Смекни!
smekni.com

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности (стр. 28 из 62)

Так, в соответствии с Конституцией неприкосновенностью пользуются Президент Российской Федерации, депутаты Федерального Собрания и су­дьи, а в соответствии с Федеральным законом — прокуроры и следователи органов прокуратуры[25]. Вместе с тем анализ положений Федерального за­кона «О выборах Президента Российской Федерации» дает основания для вывода, что проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении кандидата в президенты проводится на общих основаниях под непосред­ственным контролем Генерального прокурора.

Для проведения на ранних стадиях уголовного судопроизводства за­держания, ареста, обыска, личного досмотра и иного ограничения непри­косновенности депутата, в том числе и путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий (осмотр помещений, прослушивание телефонных переговоров и т.п.), в любом случае требуются представление Генерально­го прокурора России и согласие соответствующей палаты Федерального Собрания. По смыслу ст.ст. 22—25 и 98 Конституции неприкосновенность парламентария распространяется на занимаемыеим жилые и служебные помещения, используемый им личный и служебный транспорт, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж.

В ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» определено, что кандидат в депута­ты Государственной Думы и Совета Федерации после регистрации не мо­жет быть привлечен без согласия Генерального прокурора к уголовной от­ветственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Исходя из этого проведение всех оперативно-розыскных мероприятий в отношении кандидатов в депу­таты Государственной Думы и Совета Федерации осуществляется в общем порядке.

Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» определено, что в Совет Федерации Федерального Собрания России входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (пред­ставительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. Исходя из этого следует признать, что выборы глав законо­дательного (представительного) и исполнительного органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации являются одновременно вы­борами и членов Совета Федерации. Поэтому на кандидатов в главы законодательной и исполнительной власти распространяется правовой ре­жим кандидатов в Федеральное Собрание.

На практике применительно к депутатам представительных органов власти субъектов Российской Федерации в ряде случаев в противоречие Федеральному законодательству применяется принцип территориальной прикосновенности. В соответствии с этим проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, без получения предварительного разрешения законодательного органа или возбуждения уголовного дела не допускается только на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вместе с тем нужно учитывать, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда 30 ноября 1995 г. № 16-П областная Дума не имеет права самостоятельно урегулировать уголовно-правовые аспекты статуса своих депутатов и их прикосновенности. Этот вопрос входит в предмет ведения России и должен решаться путем принятия соответствующего федерального закона.

Положение ст. 122 Конституции о неприкосновенности судей распространяется в одинаковой степени на всех судей независимо от должности и отношения к конкретному виду суда (Конституционный Суд, суды общей Юрисдикции, арбитражные и военные суды).

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от 21 июня 1995 г.) определяет, что личность судьи неприкосновенна. В соответствии с названным законом неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемыйим транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, проведение других оперативно-розыскных мероприятий возможно только в связи с производством о уголовному делу в отношении этого судьи, которое может быть возбуж­дено только Генеральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Причем проведение оперативно-розыскных мероприятий в ином порядке является незаконным.

7. Федеральным законом о прокуратуре определено, что любая проверка, в том числе и посредством осуществления оперативно-розыскных мероприятий, сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, являются исключительной Компетенцией органов прокуратуры. При получении органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного прокурором или следователем прокуратуры противоправного деяния или о совершаемых щи действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономи­ческой или экологической безопасности Российской Федерации и необходимости получения дополнительных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, уведомляют об имеющихся у них сведениях соответствующего прокурора. Прокурор в рамках проводимой им проверки может Поручить соответствующим органам проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий. На практике, как правило, прокуроры же испрашивают в необходимых случаях разрешение у судьи на проведение в отношении прокурорских работников мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.

8. Проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, осуществляется на общих основаниях.

9. В ст. 4 Конституции закреплено положение о распространении суве­ренитета Российской Федерации на всю ее территорию. Конкретизируя это положение, Федеральный закон отмечает, что органы, наделенные правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий, вправе их проводить только на территории Российской Федерации (см. о территории Россий­ской Федерации комментарий к преамбуле).

10. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих неприкосновенность личности, допускается на основании судебного реше­ния и при наличии информации, указанной в ч. 2 комментируемой статьи.

Осуществление таких оперативно-розыскных мероприятий возможно только на основании судебного решения по мотивированному постановле­нию начальника органа, осуществляющего оперативно-розыскную дея­тельность. В постановлении в обязательном порядке должна быть ссылка на наличие конкретных данных, общий перечень которых указан в ч. 2 комментируемой статьи, а также указание на лицо, подготавливающее, по­кушающееся или совершившее преступление, тяжесть этого преступления и необходимость проведения мероприятий, ограничивающих права граждан.

Для получения судебного решения на проведение соответствующего оперативного мероприятия правоохранительные органы, уполномоченные на их осуществление, по требованию судьи предоставляют ему служебные документы, касающиеся оснований проведения этих мероприятий (за ис­ключением материалов, содержащих сведения о лицах, оказывающих кон­фиденциальное содействие правоохранительным органам, а также данные об организации и тактике деятельности этих органов).

11. В случае совершения тяжкого преступления возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ч. 2 ст. 8, с после­дующим обязательным уведомлением судьи. К тяжким преступлениям УК РФ относит умышленные и неосторожные деяния, за которые максималь­ное наказание, предусмотренное законом, не превышает десяти лет лише­ния свободы (см. ст. 14). Особо тяжкими признаются преступления, за ко­торые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более тяжкое наказание (см. ст. 14). '

В Федеральном законе не оговорены способы уведомления суда о не­отложном проведении оперативно-розыскного мероприятия. Представ­ляется, что это возможно в устной, письменной форме, по телефону или иным образом. В течение 48 часов с момента начала проведения оператив­но-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить в порядке, определенном для остальных случаев в суде, который им был информирован о нетерпящем отлагательства случае проведения мероприя­тия, судебное решение о его проведении либо прекратить его проведение.

В постановлении о безотлагательном проведении оперативно-розыск­ных мероприятий для предотвращения угрозы жизни, здоровью, собствен­ности отдельных лиц, предотвращения событий и действий, создающих угрозу государственной, экономической или экологической безопасности, должны быть изложены мотивы, требующие срочности в проведении ука­занных действий. Закон требует, чтобы суд также незамедлительно рас­смотрел вопрос о законности и обоснованности решения о проведении та­ких мероприятий и либо своим решением подтвердил проведение указанного мероприятия, либо отказал в ходатайстве о проведении указанного мероприятия, что влечет обязанность немедленного его прекращения. Перечни органов, руководители которых имеют право утверждать постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, определяются, в частности, меж­ведомственной Инструкцией об основах организации и тактики (проведения соответствующих технических мероприятий (см. п. 7 комментария к ст. 4).