянки, в Нидерландах - некоторые предприятия местной промышленности и торговли, в Италии - пред­приятия сферы культуры и т.д.

В условиях ограниченности ресурсов отдельных органов местного самоуправления особенно возрастает значение смешанных компаний, объединяющих муниципальный и частный капитал. В большинстве случаев смешанные компании позволяют сохранить контроль муниципальных властей над услугами общественного пользования и одновременно обеспечить более качественное и эффективное их выпол­нение.

Так, во Франции смешанные компании создаются для благоустройства территории, выполнения промышленных и торговых услуг. Муниципальные власти могут иметь незначительную долю в капитале такой компании, но предоставляют гарантии по финансированию выполнения ею работ, что дает им возможность контролировать деятельность компании. В Бельгии акцио­нерами смешанных компаний, обычно являются распо­ложенные поблизости друг от друга, коммуны и частные предприятия. Коммуны имеют большинство голосов в органах управления смешанной компании, независимо от их доли в капитале. В Бельгии смешанные компании занимаются газо-, водо- и электроснабжением, переработкой бытовых отходов, санитарным контролем. Подобные компании встречаются во многих других зарубежных странах. Помимо оказания коммунальных услуг, они занимаются автостоянками, гостиницами (Ирландия), общественным транспортом (Великобритания), театрами, туризмом, сферой отдыха (Греция) и т.д.

В Западной Европе существует достаточно отработанная практика передачи муниципальных предприятий ассоциациям потребителей. Например, во Франции ассоциация родителей какого-либо учебного заведения получает в порядке концессии школьные столовые и управляет ими. Согласно законодательству эти ассоциации подчиняются частному праву, а потому их финансовая деятельность не регламентируется государственными органами. Тем не менее, ассоциации, получающие субсидии муниципальных властей, контролируются региональной счетной палатой.

Широкое распространение в последние годы получает создание органами местного самоуправления одного или разных уровней объединенных муниципальных предприятий. При этом создаются совместные органы управления. Такое объеди­нение ресурсов местных сообществ соседних районов позволяет более эффективно организовать деятельность муниципальных предприятий. Во Франции объединенные муниципальные предприятия подчиняются государствен­ному праву, имеют статус юридического лица, их бюджеты отделены от местных бюджетов. Такие объединения создаются для благоустройства территории, активизации урбанизации, организации работы общественного транспорта, водо-, газо- и электроснабжения. Объединенные муниципальные предприятия достаточно широко распро­странены в Бельгии, Испании, Португалии, Люксембурге. В этих странах они заняты в таких сферах, как водо-, газо- и электроснабжение, ассенизация, переработка бытовых отходов, медицинское обслуживание, финансирование проектов развития транспортной сети, жилищного строи­тельства и т.д. [163][147].

Таким образом, муниципальная собственность играет существенную роль в экономической и социальной жизни демократических государств. Она
позволяет удовлетворять потребности местных жителей, обеспечивая их необходи­мыми товарами и услугами. Величина и формы управления муниципальным сектором в той или иной стране зависят от социально - экономической стратегии государства и степени влияния центра на политику органов местного самоуправления.