Смекни!
smekni.com

Кругов (стр. 18 из 65)

последовательности фаз фиксации, сквозь которые надлежит пройти телу

практикующего. Полная свобода в рамках жесточайших распорядков - это "стальная

обезьяна".

Подобно динамике, полностью изменяется также и характер дыхания. В поток

дыхания вплетаются задержки и паузы, энергетические замыкания (мудры) и замки

(бандхи). Все это наполняет практику таким мощным потоком Силы, что "обезьяна"

воистину оказывается "стальной". Главное, на что йогин обращает внимание,

практикуя асаны в режиме "стальной обезьяны", - это предельная энергетическая

"полнота" и "глубина", а также максимальная экспансия его осознания в

пространство. Выбор средств для осуществления этой цели подсказывает само тело

в каждое мгновение тренировки.

В отличие от последовательностей всех предыдущих уровней,

последовательности уровня Круга Силы с самого начала отрабатываются в режиме

"стальной обезьяны". Естественно, безопасной такую практику назвать нельзя ни

в коем случае.

Основным режимом практики последовательностей асан на уровне Круга Пустоты

является режим "свободного потока". Даже если бы я мог рассказать, что это

такое, я не стал бы этого делать, ибо вся информация, которая относится к

уровню Круга Пустоты, не подлежит разглашению и может быть передана только

лично от учителя ученику, либо по линии передачи тайного знания из

Универсального Хранилища воплощенному Мастеру-хранителю школы. Принципиальная

же невозможность каких бы то ни было конкретных описаний режима "свободного

потока" обусловлена тем, что это знание вообще не может быть передано словами,

но только лишь потоком Силы.

Можно сказать, что "свободный поток" в известном смысле является

диаметральной противоположностью "стальной обезьяны". Если "стальная обезьяна"

есть, как уже говорилось, полная свобода в рамках жесточайших распорядков, то

"свободный поток" - это мгновенно формирующие сами себя и столь же мгновенно

себя исчерпывающие энергетически обусловленные жесткие распорядки в поле

бесконечной свободы.

В то же время оба эти режима обладают одним общим свойством: и "стальная

обезьяна", и "свободный поток" есть то, что иногда называют "медитацией в

движении", - некое естественное сочетание Движения Силы, Дыхания Силы и

Созерцания Силы. Главным и в том, и в другом режиме является ощущение потоков

Силы и взаимодействие с ними. Но если в "стальной обезьяне" это взаимодействие

контролируется с помощью приведения распределения этих потоков в соответствие

с вполне определенными заранее известными схемами структурных переходов, то в

"свободном потоке" контроль над потоком Силы достигается за счет подчинения

ему и растворения в нем. Контроль над потоком в "стальной обезьяне" есть

внешний контроль воли над структурой потока. Контроль над потоком в "свободном

потоке" есть контроль изнутри самого потока, в котором воля управляет потоком

Силы благодаря тому, что сама ему подконтрольна, и даже более того - благодаря

тому, что именно им она ГЕНЕРИРУЕТСЯ.

В этой связи мне кажется необходимым предупредить практикующих об одной

возможной ошибке, плачевные результаты которой мне приходилось неоднократно

наблюдать.

Дело в том, что многие, едва ощутив в теле энергетические потоки и

научившись связывать их структуру с формами асан, отказываются от каких бы то

ни было заданных схем практических последовательностей и начинают

тренироваться в спонтанном режиме. Однако такая спонтанная практика вовсе не

обязательно есть практика в режиме "свободного потока". "Свободный поток"

требует готовности тела и всей энергетической структуры к свободе. Мало

обрести свободу, нужно еще и уметь с ней обращаться. Об этом уже шла речь,

когда я говорил об отказе от распорядков. Именно потому практике в режиме

"свободного потока" с необходимостью предшествуют усердные тренировки, в ходе

которых тело и энергетическая структура трансформируются, проходя сквозь

жесткие рамки практических режимов более низких уровней.

ШАГ ТРЕТИЙ - ДЫХАНИЕ СИЛЫ

Дыхание Силы есть практика фиксации развития энергетической структуры

путем наполнения ее энергией и выравнивания плотности энергии по всем ее

отделам.

Составляющие практики Дыхания Силы одни и те же для всех кругов, кроме

седьмого, и отличаются уровнем сложности элементов, которые в них входят:

1. Ходьба Силы.

2. Плавание Силы.

3. Объединение Силы.

Фактически, каждая из составляющих Дыхания Силы может быть использована в

качестве полноценного самостоятельного метода интегрального тренинга,

поскольку все они в своих заключительных фазах естественным образом

трансформируются в практики следующего шага - Созерцания Силы.

Дыхание Силы при ходьбе, или Ходьба Силы(См. Шри Свами Шивананда

"Йога-терапия", А. Сидерский "Третье открытие Силы") является основой

медитативного бега - ключевой практики так называемых тибетских "беговых

йогов", или лунг-гом-па.

Плавание Силы представляет собой технику плавита-садханы - "Пути пловца",

о которой уже упоминалось выше. Плавита-садхана имеет также свои медитативные

техники, практикуемые в воде.

Практика Объединения Силы есть классическая Пранаяма-Йога-Садхана(См.

"Шива-Самхита", "Гхеранда-Самхита", "Хатха-Йога-Прадипика", Шри Свами

Шивананда "Учение о пранаяме>, Дхирендра Брахмачари "Мудра и пранаяма>, Б. К.

С. Айенгар "Искусство пранаямы> и Б. К. С. Айенгар "Йога-дипика>, Андре ван

Лисбет "Пранаяма>, В. Евтимов "Йога>, Shri Yogendra "Yoga Physical Education>,

Takashi Nakamura "Oriental Breathing Therapy>), из которой вытекают все

практики неподвижного созерцания, включая безмолвное Созерцание Силы, а также

спонтанная медитация в движении, известная как Танец Шивы - ключевая практика

шиваистской йоги(См. И. Курис "Биоэнергетика йоги и танца>, А. Сидерский

"Третье открытие Силы>). Кроме того, именно Танец Шивы лежит в основе практики

целого ряда боевых искусств.

СОЗЕРЦАНИЕ СИЛЫ

Созерцание Силы - шаг практики, направленный на обретение контроля над

новыми функциями энергетической структуры. Результатом становится

контролируемое расширение восприятия и развитие осознания.

Составляющие Созерцания Силы:

4. Очищение сознания.

5. Настройка восприятия.

6. Расширение диапазона восприятия.

7. Обретение контроля над Силой.

8. Созерцание Бесформенной Силы.

9. Растворение в созерцании.

10. Слияние с Силой.

В зависимости от того, какой вид Созерцания Силы практикуется - бег Силы,

плавание Силы, неподвижное созерцание - формы практики различных составляющих

Созерцания Силы могут быть различными.

В неподвижном созерцании, кроме того, существует два класса практик.

Первый класс составлен техниками, практикуемыми в состоянии бодрствования,

второй - техниками, практикуемыми во время сна.

Подобно тому, как это происходит во всех остальных шагах, составляющие

Созерцания Силы вводятся в практику постепенно, по мере перехода с уровня на

уровень.

В Круге Земли практикуется очищение сознания. В Круге Воды - очищение

сознания и настройка восприятия... На уровне Круга Пустоты практика включает в

себя все семь составляющих Созерцания Силы.

Я не останавливаюсь на общем описании Дыхания и Созерцания Силы так

подробно, как останавливался на общем описании двух первых шагов, поскольку в

книге, посвященной практикам нулевого цикла, делать это не имеет смысла. В

нулевом цикле практикуются лишь простейшие подготовительные техники этих двух

шагов технологического алгоритма Йоги Восьми Кругов. В своих последующих

работах, посвященных изложению техник более высоких уровней, я непременно

остановлюсь на рассмотрении сущности практик Дыхания и Созерцания Силы с

надлежащей подробностью.

ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ

Ни для кого не является секретом тот факт, что темп жизни в наше время

очень высок. Йога Восьми Кругов требует от своих адептов сохранения социальной

адекватности на наивысшем уровне. Йогин должен быть полноценно вовлечен в

жизнь социума, то есть в работу, в семейную жизнь и т. п., и проявляться во

всем этом как можно более эффективно. Естественно, при таком подходе крайне

сложно каждый день выделять по несколько часов на практику. Поэтому

практические алгоритмы Семи Кругов Восхождения построены таким образом, чтобы

тренировка продолжалась в буквальном смысле двадцать четыре часа в сутки,

сливаясь с жизнью и не только не мешая, но даже помогая заниматься делами.

Выполнение каждой из последовательностей после ее освоения занимает от пяти до

двадцати-тридцати минут, при этом интенсивность и энергетическая глубина

проработки энергетической структуры как минимум такая же, как при

двух-трехчасовых тренировках в более мягких и менее концентрированных

системах. Благодаря этому дневной объем тренировки может быть распределен во

времени. Сохраняя высокий уровень эффективности практики, это создает для

практикующего минимум помех в его повседневной деятельности. При этом

психоэнергетический эффект каждого небольшого отрезка тренировки равен или

превосходит психоэнергетический эффект полной длительной тренировки в

какой-либо другой системе. "Набрав" же за сутки десять-двенадцать таких

отрезков, практикующий достигает суммарного эффекта, равного эффекту двух

недель практики в целом ряде других систем.

Для того чтобы практикующим было легче ориентироваться в том, практическим

последовательностям какого шага когда отдается предпочтение, сутки условно