Смекни!
smekni.com

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности (стр. 40 из 62)

Следует помнить также о том, что право на осуществление оперативно-розыскной деятельности отдельными звеньями системы органов внутрен­них дел «продублировано» в законодательных актах, регламентирующих правовой статус конкретных подразделений (органов) системы внутренних дел[28]. Так, криминальная милиция наделена правом проведения оператив­но-розыскных мер в соответствии с Законом о милиции (см. ч. 2 ст. 8 и п. 16 ст. 11), а учреждения, исполняющие наказания, наделены аналогичным правом в соответствующих статьях Закона об учреждениях и органах, ис­полняющих уголовные наказания (см. комментарий к ст. 4).

8. Законодатель установил специальный режим проведения оператив­но-розыскных мероприятий оперативными подразделениями органа внешней разведки Минобороны России и органа внешней разведки ФАПСИ при Президенте России (см. ч. 2 ст. 13).

Во-первых, данные мероприятия проводятся только в целях обеспече­ния безопасности указанных органов внешней разведки. Эта цель конкрети­зирует общую цель оперативно-розыскной деятельности, указанную в ст. 1 (защиту от преступных посягательств), применительно к функционирова­нию части субъектов оперативно-розыскного дела. Под безопасностью (не только органов внешней разведки, но и всех органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) понимается степень защищенности данного органа от внешних и внутренних угроз (в частности, от преступ­ных посягательств извне и коррупции изнутри), минимальный уровень ко­торой позволяет этому органу функционировать как элементу системы сил обеспечения безопасности России и решать возложенные на него законо­дателем задачи.

Обеспечениебезопасности (органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность) — это организация и реализация системы мер различного характера с целью нейтрализации или локализации потенци­альных или реальных угроз нормальному функционированию государ­ственного органа:

а) возникающих в деятельности самого органа: обнаружение среди со­трудников отдельных коррумпированных лиц, а также лиц, замышляющих, готовящих или совершающих должностные преступления; недопущение наступления последствий возможных правонарушений сотрудников орга­нов внешней разведки, могущих повлечь ущерб безопасности государ­ственного органа;

б) идущих извне: выявление устремлений спецслужб иностранных го­сударств, иностранных организаций к органам внешней разведки; обнару­жение отдельных лиц, замышляющих, готовящих или совершающих пре­ступления против органа внешней разведки (в состав которого входят оперативные подразделения), или против его сотрудников; предупрежде­ние и пресечение попыток их проникновения в систему органов обеспече­ния безопасности России (специальной службы) или оказания негативного влияния на ее деятельность.

Во-вторых, оперативно-розыскные мероприятия этими субъектами про­водятся лишь в случае, если их проведение не затрагивает полномочий орга­нов, указанных в пп. 1—7 части первой комментируемой статьи. На практи­ке наиболее спорно следующее. Кто же должен определять, затрагивает или не затрагивает «чужих» полномочий осуществление тех или иных опе­ративно-розыскных мероприятий? Анализ соответствующих нормативно-правовых источников свидетельствует, что как на уровне законодательных актов, так и на уровне подзаконных ведомственных нормативных актов должных четких, недвусмысленных предписаний на этот счет не имеется[29].

9. Важным элементом реализации принципа законности в оперативно-розыскной деятельности является предписание комментируемой статьи о том, что перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея­тельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом (см. ч. 3 ст. 13). Это положение следует понимать, во-первых, как указание законодателя на исключительный характер наделения тех или иных субъ­ектов правомочиями в столь специфическом виде государственной дея­тельности, каким является оперативно-розыскная работа. Исключитель­ность проявляется в том, что только сам законодатель компетентен наделять те или иные органы (государственные органы и органы дознания) полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности. Во-вторых, данное положение следует понимать как требование законодателя рассматривать осуществление оперативно-розыскной деятельности право­мочных на то субъектов в системе, вне отрыва деятельности одних государ­ственных органов от аналогичной деятельности других элементов государ­ственного механизма. Наконец, в-третьих, любые изменения в количественном составе оперативно-розыскных органов считаются закон­ными исключительно после принятия соответствующего федерального за­кона, а не принятия иного нормативного правового акта (допустим, указа Президента России или закона субъекта Российской Федерации).

Федеральный закон — это нормативный правовой акт высшей юриди­ческой силы, регулирующий общественные отношения в определенной области[30]. Только путем принятия такого акта возможно изменить содержание перечня оперативно-розыскных органов. Вместе с тем законодатель не счел целесообразным в тексте комментируемой статьи указать на то обстоя­тельство, что перечень оперативно-розыскных органов может быть изме­нен или дополнен лишь тем федеральным законом, предписания которого подлежат включению в комментируемый Федеральный закон. Поэтому бу­дет небезосновательным допустить, что в перспективе в ином федеральном законе данный перечень может быть каким-либо образом изменен (например, в будущем не исключено создание новой государственной структуры — военной полиции, наделенной полномочиями оперативно-розыскного органа).

10. Руководители оперативно-розыскных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы. Данное предписание законодателя позволяет российским правоохрани­тельным органам и спецслужбам своевременно реагировать на изменения в оперативной обстановке. Наделение руководителей органов, осу­ществляющих оперативно-розыскную деятельность, полномочиями по определению конкретных подразделений, которые должны осуществлять оперативно-розыскную работу, способствует ее эффективности и наступа­тельности в деле борьбы с преступностью.

11. Конкретизация принципа законности в оперативно-розыскной дея­тельности и системного видения законодателем порядка ее осуществления различными государственными органами закреплена в ч. 4 комментируе­мой статьи. Согласно последней, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность органы решают определенные настоящим Федеральным зако­ном задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленныхсоответствующими законодательными актами Российской Федерации. Не­смотря на наличие единых целей и задач общей оперативно-розыскной деятельности, осуществляющие ее оперативные подразделения государ­ственных органов решают такие задачи самостоятельно, в рамках отведен­ных им законодателем полномочий (см. о полномочиях п. 11 комментария к ст. 1). Это предопределяется различным функциональным предназначени­ем конкретных органов как относительно самостоятельных элементов еди­ного государственного механизма. Формы, методы и тактика взаимодей­ствия определяются непосредственно в правоохранительных органах и спецслужбах исходя из целей и задач, поставленных перед ними законода­телем.

Относительно полномочий оперативно-розыскных органов отметим -следующее. Во-первых, они определяется исключительно в соответствую­щих законодательных актах Российской Федерации (см. пп. 2 и 3 настоя­щего комментария и комментарий к ст. 4). Во-вторых, данную норма­тивную формулировку не следует толковать расширительно, т.е. на практике оперативники должны руководствоваться прежде всего предпи­саниями, изложенными в ст.ст. 14 и 15 Федерального закона. И только в случае отсутствия в этих статьях конкретного правила, определяющего права или обязанности органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается действовать по правилам, изложенным в феде­ральных законах, регламентирующих деятельность правоохранительных органов и спецслужб России.

С т а т ь я 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При решении, определенных настоящим Федеральным законом задач опе­ративно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по за­щите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собствен­ности, а также по обеспечению безопасности общества а государства.

2. Исполнять в пределах своих полномочии поручения в письменной форме органа дознании, следователя, указания прокурора и решения суда о проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.

3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международ­ных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специ­альных служб иностранных государств.

4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к ком­петенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.