Смекни!
smekni.com

Кругов (стр. 5 из 65)

Но если нам действительно наплевать и мы все же решились...

Что ж, тогда все начинается прежде всего с ответственности. Не с

бстрактной ответственности неизвестно перед кем за неизвестно чей выбор и за

неизвестно какие решения неизвестно кого неизвестно в чем неизвестно по какому

поводу, а с нашей собственной полной личной ответственности перед самими собой

за каждое свое действие, каждое слово, каждое чувство и каждую мысль... Ибо

невозможно чужими ногами пройти свой собственный путь!

"И не важно, какой будет наша собственная судьба, пока мы встречаем её

лицом к лицу с предельной отрешенностью".

Карлос Кастанеда, "Сила безмолвия"

ОМНИО-ТРЕНИНГ ТЕХНОЛОГИЯ:

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НУЛЕВОГО ЦИКЛА

"Успеха в йоге достигнет всякий, кто сумеет одолеть свою лень. И не важно,

молод он либо стар, болен, слаб или даже дряхл. Лишь бы практика его была

настойчивой. Ибо как без нее преуспеть? От книг проку мало: одним только

чтением успеха не достичь. И вырядившись в одежды, какие носят йогины, и

всяческие священные предметы на себя навесив - тоже ничего не добьешься.

Пустое это все, равно как и досужие разговоры о Единстве, о Знании, о Силе, об

иных высоких материях. Лишь в неустанной практике - секрет успеха. Сие истина

есть, и сомнений в том не может быть никаких. Асаны, и особые способы дыхания,

и прочие техники - такова хатха-йога, которая практикуется до тех пор, пока не

явится результат - царственное состояние йоги - Осознание Единства".

"Хатха-Йога-Прадипика"1-66, 1-67, 1-68, 1-69.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Не стоит относиться к этой книге так, как традиционно принято относиться к

книгам по йоге. И не нужно искать здесь уже давно ставшие привычными описания

отдельных йоговских поз, дыхательных и медитативных техник, обильно сдобренные

цветистыми восхвалениями их чудодейственных целебных свойств и пестрящие

труднопроизносимыми санскритскими терминами. Всего этого здесь нет. Вернее,

всего, кроме санскритских терминов. Несмотря на то что упражнения снабжены

достаточно корректными русскими названиями, я так и не сумел отказать себе в

удовольствии оставить в тексте некоторые экзотические термины - так, для

общего развития. И может быть, немножко - для создания слегка эзотерического

антуража. Без него скучно - как-то очень уж технологично и сухо получается. А

вот восхвалений целительной силы здесь действительно нет. Точно так же как нет

загадочных рекомендаций типа "усевшись в лотос и закрыв глаза в нем с

расстояния трех футов (0,9144 м прим.пер.) медитируйте на зажженную свечу

поставленную на возвышение уровня головы между бровями", таинственный смысл

которых не всегда способен постичь даже воистину великий воин духа, искушенный

в расшифровке слепых ксерокопий четвертых экземпляров, под копирку торопливо

переписанных от руки кем-то слегка опоздавшим на работу после бессонной ночи,

но еще не дождавшимся обеденного перерыва. И таблиц, переполненных

замысловатыми аббревиатурами типа "ПДЧЧЗН - 8ЦСС", хотя бы как-то использовать

которые способен лишь патологически усидчивый безработный

интеллектуал-трудяга, то есть тот, кому по жизни просто больше нечем заняться,

- этого здесь тоже нет. Вы также не найдете в этой книге ни длинных перечней

богов с именами, зачастую не менее трудно произносимыми, чем экзотические

названия упражнений, ни наивных и не всегда понятных сказок об этих богах.

Сказок, предназначенных якобы для того, чтобы лучше донести до читателя

скрытый смысл тайных доктрин, но в действительности еще больше запутывающих

картину и в отдельных весьма прискорбных случаях порождающих в человеческом

уме безнадежно уродливые медитативно-монструозные конструкции, описаниями

которых столь охотно делятся со своими лечащими врачами пациенты

психиатрических лечебниц.

Вы можете возразить: "А как же быть со славными традициями "самиздата",

благополучно перекочевавшими в официальные издания? Ведь есть же действительно

хорошие книги!.. Свами Шивананда, Шри Йогендра, Андре ван Лисбет, Масахиро

Оки... Кто там еще?.."

И Вы, безусловно, будете правы. И точно так же Вы будете правы, если

спросите: "И потом, разве что-либо изменилось за те десятилетия, которые

прошли со времени выхода в свет книги С. Есудиана и Э. Хайч "Йога и здоровье",

"Полного курса йоги" Свами Вишнудевананды, "Йога-дипики" Б. К. С. Айенгара,

"Йогасана- Виджняны" Дхирендры Брахмачари, так и не переведенного в

"самиздате" замечательного двухтомника Шри Йогендры "Yoga Physical

Education"?.. Или кто-то написал что-то более радикальное? Нет, ничто не

изменилось. Эти книги по-прежнему остаются лучшими. И фантастические целебные

свойства описанных в них упражнений все так же этим упражнениям в полной мере

присущи, как было тридцать, пятьдесят, сто, тысячу, пять тысяч лет назад... И

оригинальные названия практических техник остались неизменными. Разве что

санскритский термин, который раньше переводили как "колесо ветряной мельницы",

сами же авторы-йогины переводят теперь на английский словом "fan" -

"вентилятор". А так... Йога - она, знаете ли, йога и есть...

Просто время сейчас другое, и пришла наконец пора, отбросив ортодоксальные

формальности, разобраться в сущности явлений и назвать вещи своими именами.

"Терапевтическая приманка", на которую восточным Мастерам приходилось ловить

практичных, но ограниченных стремлением к сиюминутному результату жителей

Запада в течение ста лет, прошедших со времени приезда Вивекананды в Америку в

1893 году, наконец-то себя исчерпала. И сегодня не только можно, но даже

необходимо прямо заявить: целительная сила йогических практик имеет не только

не главное, но даже и не второстепенное значение; это - не более чем один из

многих возможных побочных эффектов правильно построенной интегральной

тренировки. Что, впрочем, отнюдь не мешает Мастерам по-прежнему пользоваться

этим эффектом и с его помощью "вытаскивать" страждущих из совершенно, казалось

бы, безнадежных состояний. Но это не называется "йога". Это - всего лишь

"йога-терапия". И представление практических техник в виде отдельных

изолированных упражнений свойственно именно йога-терапии, но никак не йоге.

А что касается собственно практической йоги как таковой... Я вообще ни за

что не взял бы на себя ответственность утверждать, что йога - это что-то для

здоровья... Или для силы... Или для достижения успеха в жизни... Скорее,

наоборот: только тот, кто здоров, силен и изначально способен добиться успеха

в любом деле, может оказаться пригодным для пути йоги. Хотя нет, этого мало, и

вообще, все это - не то... Я видел не единожды, как очень сильные, умные,

решительные и здоровые люди сворачивали себе шею на этом пути - и в переносном

и в прямом смысле.... Их не спасало ничто - ни годы спортивных тренировок, ни

десятилетия занятий боевыми искусствами, ни мощный интеллект и

энциклопедические знания, ни владение стратегией победы, ни даже любовь, чутье

и интуиция, не говоря уже об уверенности в себе, богатстве и положении в

обществе, которые здесь вообще не имеют никакого значения... Вспомните "Зону"

в "Пикнике на обочине" или в "Сталкере". Здесь имеет значение что-то

совсем-совсем другое. Ибо я видел, как побеждали те, кому нечего было больше

терять... И те, кому было просто наплевать на все...

Так что же это за непостижимое явление - "йога"? Явление, содержащее в

себе вызов, по сравнению с которым детсадовскими игрушками оказывается вызов,

содержащийся в самых "крутых" видах спорта и боевых искусствах... Путь, сплошь

изрытый смертельно опасными ловушками и в то же время раскрывающий перед

человеческим существом фантастические многомерные перспективы, которые не

может охватить даже самое буйное воображение... Непрекращающаяся битва за

новое качество осознания, перманентная скрытая война, в которой не бывает

окончательной победы, ибо смысл ее, как и смысл жизни, не в том, чтобы

победить раз и навсегда, а в том, чтобы постоянно побеждать и никогда ни на

мгновение не прекращать сражаться...

В спорте есть соревнования и турниры... Это хорошо потому, что всегда

можно проверить, чего ты в действительности стоишь; и это плохо потому, что

часто приводит к роковой ошибке: тренировка прекращает быть вещью в себе и

становится всего лишь средством подготовки к состязаниям. А ведь изначально

именно она была первична, ибо от нее зависело выживание, а состязания имели

ценность лишь как способ оценить свой уровень и увидеть дальнейший путь.

В йоге нет даже этого... Только тренировка ради тренировки... Действие

ради действия. Не-делание ради не-делания... В течение нескольких тысячелетий

на вопрос "что такое йога?" пытались ответить многие, но дать исчерпывающий

ответ на него не удалось еще никому... Те, кто мог бы ответить, просто хранят

молчание...

Однако вряд ли нас интересует исчерпывающий ответ. Ведь эта книга - всего

лишь методическое пособие. И если не вдаваться в философские детали, а

рассматривать только практическую сторону вопроса, ответ мог бы выглядеть

примерно так: йога как система практик есть наиболее отработанная целостная

технология интегральной тренировки - самый действенный метод целенаправленного

совершенствования человека сразу на всех уровнях - органическом,

энергетическом, интеллектуальном, духовном и т. д. Не произвольный набор

отдельных практик, а именно ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Независимо от

того, о каких конкретных направлениях в йоге идет речь - классической йоге