Ребенок со слабой нервной системой легко утомляется, нуждается в более продолжительном сне, он теряется в более или менее сложной обстановке. Любая нагрузка приводит к угнетению его высшей нервной деятельности. В результате он быстрее других детей устает, чаще плачет, ему трудно учиться. Поэтому этих детей нельзя нагружать наравне с детьми, обладающими сальной нервной системой, учить их дополнительно иностранным языкам, музыке, фигурному катанию, поднимать их рано утром и т. д. Им достаточно одной школьной нагрузки. Им необходимо регулярно давать дополнительный отдых на воздухе и проводить с ними занятия до оздоровительной физкультуре. Когда в результате правильного режима занятий и отдыха нервная система окрепнет, у детей появится уверенность в своих силах. Вот тогда можно расширить круг их обязанностей в школе и дома.
Сангвиники, обладающие сильными, уравновешенными и подвижными процессами, способны активно и длительно работать, быстро переключаться с одного эмоционального состояния на другое, легко переходить от отдыха к работе и наоборт. Они умеют найти выход из трудных положений, способны ставить перед собой и решать сложные задачи.
Флегматику трудно общаться с сангвиником. Но если они оба будут знать, что в их поведении сказываются особенности врожденного темперамента, они лучше приспособляются к обществу друг друга.
Сангвинику проще общаться с холериком, флегматику же и холерику ужиться друг с другом трудно. Однако, практика показывает, что знание особенностей темпераментов близких людей помогает наладить отношения даже тогда, когда несоответствие темпераментов создает, казалось бы, достаточные основания, чтобы говорить о психологической несовместимости.
Типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка. В процессе развития ребенка происходит изменение взаимоотношений коры больших полушарий и подкорковых структур. Это обусловливает особенности возбудительного и тормозного процессов в детском возрасте, а, следовательно, и специфику проявления типологических особенностей.
И. И. Красногорский, изучая высшую нервную деятельность ребенка на основании силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.
1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов зна. чительпой прочности. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцирозок. Бсзусловнорефлекторная деятельность у них регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
2. Сильный, уравновешенный медлительный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленно, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями.
31
Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении домашних заданий.
3. Сильный, неуравновешенный, повышенно вэсбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сально выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контроли-руемой кзрой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа отличаются высокой Емоционалъной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у этих детей быстрая, с отдельными выкрикиваниями.
4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легко-тормозной тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чэм объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети зтого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.
Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом определяется индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности. Вместе с тем, одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности человека является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические возможности, коррегирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.
V/ Пластичность типов высшей нервной деятельности. Врожденные ^свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидум в процессе жизнид
^Пластичность нервной системы И. П. Павлов назвал важным педагогическим фактором. Сила подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравнозетлениого типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями урав-новешенного твд^а, Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слаоо'гсГтипа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к лювому режиму работы и нуждаются в специальном внимании^ \- L--f.}V.r"Ut 'MJ.i'&*'- /•-<: "''(Хм-.*- А'Ъ'.^ря -" И ВТОРАЯ СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
раздражитель при определенных условиях может стать сигналом ч тем самым помочь организму подготовиться к восприятию какого-либо измечекич в окружающей срец^(как бы «предвидеть» эти изменекия).Ц1р'инцип сигнализации, введённый И. П. Павловым, нашел наиболее широкое применение при анализе психических процессор свойственных человеку.
32
^Условнорефлекторные реакции образуются на базе безусловно-рефлекторной деятельности, т. е. инстинктивной деятельности: пищевой, оборонительной, половой, родительской и т. д.,1на большом разнообразии безусловных рефлексов. —
(Однако/австрийский патолог Фрейд при производстве «психоанализа» объяснял все реакции человека как нормальные, так и патологические, исходя только из полового инстинкта^что является научно неправомерным, ошибочным. Во первых, потому, что базу условно-рефлекторной деятельности составляют все инстинкты, а не только один половой инстинкт. Во-вторых, потому, что в человеческом поведении исключительная роль принадлежит социальным реакциям — поведению, определяемому положением человека в обществе, коллективе, социальной среде. К сожалению, зарубежные физиологи зачастую строят свои нейрефизиологические концепции, исходя из психоанализа Фрейда.
[функцию коры, общую для человека и животных, обуславливаю- . щую восприятие сигналов действительности, переживаемых человеком ' (субъективно в виде конкретных впечатлений, ощущений от окружающей среды, за исключением слова), И. П. Павлов назвал первой сиг- -;. нальной системойЦ_В отличие от этих непосредственных сигналов дей-Л ствительнзсти слова и речь представляют отвлечение от действитель-' ности, являются сигналами опосредованными, сигналами сигналов. Эту словесную деятельность и обусловленное ею мышление И. П. Пав-.' лов назвал «второй сигнальной системой^ -
Слова и речь по И. П. Павлову представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что составляет наше (по сравнению с животными) специально человеческое, высшее мышление.
^Возникновение речи означало в эволюционном процессе громадный скачок, переход от животного мира к человек^с развитием речи человек несравненно дальше отошел от животного мира, чем, например, высшие обезьяны от собаки. ^Причиной возникновения и развития речи были социальные условия]) при которых совместный труд и необходимость сношения друг с другом обусловили возникновение слова и развитие членораздельной речи.|[«Труд и связанное с этим слово сделали нас людьми», — И. П. Павловд
,'физвологический механизм образования членораздельной речи и его""анатомо-физиологическая структура, по И. П. Павлову, представляется следующим образом. Чтобы произносить слова, человек должен управлять своим речевым аппаратом, дыханием, глотанием. Управлять же органами речи он может, если будет чувствовать свои речевые органы, иметь комплекс проприоцептивных раздражений двигательного аппарата. По этому признаку И. П. Павлов назвал речь «речевым движением»^
|_рторым необходимым компонентом в анатомо физиологической структуре речи является звуковой. Для того, чтобы понимать речь, человек должен сам слышать других. Без этого условия речь не развивается, как это имеет место у глухих от рождения, которые на всю жизнь остаются глухонемыми^
Для того, чтобы речь развивалась, должна устанавливаться связь кинетической (двигательной) области коры со слуховым анализатором,, «кинетическая форма слова» должна связываться со «звуковой ее формой».
[_С введением в качестве общения между людьми письменности к
33
кинетическим и слуховым компонентам речи присоединяется и зрительный аппарат — результат зрительного раздражения от начертания слову