Смекни!
smekni.com

Правила хорошего тона в гештальт-терапии и психоанализе елена ма3УР (стр. 26 из 28)

Я думаю, что можно говорить о возможности положительного прогноза и устойчивости результата лечения, когда в результате работы наркоману станет достаточной наградой за его неупотребление радость тех, кто больше не мучается рядом с ним, когда наркоман сможет эмпатически воспринять эту радость и пережить как свою собственную, как нечто приятно, явившееся результатом его собственных действий, как восстановление «теплообмена» между ним и жизнью вокруг. Поэтому особенно важна работа в группе, где наркоман учится сопереживать, обнаруживает, что чужая боль отзывается в нем болью, а чужая радость - радостью, учится принимать тепло и помощь от других, узнает, что многое может дать сам.

Еще хочется сказать об основе программы о необходимости признания, что есть сила, более могущественная, чем наркоман, способная привести его к выздоровлению. Обоснование существования этой силы не нуждается в °Р™лечении фигуры Бога. Когда наркоман признает, что он болен и наркотик сильнее его, он тем самым признает, что есть в мире нечто, способное овладеть им и погубить. Нечто, над чем он не властен. По мере продолжения периода трезвости на каждый следующий день, наркоман оказывается перед тем, чего он от себя не ожидал, перед чудом собственной «чистоты» , и это дает основание иредиодожить, что помимо наркотика, который сильнее его и убивает, может

ЗДИЪ что-то, тоже более сильное, чем сам наркоман, но «оно» помогает **ОДорэвливать.


На самом деле, это чудо - группа выздоравливающих наркоманов, в которой постепенно меняется сама личность больного человека и болезнь перестает владеть им безраздельно. На психологическом уровне, я думаю речь идет о потребности любого зависимого человека быть с кем-то, кто спасет и утешит, кто больше его самого и сильнее, кто не покинет и будет любить вечно Любить и прощать, помогать и верить в него. Это потребность найти нечто. большее, чем ты сам. Именно эту базовую потребность удовлетворяет идея о Боге, как мы его понимаем. Это основа и сердце программы выздоровления. обретение своеобразной опоры в своей слабости и одиночестве, обращение к той части личности наркомана и любого зависимого, которая прячется под слоем защит, под ложным чувством превосходства и независимости, под стремлением получать все и сразу не зависимо ни от чего и ни от кого. Этот шаг возможен после признания себя больным и беспомощным перед болезнью, то есть готовым смириться и отдаться на волю того, кто сильнее и готов сейчас помочь.

Все вышесказанное ни в коем случае не избавляет от собственной ответственности за свое выздоровление, поэтому в терапевтической работе постоянно делается акцент на то, что Программа помогает и Сила cпacae^ только тогда, когда ты сам прикалываешь огромные усилия и делаешь то, что необходимо. Обещая свое покровительство, выбор поступать так или иначе. Сила оставляет за самим наркоманом, отныне он сам отвечает за свою жизнь. она лишь поддерживает его в стремлении к жизни, помогая делать то, что необходимо, но ничего не делает вместо него, не награждает и не наказывает, а указывает направление движения, ставя перед человеком жизненные задачи. решая которые наркоман выздоравливает. Как я уже говорила, выздоровление требует больших усилий и мужества, так как впервые человек вместо того, чтобы отворачиваться от своих проблем, должен искать пути их решения. действуя постоянно и целенаправленно. А именно этого опыта у наркомана было очень мало или не было вовсе,

Наркомания - это болезнь общества, а не только его отдельных членов. болезнь семьи и вообще - болезнь отношений. Не даром наркоманы причинами своего употребления( даже не находясь в «ломках» ) называют прежде всего чувства одиночества, неуверенности и страха. Поэтому очень важна работа с семьей наркомана и с его близкими, перестройка всех его социальных связей.

Сколько бы лет не было наркоману, пришедшему лечиться, его психологическим возрастом считается возраст начала употребления наркотиков. Обычно это подростковый возраст, когда происходит формирование личности человека, происходит процесс личностной идентификации и вопрос Кто я? звучит напряженнее вопроса Какой я?, пробуются новые способы взаимодействия с окружающими, идет перестройка всего внутреннего мира подростка. Трудно переоценить значение чуткости и поддержки от взрослого в этот период. Можно предположить, что будущий наркоман не справился с внутренними и внешними изменениями в своей жизни, не нашел для себя


Психологический аспект наркотической зависимости

токологическую нишу» необходимой ему помощи и поддержки, и вынужден был искать любые пути, чтобы справиться с собственной растерянностью и бодью. Кстати, именно поэтому наркоманы требуют так много поддержки от грудин и терапевта, им надо «добрать» любви и заботы, решиться снова отудить в контакт с миром и просить оттуда помощи, несмотря на все д)сдадущие разочарования и обиды.

Помимо всего, что уже было сказано о необходимости и влияния группы, хочется сказать еще несколько слов о роли сообщества анонимных наркоманов в выздоровлении. Химической зависимости как проявлению пограничной шшностной организации свойственна диффузная идентичность, нечеткость понимания того, кто же я на самом деле, где моя группа людей, с кем бы я мог вдевгафицироваться. Тем более, что наркоман остается навсегда расщепленным на себя-патологически зависимого и себя-нормального. В каком-т& смысле он действительно не такой, как все, в чем-то исключительный, и для сохранения трезвости нельзя забывать, что ты по-прежнему наркоман, что виевно с тобой происходили все эти ужасные вещи, хотя и не употребляешь уже давно и ведешь полноценную жизнь, как многие другие люди. То есть необходимо сохранять идентификацию и с наркоманом, а со временем это мажет оказаться сложно, так как начинают работать социальные стереотипы уничижительного, пренебрежительного отношения к химически зависимым людям, особенно к наркоманам, что, естественно, не приятно. Кроме того, идентификация с наркоманом - это соотнесение себя с человеком, увотребляющим вещества и испытывающим к ним непреодолимое влечение, а это просто опасно. Анонимное сообщество дает возможность формированию иовой идентичности, не противоречивой по своей сути - выздоравливающего наркомана, среди таких же выздоравливающих, чья жизнь принципиально огаичается от того, что происходило раньше, наполнена надежной и смыслом.

Для психотерапевта существует большая опасность поддаться жалости к наркоманам, отношению к ним как к брошенным детям и переоценка собственных возможностей, перекладывание ответственности за их выздоровление на качество своей работы, в конечном счете на себя. В этом случае терапевт попадает в ловушку «спасательства» или созависимости, которое уже безуспешно пробовали близкие наркомана, и которое, мало того. разрушало их собственную жизнь, подчиняя все контролю за употребляющим чиевом семьи, но и просто не давало самому наркоману «озаботиться» своими проблемами, прежде всего употреблением веществ. Поступая так же, терапевт «начинает выздоравливать вместо» наркомана, постоянно «кормя» его своими идеями и своей инициативой, что разрушает собственную мотивацию зависимого и повторяет ту систему отношений, которая уже и так была у него ^с^да. Психотерапевт так же, как и близкие наркомана, не может ^""Ролировать его жизнь, чувства, поведение и выздоровление. Для "сихогерапевта такая позиция чревата разочарованием, шантажом, ""•Обесцениванием, непомерной ответственностью и проигрышем: наркоман,


только почувствовав, что кто-то готов отвечать за его жизнь пли выход из срыва, не замедлит этим воспользоваться, снова сыграть жертву, используя это как повод для возобновления употребления.

Со стороны наркомана возможна манипуляция своей болезнью как избегание включенности в социальную среду, уход с работы, бросание учебы. самоизоляция. Это путь обратно в одиночество, бессмысленность своею существования, а значит в болезнь. В таких случаях речь может идти о неуверенности, страхе перед самой трезвой жизнью, которые обязательно должны прорабатываться.