Смекни!
smekni.com

Кругов (стр. 25 из 65)

и со вдохом приподнимаемся на носки, еще сильнее вытягивая все тело и

раскрывая грудную клетку (ПС-2).

С плавным полным выдохом медленно ставим пятки на пол, разводим ступни на

расстояние, примерно равное ширине плеч, наклоняемся вперед и кладем ладони на

пол (ПС-3).

При этом не забываем проследить за тем, чтобы ступни располагались одна

параллельно другой. Такое положение предотвращает неконтролируемые утечки

энергии из поля нижнего света, так как способствует "запечатыванию сосуда".

Подобные утечки - один из наиболее существенных недостатков западных

гимнастических и военных стоек, в которых ступни ставятся носками врозь.

Ладони в положении ПС-3 также параллельны одна другой и располагаются на том

же расстоянии друг от друга, что и ступни. Голова свободно свисает вниз между

руками, шея расслаблена. Выполняем несколько медленных и плавных

вдохов-выдохов произвольной глубины, стараясь как можно больше выпрямить ноги.

В пределе желательно постараться полностью растянуть задние поверхности ног.

Для этого следует напрячь мышцы передней стороны бедер и подтянуть коленные

чашечки. Выполнив три-четыре цикла плавного мягкого дыхания, поднимаемся и,

придав туловищу положение, соответствующее основной стойке (ПС-1), с гордо

поднятой головой и расправленными плечами шествуем в известное место, где,

повинуясь естественному для раннего (или не столь раннего) утра зову природы,

справляем малую нужду. Разумеется, если первый утренний зов этим не

ограничивается, глупо противиться естеству.

Следующее наше действие после того, как мочевой пузырь (и, возможно,

кишечник) опорожнен, - очищение полости рта. Первым делом удаляем налет,

скопившийся за ночь на языке. В ортодоксальной традиции это действие носит

название "джихва-шуддхи" или "джихва-шодхана" - "очищение языка". Для его

выполнения ревностные ортодоксы пользуются специальным скребком. "Дикие"

пещерные йогины поступают проще - они трут свои языки тремя пальцами правой

руки. Попытавшись произвести эту манипуляцию, мы немедленно обнаружим, что для

ее выполнения наилучшим образом подходят сложенные вместе указательный,

средний и безымянный пальцы. Если, конечно, ногти на них коротко подстрижены.

Но мы можем еще более упростить задачу, воспользовавшись таким тривиальным и

на первый взгляд совершенно не йогичным предметом, как обыкновенная чайная

ложка. Интересен тот факт, что наиболее прогрессивно мыслящие из истинных

йогинов именно так и поступают.

С помощью чайной ложки мы тщательно соскребаем с языка желтовато-белесый

налет, обращая особое внимание на очищение корня языка. После того как налет

удален, тщательно прополаскиваем рот водой не слишком холодной, но и не

горячей.

Теперь настал черед зубов. Самый простой из йогических способов очищения

зубов выглядит следующим образом.

Мы набираем чайную ложку без верха мелко размолотой морской соли (на худой

конец подойдет и растертая каменная поваренная (Только не "Экстра" - соль

должна быть нерафинированной)) и кладем ее под язык. Некоторое время ждем.

Постепенно рот наполняется слюной. Как следует перемешиваем во рту слюну с

солью и с помощью языка протираем получившимся рассолом зубы - очень тщательно

и со всех сторон. Слюны становится еще больше. Прополаскиваем рот слюной,

стараясь как можно полнее растворить в ней остатки соли. Если добиться полного

растворения соли не удается, набираем в рот немного воды, смешиваем ее с

крутым "слюнным рассолом" и еще раз тщательно прополаскиваем рот, чтобы

все-таки окончательно растворить всю соль. Иначе следующее наше действие будет

чревато весьма неприятными ощущениями, поскольку нерастворенными частицами

соли мы можем поцарапать себе десны. Впрочем, приятной не назовешь и всю эту

процедуру в целом, зато потом... Тем не менее зачем усложнять себе и без того

не слишком легкую жизнь борца за новое качество осознания?.. Так что давайте

же растворим всю соль без остатка. А после этого указательным и средним

пальцами правой руки будем аккуратно массировать десны от основания к зубам,

втирая в них "водно-слюнный рассол".

Тщательно промассировав всю верхнюю и всю нижнюю десну снаружи и изнутри,

еще раз как следует прополаскиваем рот рассолом и с наслаждением выплевываем

его вон. После чего несколько раз прополаскиваем рот водой приятной

температуры. Мне кажется, что в данном случае термин "приятная" как нельзя

лучше подходит для характеристики температуры воды, которой надлежит

пользоваться. А то, какое количество градусов по Цельсию или Фаренгейту этой

приятности надлежит в себе содержать, пусть каждый решит для себя сам. В конце

концов, ведь не слепое следование предписаниям превращает обычного человека в

йогина... Для осуществления такого самопреобразования нам с неизбежностью

приходится предпринимать "йогические" действия не только в тренировке, но и на

бытовом уровне. Так пусть же принятие на себя всей полноты ответственности за

то, водой какой температуры мы будем прополаскивать поутру рот, станет одним

из наших решительных шагов в направлении обретения осознанного контроля над

жизненной ситуацией.

Итак, после того, как ротовая полость очищена, наступает очередь

носоглотки. Вообще-то очищение и внутренняя тренировка носоглотки в йоге

представляет собой достаточно замысловатый ритуал, однако на уровне нулевого

цикла мы ограничиваемся лишь промыванием носоглотки водой.

Настоящий "дикий" йогин, обитающий где-нибудь в пещере высоко в горах,

поступает очень просто. Он подходит к горному ручью, зачерпывает пригоршню

ледяной воды и носом втягивает ее в ротовую полость, после чего выплевывает.

Зачерпывает еще одну пригоршню и, немного склонив голову набок, втягивает воду

одной ноздрей. Выплевывает. Следующую пригоршню воды он втягивает другой

ноздрей. Выплевывает. Затем набирает воду в рот, наклоняется вперед- так,

чтобы голова его оказалась обращенной макушкой вниз,- и с закрытым ртом

выплевывает воду, выдувая ее сквозь ноздри. И, наконец, еще два-три раза

набирает по пригоршне ледяной воды, выпивает ее носом и выплевывает изо рта,

как делал в самом начале.

"Дикий" йогин, который обитает на берегу океана, проделывает вышеописанную

процедуру точно так же, с той лишь разницей, что вода, которую он использует,

черпается из океана. Она может быть не столь холодной, как вода горного ручья,

но этот ее недостаток вполне компенсируется очень высокой соленостью.

И в том, и в другом случае ощущения, порождаемые процедурой промывания

носоглотки в соответствии с вышеописанной методикой, напоминают атомный взрыв

внутри черепа. Причиной тому в первом случае является низкая температура воды

и отсутствие в ней минеральных солей, а во втором, наоборот, ее чрезмерная

соленость.

Безусловно, психоэнергетический эффект мгновенного тотального пробуждения

на грани спонтанного просветления, обусловленный "ударной" стимуляцией нервных

окончаний, которыми столь богата слизистая оболочка носоглотки, стоит тех

жестоких ощущений, которые йогин испытывает на стадии освоения этой "дикой"

техники. Однако "дикий" йогин - он на то и "дикий", чтобы брать на себя всю

полноту ответственности за каждый свой шаг на этой земле. И если вдруг доспехи

его безупречности в какой-то миг дают трещину и он заболевает из-за

недостаточной несгибаемости намерения и возникающего как следствие

несоответствия жесткости практических методов уровню личной силы, то понимает,

что винить в этом ему, кроме самого себя, некого и что выпутываться из

сложившейся ситуации ему тоже придется самостоятельно.

На основании сказанного выше я не стал бы рекомендовать "нашим" начинающим

сразу браться за освоение "диких" методов промывания носоглотки, традиционно

известного как джала-нэти - "водное очищение носа". Учитывая привычный нам

образ жизни цивилизованного (в большей или меньшей степени) человека и столь

свойственную нам склонность потакать своим слабостям, это было бы роковой

ошибкой. К сожалению, мне известен не один случай, когда подобные ошибки

приводили к возникновению у начинающих "цивилизованных" йогинов достаточно

серьезных воспалительных заболеваний носоглотки и придаточных полостей, от

которых им впоследствии не удавалось избавиться на протяжении многих лет.

Поэтому я предлагаю на уровне нулевого цикла подойти к изучению практики

джала-нэти с несколько иной стороны и не пытаться промывать носоглотку

холодной водой прямо из-под крана, а тем более - из открытых водоемов. А что?

Цивилизованному йогину - цивилизованные практики!

Итак, для промывания носоглотки нам потребуется какая-нибудь посудина с

носиком. Например, заварочный чайник. Конечно же, в нем не должно быть

позавчерашней заварки, и он должен быть тщательно вымыт. Емкость чайника -

один-два стакана. Диаметр кончика носика - такой, чтобы мы могли свободно

вставлять его в ноздрю и из нее вынимать и чтобы нос наш при этом не

превращался в бесформенную сизую картофелину. Наполняем чайник водой,

температура которой приблизительно равна температуре тела. Солим воду морской

солью, но не слишком сильно. Размешиваем соль. В итоге соленость воды в нашем

чайнике должна стать примерно равной солености крови или слезы.

Слегка наклонившись над ванной или раковиной (или присев на корточки над

тазом, расстояние между ступнями приблизительно соответствует ширине плеч -

это классический вариант), вставляем носик наполненного теплой подсоленной