Смекни!
smekni.com

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности (стр. 48 из 62)

Комментируемая статья закрепляет за гражданами возможность реали­зации их конституционных прав на защиту от преступных посягательств путем оказания содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

При решении задач оперативно-розыскной деятельности субъекты, ее осуществляющие, могут привлекать к сотрудничеству отдельных лиц (с доб­ровольного согласия последних). Конфиденциальное сотрудничество граж­дан с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, должно носить исключительно добровольный, осознанный характер и вы­ражаться в утвердительной форме согласия. Реализация права граждан на такое содействие возможна только при условии обоюдного согласия. Фор-' ма выражения согласия на оказание содействия в подготовке или проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий может носить устный, письмен­ный или иной характер. Мотивация сотрудничества лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как правило, имеет различную основу (исполнение гражданского долга, материальную заинтересованность и т.д.). При этом конфиденциальное содействие граж­дан носит индивидуальный характер и осуществляется на разовой или дол­говременной основе в зависимости от сроков решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к ст. 2).

Кроме того, в ходе привлечения граждан к конфиденциальному со­трудничеству со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, не допускается применение в отношении лиц методов запугивания, физического устрашения или насилия.

5. Законодатель выделяет два вида содействия граждан органам, осу­ществляющим оперативно-розыскную деятельность. Первыйиз них пред­усматривает привлечение граждан для подготовки оперативно-розыскных мероприятий. Второй —для непосредственного участия в их проведении.

В ходе реализации первого вида содействия граждан органам, осу­ществляющим оперативно-розыскную деятельность, к сотрудничеству при­влекаются лица, располагающие необходимыми возможностями для участия в подготовке оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, уровень таких возможностей в значительной степени зависит от ряда фак­торов (занимаемого должностного положения, профессиональных знаний и т.п.) и определяется оперативным работником, осуществляющим подго­товку оперативно-розыскных мероприятий на конкретном направлении деятельности или линии работы. В этой связи это не означает обязательной реализации гражданами своего права на сотрудничество, так как привле­чение к сотрудничеству является прерогативой органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при­влекают к сотрудничеству должностных лиц, специалистов, обладающих различными отраслями знаний, а также другие категории граждан, распо­лагающих необходимыми возможностями для участия в подготовке опера­тивно-розыскных мероприятий. На практике такой вид конфиденциально­го сотрудничества наиболее часто используется оперативным составом при организации оперативно-розыскных мероприятий, требующих предвари­тельной подготовки для создания дополнительных и благоприятных усло­вий, способствующих успешному решению задач оперативно-розыскной деятельности. Например, такой вид содействия граждан реализуется при подготовке наиболее оперативно значимых и трудоемких по организации розыскных мероприятий. В частности, создание конспиративных мест ра­боты с конфидентами, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д. Как правило, привлечение такой категории граждан сводится к участию в организаци­онном обеспечении оперативно-розыскных мероприятий. В то же время это не исключает возможности участия указанной категории граждан в проведении других оперативно-розыскных мероприятий. В отдельных слу­чаях органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, по своей инициативе могут создавать постоянные или временные легендированные возможности для граждан, оказывающих содействие при подготов­ке оперативно-розыскных мероприятий.

Второй вид содействия граждан органам, осуществляющим оператив­но-розыскную деятельность, предусматривает непосредственное их участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на ре­шение конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. В большей степени это относится к оперативному внедрению конфидентов в крими­нальную среду (см. об оперативном внедрении комментарий к ст. 6). При этом органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, ре­шают определенные Федеральным законом задачи исключительно в преде­лах своих полномочий, установленных соответствующими законодатель­ными актами Российской Федерации (см. комментарий к ст. 4).

По желанию граждан их участие в подготовке или проведении опера­тивно-розыскных мероприятий может носить как гласный, так и неглас­ный характер. Привлечение граждан к подготовке и проведению оператив­но-розыскных мероприятий на гласной основе может осуществляться для наведения справок, отождествления личности и др. (см. ст. 6). Независимо от этого содержание сотрудничества должно носить исключительно скры­тый характер, обусловливаемый особыми условиями оперативно-розыск­ной деятельности. В последующем полученная оперативная информация может быть предана гласности, а лица, оказывающие содействие в ее получении, могут стать заявителем и свидетелем по конкретному уголовному делу. Следует отметить, что по желанию граждан сотрудничество может осуществляться в виде негласной деятельности.

6. Негласное сотрудничество граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обусловливается:

наличием реальных угроз государственной, военной, экономической и экологической безопасности России, которые возникают и реализуются в виде конспиративной противоправной деятельности;

скрытым характером подготовки и совершения преступления и сокры­тия его следов;

специфическим содержанием задач, решаемых органами, осуществля­ющими оперативно-розыскную деятельность, по выявлению скрытых угроз безопасности России, признаков подготавливаемых, совершаемых и со­вершенных преступлений, а также их своевременным предупреждением и пресечением.

Опасный характер преступных посягательств, использование конспи­ративных методов при подготовке и совершении преступлений вынуждают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в большей степени привлекать граждан к негласной форме сотрудничества. К неглас­ному сотрудничеству привлекаются граждане в зависимости от компетен­ции органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и ис­пользуются ими для решения задач по конкретным направлениям оперативно-розыскной деятельности и линиям работы. Причем органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, категорически за­прещается использовать конфиденциальное сотрудничество граждан в це­лях, не указанных в Федеральном законе.

7. Неотъемлемым условием конфиденциального сотрудничества граж­дан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является их обязанность сохранять в тайне сведения, полученные в ходе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Данное условие, с одной стороны, вытекает из самой сути конфиденциального со­трудничества, которое состоит, во-первых, в скрытом характере деятель­ности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и, во-вторых, в содержании сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых преследуется по закону. С другой стороны, лица, со­действующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятель­ность, как правило, располагают сведениями, разглашение которых может нанести непоправимый ущерб как подготовке и проведению мероприятий оперативно-розыскной деятельности, так и в целом безопасности России. Поэтому информация об оперативно-розыскной деятельности не ограни­чивается сведениями, составляющими государственную тайну в области оперативно-розыскной деятельности (см. Закон о государственной тайне), а предусматривает более широкий круг данных конфиденциального харак­тера, которые необходимо хранить в тайне.

8. В процессе содействия граждан органам, осуществляющим опера­тивно-розыскную деятельность, они обязаны сообщать объективную опе­ративно значимую информацию. Предоставляемая конфидентами инфор­мация не должна быть заведомо ложной.

Сообщение сведений в любой форме (устно, письменноили иначе) ор­гану, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, умышленно искажающих данные как о событии преступления, так и о лицах, его со-

вершивших, согласно уголовному законодательству рассматривается как заведомо ложный донос (см. ст. 306 УК РФ). Не может рассматриваться как заведомо ложный донос информация конфидента, полностью или час­тично не соответствующая действительности, если факт предоставления такого рода сведений не отвечает определенным квалифицирующим приз­накам. В частности, к этим признакам относятся заведомо ложная инфор­мация в обвинении лица в совершении особо тяжкого или тяжкого пре­ступления, предусмотренного уголовным законодательством, и искусствен­ное создание доказательств обвинения в такого рода преступлениях.

Вместе с тем необходимо отметить, что добросовестное заблуждение граждан в силу субъективного восприятия отдельных признаков подготав­ливаемых, совершаемых или совершенных преступлений исключает уго­ловную ответственность по ст. 306 УК РФ.

Помимо этого конфиденты в ходе участия в оперативно-розыскных мероприятиях могут располагать достоверными сведениями о готовящихся или совершенных преступлениях, однако в силу различных обстоятельств могут намеренно скрывать сведения об известныхим преступлениях от ор­ганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В этой связи действия конфидентов, связанные с сокрытием информации о преступле­ниях, могут служить основанием для прекращения с ними сотрудничества.