Смекни!
smekni.com

Кругов (стр. 48 из 65)

напряжения мускулатуры спины и задней поверхности шеи. Одновременно с прогибом

стараемся вытянуть позвоночник круговым движением плеч.

Вытягиваем прямые ноги под острым углом к полу. Носки - на себя.

Вытягиваем прямые руки параллельно ногам. Ладони обращены внутрь - одна к

другой.

> Движение - выдох, фиксация - свободное полное дыхание. Длительность

фиксации - не менее тридцати секунд. Лучше, если это будет минута-полторы.

108. УГЛОВОЕ ВЫТЯГИВАНИЕ В ПЕРЕВЕРНУТОМ НАКЛОНЕ (СС-108).

Расслабляем мускулатуру спины. Прижимаем к полу спину, затылок и заднюю

поверхность шеи. Поднимаем ноги вверх и захватываем их за большие пальцы

кольцами из средних, указательных и больших пальцев соответствующих рук.

Жестко выпрямляем ноги и до предела растягиваем их задние поверхности.

Прижимаем крестец к полу. Круговым движением плеч назад-вниз раскрываем

грудную клетку. Плотно прижимаем к полу лопатки, заднюю поверхность шеи и

задние поверхности плечевых суставов.

Руками тянем носки ног на себя, не позволяя ступням поворачиваться

наружными ребрами вперед: подошвенные поверхности стоп - в одной плоскости.

Одновременно стараемся отвести таз как можно больше назад, сместив вниз - к

полу - седалищные кости. Задние поверхности туловища и ног - две ровные

плоскости - стороны трехмерного острого угла. Вершина угла - седалищные кости.

Задние поверхности ног растягиваются.

> Движение - выдох-вдох-выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.

109. ЗАМКНУТЫЙ ПЕРЕВЕРНУТЫЙ ЗАКРЫТЫЙ ВЫТЯНУТЫЙ НАКЛОН -

БАДДХА-УРДХВА-МУКХА-ПАЩЧИМОТТАНАСАНА (СС-109).

Подтягиваем ступни немного ближе к себе, кладем ладони на подошвы и

захватываем себя пальцами рук за пятки. Предплечьями надавливаем на пальцы ног

и еще сильнее тянем носки на себя. Ноги плотно сложены вместе. Подошвенные

поверхности стоп - в одной плоскости, не позволяем ступням поворачиваться

наружными ребрами вперед.

Надавливая руками на прямые ноги, отталкиваем таз от головы, вытягивая

позвоночник. Одновременно с этим складываемся пополам, стараясь,

по-возможности, не поворачивать таз вперед и поменьше сгибать позвоночник.

Эффект складывания пополам достигается в основном за счет сгибания в

тазобедренных суставах.

> Движение - выдох. Фиксация - свободное полное дыхание.

Длительность фиксации - не менее минуты.

110. СВОБОДНЫЙ ПЕРЕВЕРНУТЫЙ ЗАКРЫТЫЙ ВЫТЯНУТЫЙ НАКЛОН (СС-110).

Выпрямляем руки и кладем их на пол вдоль туловища. Ладони обращены к полу.

До предела оттягиваем носки и что есть силы прижимаем к груди жестко

выпрямленные ноги.

> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.

111. ПРОСТАЯ СТОЙКА НА ПЛЕЧАХ С ПОДДЕРЖКОЙ - САЛАМБА-САРВАНГАСАНА

(СС-111).

Стойка на плечах - ТХА-вариант третьей точки исходного равновесия (точки

обращенного потока) и шестой узел магического кристалла Движения Силы.

Будучи одной из главнейших асан хатха-йоги, стойка на плечах, так же как и

стойка на голове, имеет множество различных модификаций. Здесь приведена

наиболее простая из них - она не без оснований считается классической.

В отличие от стойки на голове, в которой формируется жесткий сквозной

осевой поток с очень высокой плотностью энергии, в стойке на плечах этот поток

существенно смягчается за счет "растекания" в области шейно-грудного перехода

между полями среднего и верхнего света. Кроме того, осевой поток в стойке на

плечах - не сквозной. Жесткий шейный замок - джаландхара-бандха -

перенаправляет его таким образом, что в поле верхнего света (в голове)

формируется спиральная зона концентрации. В ней поток стягивается к центру

головы - центральной точке поля верхнего света. Локализация этой точки

совпадает с локализацией ахам-грантхи - узловой точки аджня-чакры. Это делает

стойку на плечах и производные от нее техники достаточно эффективным средством

развития и накопления того свойства человеческого существа, которое дон Хуан в

книгах Карлоса Кастанеды называет личной силой.

Подобно всем перевернутым асанам, относящимся к технике точки обращенного

потока, стойка на плечах при практике в определенных режимах имеет свойство

замедлять и даже обращать вспять поток личного биологического времени. Помимо

мощного омолаживающего действия, которое проявляется на уровне органического

тела, это производит эффект "стягивания" к центру энергетического тела

энергии, рассеянной в его периферийной оболочке, и соответственно, повышает

плотность энергии в основных, или "скелетных", потоках энергетической

структуры(Подробнее см. в книгах П. Кэлдер "Око возрождения", Шри Свами

Шивананда "Йога-терапия", Сватмарама "Хатха-Йога-Прадипика", а также в

"Гхеранда-Самхите". Кроме того, концепцию обращения осевого вихря и

"перенаправления" потока личного времени я достаточно основательно проработал

в "Третьем открытии Силы", потому не считаю целесообразным детально

останавливаться на этом здесь).

Тот способ выхода в стойку на плечах, который я предлагаю в этом разделе,

является, как мне кажется, наиболее безопасным.

Наиболее часто встречающейся неприятностью, которая может возникнуть из-за

неправильного выполнения стойки на плечах, являются травмы (иногда - очень и

очень серьезные) позвоночника в области шейного отдела и шейно-грудного

перехода. Чаще всего они возникают при недостаточно проработанной (то есть

лишенной необходимого сочетания силы, упругости и текучести) мускулатуре шеи и

спины и слишком жестком либо "разболтанном" сухожильном аппарате позвоночника.

Стойка на плечах в таких случаях превращается в стойку на локтях и затылке, в

лучшем случае - на локтях, затылке и задней поверхности шеи. Этому

способствует также часто проявляемое дилетантами неуемное стремление добиться

полного соответствия позы описанию ее идеального варианта, не подкрепленное

реальными возможностями "органического" самоконтроля.

Во многих современных методических текстах в более или менее явном виде

присутствует рекомендация в стойке на плечах как можно сильнее прижимать

подбородок к груди. Рекомендация, безусловно, очень важная, ибо жесткий шейный

замок - одно из наиболее необходимых условий "энергетически правильного"

выполнения всех модификаций стойки на плечах и производных от нее асан. Однако

о безопасной технике выполнения этой рекомендации в большинстве случаев не

сказано ни слова. Нужно не просто прижимать подбородок к грудине, "накатывая"

на него грудную клетку за счет усилия рук, но при этом еще ни в коем случае не

следует отрывать от пола плечи и переносить вес тела на локти и затылок. Руки

от локтей до плеч и задняя поверхность плечевого пояса и верхушки лопаток -

вот "опорная зона" обычной сарвангасаны - стойки на плечах. Шея и голова

должны лежать на полу свободно. Если вес тела переносится на шею и локти или,

не дай Бог, на затылок и локти, то за счет "эффекта рычага" на позвоночник в

шейном отделе приходится концентрированное "изламывающее" усилие, которое не в

состоянии выдержать никакой сухожильный аппарат. Устойчивые смещения и

деформации, возникающие в результате такой порочной практики, в конечном счете

ведут к жестоким нарушениям мозгового кровообращения, неадекватному

перераспределению проводимости нервных путей и различным патологиям структуры

потоков энергетического тела. Кроме того, на травмированных участках

позвоночника всегда имеет место чудовищное рассеивание энергии. Таким образом,

при неправильном выполнении стойка на плечах (впрочем, как и любая другая

асана) из техники интегрального тренинга превращается в могучее орудие

ультимативного саморазрушения.

Этому в немалой степени способствует та стандартная техника выхода в

стойку на плечах, которая предлагается в большинстве методических пособий и в

соответствии с которой следует сначала выйти в позу полуплуга или плуга с

вертикальным позвоночником и плотно прижатым к груди подбородком (эта асана

будет описана ниже), а потом поднять вертикально вверх прямые ноги. Если при

этом в выполнении позы плуга уже заложена вышеупомянутая ошибка (а в

подавляющем большинстве случаев дело обстоит именно так), то после поднимания

ног ситуация усугубляется и шанс травмировать позвоночник становится более чем

реальным.

Избежать этого позволяет техника выхода в стойку на плечах, при которой

туловище и ноги вытягиваются вверх одновременно: тело разгибается в

тазобедренных суставах, как складной нож, и плавным маховым движением

вытягивается в одну прямую наподобие одной стороны пантографа. "Накатить" торс

на подбородок сильнее, чем он "накатывается" сам по себе, при этом практически

невозможно, ибо в течение всего движения "опорной зоной" остаются именно те

участки тела, которым надлежит к таковой принадлежать для относительно

безопасной практики(Полностью безопасной тренировочной практики не существует

в природе. Надеюсь, это понятно и дополнительных объяснений не требует. В этом

мире за все нужно платить. А в мирах "тонких" "законы выживания" еще более

жестоки). Постепенное же "углубление" фиксации шейного замка при такой технике

осуществляется уже в стойке и может быть значительно более контролируемым, чем

при выходе через вертикальный плуг.

Выполняется же выход в стойку на плечах следующим образом.

Из положения свободного перевернутого закрытого вытянутого наклона

(урдхва-мукха-пащчимоттанасаны СС-110) плавным махом выпрямляем все тело

вертикально вверх, вытягиваемся, сгибаем руки в локтях и кладем ладони на