Смекни!
smekni.com

В. А. Григорьев Местное самоуправление: сравнительно-правовой анализ основ организации и деятельности (стр. 1 из 37)

В.А. Григорьев

Местное самоуправление: сравнительно-правовой анализ основ организации и деятельности

Одесса

2001

Рецензенты:

Баймуратов М.А., доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе Одесской национальной юридической академии, академик Украинской академии наук национального прогресса.

Фрицкий О.Ф., доктор юридических наук, профессор института адвокатуры Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко.

Похомов И.Н., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой правоведения Одесского экономического университета, заслуженный деятель науки Украины.

В монографии на основе сравнительно-правового анализа рассматриваются актуальные проблемы организации и деятельности института местного самоуправления в зарубежных странах. Исследуется процесс формирования и развития принципов становления, организации и деятельности этого важнейшего социально-политического института в различных сферах функционирования публичной самоуправленческой власти и демократической государственности, анализируются основные тенденции становления локальной демократии в странах мира.

Рассчитана на научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также депутатов советов различных уровней, работников органов местного самоуправления и местных государственных администраций, государственных служащих и всех интересующихся проблематикой муниципального права

Содержание

Введение …………………………………………………….……………………….4

Раздел 1.Понятие, сущность и организация местного

самоуправления……………………………………………………….12

1.1.Историко-правовые аспекты становления и организации

местного самоуправления………………………………………….12

1.2.Формы и методы деятельности местного самоуправления..50

1.3. Модели местного управления и местного самоуправления.71

1.4.Представительные и исполнительные органы местного

самоуправления…………………………………………………………86

Раздел 2. Политико-правовые и социально-экономические

основы деятельности местного самоуправления…………113

2.1. Полномочия и функции местного самоуправления…….113

2.2. Законодательная основа деятельности местного

самоуправления……………………………………………………124

2.3. Экономическая политика и финансово-экономическая

основа местного самоуправления…………………………….151

2.4. Социальная политика и социально-политическая

основа местного самоуправления…………………………….204

Заключение……………………………………………………………………….212

Список использованных источников……………………………….…….217

Введение

Внимание исследователей и широкой общественности всё в большей степени приковывается к тому, что в настоящее время именуется процессами общеправового развития. Изучать и познавать эти процессы, выявлять присущие им противоречивые либо сходные тенденции становится сегодня важнейшей задачей для стран мирового сообщества, причем, задачей, приобретающей глобальный характер. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, ”объективный анализ позволяет правильно оценивать степень общего и специфического в политическом, экономическом, научно-техническом, социально-культурном, экологическом развитии стран и регионов и адекватную меру ”правовых различий” и меру “правовой интеграции” [1][1]. Именно на его основе рождается политика компаративистики с присущими ей приемами сопоставления и сравнения, определением на закрытость, открытость и возможность взаимопроникновения правовых систем, их отторжение и критицизм, гармонизацию и унификацию.

Сравнительное правоведение дает возможность выявить и продемонстрировать, как происходит процесс сближения правовых систем, институтов и методов правового регулирования, оно предопределяет рамки и объемы сравнения правовых систем, их взаимовлияние и возможности использования для каждой из них зарубежных правовых доктрин и практики. Эта деятельность характеризуется весьма высокой социально-правовой целесообразностью, так как распространение правовых взглядов и концепций является наиболее подвижным и действенным средством их соотношения и реагирования на существование друг друга. В современном мире с его перманентно растущей взаимосвязью и взаимозависимостью государств, их экономик, со становлением системы разнообразных и разноплановых отношений и обменов между государствами и их гражданами право начинает выполнять функцию “нормативной интеграции”. В этом ракурсе его действие становится все более универсальным ввиду актуализации потребности в разработке, согласовании и применимости сходных правовых принципов и решений, особенно к выработке общих подходов к разрешению совместных задач, стоящих перед мировым сообществом и регионально-субрегиональными группами государств, в расширении правового поля согласованного правового развития.

Естественно, что ”общее правовое поле” во многом формируется и охраняется международным правом. Но сфера самого международного права также значительно изменилась. Если ранее она была достаточно ограниченной, замкнутой и развивалась как бы параллельно сферам, регулируемым внутренним правом, то теперь она тесно смыкается с внутренним правом, а его структуризация в немалой степени зависит от общего в системах национального права. Таким образом, сфера международно-правового регулирования увеличивается за счет объектов внутригосударственного регулирования, но не столько путем ”изъятия”, сколько совместного регулирования. И оно выступает как гарант и как общий “правовой стандарт” для национальных правовых систем. Вместе с тем такой стандарт не имеет однобокого характера. Да, по большому счету, и не может иметь, так как структурно-нормативные различия правовых систем очевидны. Это проявляется, прежде всего, в самой трактовке их понятий и содержания. Спецификой характеризуются системы национальных законодательств: в них не совпадает классификация отраслей, подотраслей и институтов законодательства, их соотношение между собой. Например, в системе французского права и законодательства весьма зримо в качестве классических, выделяются конституционное и административное право с их богатыми историческими традициями, точностью и лаконичностью формулировок, тщательно разработанными процедурами. В Германии особое внимание привлекает федеральный механизм права, в котором весьма удачно урегулированы уровни компетенции федерации и земель, юридические способы разрешения коллизий (в частности, при возникновении конкурирующей компетенции). В Швейцарии на передний план выдвигается консьюмерское (потребительское) право, в ряде стран - экологическое право. В бывшем Союзе ССР долгие годы приоритет отдавался уголовному праву как отражению доктрины классового насилия и подавления инакомыслящих.

Однако, несмотря на существенные национально-государственные различия в праве, в современный период демократизации международной жизни особое значение в функционировании современных государств приобретает конституционное право, нормы которого регулируют важнейшую сферу общественных отношений, складывающихся в процессе взаимодействия государства, общества и личности. Именно эта система отношений, носящая преимущественно внутригосударственный характер, привлекает особое внимание мирового сообщества, международной научной общественности, простых граждан государств. Именно по ней судят о степени демократичности государства и общества, о правовом положении личности, о подлинности и мнимости прав и свобод человека и гражданина.

Как отмечает С.А. Егоров, современные американские юристы подразделяют исследование конституционного права на блоки проблем: рассмотрение государственной власти, ее деятельности и функций; соблюдение законности и охраны прав граждан; разрешение коллизий конституционных принципов и гарантий основных прав; непротиворечивость развития конституционных норм при сохранении в них ”духа и буквы” конституции, особенно в судебной практике. В целом, обобщая мнения американских юристов, С.А. Егоров заключает, что сущностью конституционного права в США является гарантия обеспечения в обществе “фундаментальной свободы”, что предполагает разграничение сфер свободы индивида и пределов действия государственной власти” [2][2]. Иные взгляды по вопросу о сути конституционного права существуют во Франции. Французская доктрина на одно из первых мест в конституционном праве выдвигает политическую власть и политический режим. М. Прело писал, что “конституционное право - это нормы, касающиеся установления, передачи и осуществления политической власти” [3][3]. Итальянский конституционалист Дж. де Верготти считает, что конституционное право обеспечивает формализацию политического поведения [4][4]. Другие итальянские авторы, хотя все и отмечают традиционный предмет (власть и права человека), в то же время склоняются к более широкой трактовке конституционного права: предметом этой отрасли являются политические партии, государство, свобода личности и ”социальные образования” [5][5].

Cледует отметить, что свои взгляды по вопросу о сущности конституционного права имеются в большинстве стран мира. И это, применительно к теме и предмету исследования, во-первых, доказывает необходимость и полезность проведения сравнительных исследований конституционного права, которое, как отмечают американские юристы, имеет дело с “ценностями... общества” [6][6]. А во-вторых, можно сказать, что компаративное исследование вопросов местного самоуправления, которое выступает в качестве одного из основных материально-процессуальных способов проявления и реализации народовластия и реализации прав граждан, в рамках конституционного права большинства современных государств, приобретает большое научное и практическое значение.