Смекни!
smekni.com

Правила хорошего тона в гештальт-терапии и психоанализе елена ма3УР (стр. 27 из 28)

Как я уже говорила, в работе наркоманы, как и все зависимые. нуждаются в большом количестве поддержки, принятия, тепла Это требуег очень большого напряжения от терапевта, особенно если идет работа с группой. может истощать и опустошать самого терапевта. Ресурсом здесь прежде всего является сама группа. На самом деле фигура терапевта далеко не самая важная в группе химически зависимых. Каждому члену группы важнее поддержка того кто его понимает, с кем он может поделиться своими переживаниями, кто может ему помочь, дать просто конкретный совет, рассказать как это было с ним, с кем он может обнаружить свою схожесть в противовес изоляции, которую наркоман обычно ощущает среди здоровых, снова пережить свое «неодиночество». Все это лучше обеспечивают не психолог-ведущий, а участники группы. Здесь нет смысла « тянуть одеяло на себя». Если тем не менее основная работа ведется психологом, который потом чувствует себя совершенно «высосанным», для меня это больше о личных проблемах психолога с его зависимостями. Сама сшуация не предполагает такой включенности и самоистощения ведущего. Разумеется, это легче сказать, чем сделать, особенно, если предположить, что большинство событий происходит не просто так, и что сам факт работы именно с этой группой клиентов, страдающих тяжелой и разрушительной формой зависимости, чрезвычайно трудно поддающейся лечению, требующей много душевных сил и любви, поддержания собственной устойчивости и способности находить и использовать ресурсы своей жизни, сам факт работы именно с этими людьми, не случаен. Я желаю себе и всем, работающим с химически зависимыми пациентами, терпения и любви.


ГЕШТАЛЬТ И ВОСТОЧНАЯ МЕДИЦИНА ЕЛЕНА ПЕТРОВА, ВЛАДИМИР МАТКОВ

Речь идет о работе с тревогой. Этот тип психотерапевтической работы тарошо разработан в гештальт-терапии и базируется на представлении о том, что тревога как таковая - это заблокированная или неправильно направленная ЭДергая. Во всяком случае, это энергия, которой человек в данный момент не живет воспользоваться. Стратегии работы с тревогой выбираются из этих Соображений. Необходимо вернуть человеку целостность, то есть помочь объединять себя самого и свою энергию.

Действительно, даже на уровне слов заметно своеобразное «расщепление» целостности человека, «расщепление» или потеря единства: «У меня есть тревога». Феноменология тревоги (телесная) распознается, осознается человеком как нечто самостоятельное, неподвластное субъекту. В словесном выражении это описывается словами «меня трясет» - как если бы действие было ретрофлексивным, то есть источник активности находился вовне человека.

Существенно, однако, что в отличие от «обычной» ретрофлексии, когда в Рамках относительного спокойствия можно наблюдать огромные запасы эиергии, при тревоге, суммарный объем энергии, который доступен субъекту, *всьма мал... И быстро наступает усталость.

Эту тревогу стоит отличать от похожего на тревогу переживания ^^*Ф^^^^ого напряжения, которое возникает у человека при так называемой Р^рофлексии. То есть когда субъект сдерживает (из последних сил!) какой-то ввЦавленныи вовне импульс. И тогда напряжение сравнительно легко й^во^настся как два противонапрвленных импульса. •.»»г^•° любом случае с точки зрения внешнего наблюдения эта энергия легко

_^"^^тся, чувствам, которые базируются на тревоге, недостаточно ^ИЯВИчны...


Стратегии возвращения к целостности, возвращения к овладению всей энергией в рамках гештальт-подхода достаточно прозрачны... Это эксперименты, в рамках которых субъект может «соединиться» или вступить в отношения с собственной тревогой. Например:

1. Человеку предлагают буквально идентифицироваться с тревогой, то есть изобразить трясущуюся фигуру, усилить тип движения, сделать его «произвольным», осознать, какова символика этих движений, какие потребности и чувства стоят за этим движением

2. На основе того же начального эксперимента станцевать танец символически выражающий тему. Сосредоточиться на вырывании агрессии -направлена она в адрес кого-то или доминирует страх перед кем-то.

3. Сделать игру - человек разговаривает с воображаемой символической фигурой, которая символизирует его тревогу, в диалоге проясняются чувства г потребности текущего момента...

4. Просто описывать свои ощущения, сконцентрировавшись на телесных переживаниях и появляющихся импульсах чувств и желаний. В результате начинает доминировать какое-то актуальное переживание, которое позводяе) человеку сосредоточить собственную энергию и вернуть себе целостность...

Все эти эксперименты направлены на увеличение внимания к себе и собственным потребностям в данный момент. Если проследить динамик} развития тревоги, то можно отметить следующие этапы: А. Естественное течение энергии, обычное самочувствие В. Что-то произошло (либо фрустрация потребности, препятствие на пугк движения к чему-то важному, либо истощение, усталость, усилившийся дефицит по какой-либо потребности), в результате чего человек начинает переживать (регистрирует) тревогу. Создается впечатление, что часть энергии. которая есть в распоряжении человека, как будто бы отделяется и субъект начинает относиться к ней как к чуждой.

С. В действие вступают защитные механизмы психики - и субъект подавляет тревогу, но чувствует себя бессильным и уставшим. Если продолжить ранее сформулированную метафору, это значит, что от общей энергии организма отделена еще одна часть, которая должна была играть роль «сдерживателя», и в распоряжении человека остается еще меньше свободной энергии.

Д. Наступает снижение активности, слабость, соматизация (например. простудное заболевание), разрушение системы отношений между людьми.

Сам факт наличия тревоги в Гештальт-подходе понимается как феномен. свидетельствующий о наличии заблокированной энергии, которая может быть возвращена организму. Возможно, стоит различать «стеничную тревогу» и «астеничную тревогу». В то же время опыт показывает, что хотя на первый взгляд при переживании тревоги у человека достаточно много агрессивности (энергии), это скорее «беспомощная агрессивность», в которой чаще можно обнаружить аннигиляционные (регрессивные) формы агрессии...


идиому, если такой тревожный человек начинает спонтанно действовать ддд gfgy предложить действовать в ходе эксперимента, выражая гнев или аядость, то наблюдается следующее, хорошо знакомое по-житейски явление. Субъект многословен, возбужден, «его не остановить», легко впадает в свемявие переживания обиды... Но его деятельность малопродуктивна, ем) твкдво задержаться, сосредоточиться на одном переживании, он как бы «диользиг» по поверхности контактов с другими юдьми, ему не хватает ^gy^iBu переживания, часто субъект становится как будто бы излишне идеддектуализирующим.. Причем, чем больше человек себя сдерживает. яйцямер, пытается сам справиться с тревогой, успокоиться, тем больше он ЦвЩщается, и на первый план выступает чувство обиды. Наоборот, остановка {дддвпюсти и «возвращение к телесности», своего рода интровертированность. умикшение объема контактов с окружающим миром, «сбор энергии» приводят ^.^ясе полному осознаванию себя и возвращению чувства стабильности и

^ВДРОТЫ.

Эти наблюдения интересно кореллируют с тем, как относится к феномену тревоги Восточная медицина. Для Китайских традиционных врачей тревога это проявление «сырости» или активности канала селезенки.

Стратегия позитивной компенсации тревоги-сырости по китайской «ютфше, это активизация (в зависимости от соматического типа пациента) зоергин «холод» (канал почки, эмоциональный коррелят - чувство страха) или <аютер» (канал печень, эмоциональный коррелят - чувство гнева или специфического чувства ужаса-злости-страха). Если пациент перейдет в это состояние, то тревога будет благополучно компенсирована,