Смекни!
smekni.com

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности (стр. 37 из 62)

Побег из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи и уклонение от отбывания наказания представляют собой са­мостоятельные составы преступлений. Поэтому сведения оперативно-розыскного характера о лицах, совершивших такие действий, служат основаниями не только для их задержания и доставления в исправительно-трудовые учреждения, но и для возбуждения уголовных дел и производства следственных действий.

19. В предписании комментируемой статьи о возможности использова­ния результатов оперативно-розыскной деятельности для проведения опе­ративно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресе­чению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершавших или совершивших, по существу, выра­жено требование обоснованности проведения таких мероприятий, пере­чень которых предусмотрен в ст. 6. Прежде чем производить то или иное оперативно-розыскное мероприятие, оперативный сотрудник также дол­жен располагать данными, которые с определенной степенью вероятности указывали бы на возможность достижения непосредственной цели наме­ченного мероприятия. Например, необоснованно осуществлять контроль почтовых отправлений исходя из каких-то абстрактных или интуитивных побуждений. Для принятия такого решения необходимо иметь достаточно проверенные данные о том, что в почтовых отправлениях конкретного ли­ца могут содержаться сведения, необходимые для успешного решения задач оперативно-розыскной деятельности. Такой подход должен применяться к каждому оперативно-розыскному действию. Особенно тщательным должен быть анализ оснований для проведения тех оперативно-розыскных меро­приятий, которые затрагивают конституционные права граждан (обследо­вание помещений, прослушивание телефонных переговоров и др.).

Основаниями для осуществления конкретных оперативно-розыскных мероприятий могут служить любые данные, полученные в ходе оператив­но-розыскной деятельности. Эти первоначальные сведения о признаках преступления, содержащиеся в письмах, заявлениях и сообщениях граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также в средствах массовой информации. В качестве оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут выступать также сведения, со­держащиеся в поручениях и указаниях следователей о производстве ро­зыскных действий, постановлениях об объявлении розыска и приобщаемых к ним материалах и т. д.

Наконец, такими основаниями могут служить сведения, полученные в результате проведения самих оперативно-розыскных мероприятий. Например, сведения, полученные при опросе граждан, могут стать основа­ниями для осуществления наблюдения, отождествления личности и т.д.

20. Как было сказано раньше, мотивы заинтересованных лиц получить сведения о без вести пропавших гражданах состоят прежде всего в их же­лании удостовериться в том, жив или мертв данный гражданин и признать в судебном порядке его безвестно отсутствующим или объявить умершим. Для установления этих юридических фактов заинтересованное лицо долж­но обратиться с заявлением в суд по месту жительства заявителя. Согласно требованиям гражданского процессуального закона в заявлении должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без нести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Поэтому сведения о перечисленных обстоятельствах, полученные оперативно-розыскным путем, используются заинтересован­ными лицами в обоснование их заявлений в суд. Ради получения таких све­дений в основном и обращаются заинтересованные лица в органы, осу­ществляющие оперативно-розыскную деятельность. Поэтому сведения оперативно-розыскного характера должны быть достаточно полными, доброкачественными и убедительными.

21. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятель­ности, могут служить основаниями для принятия соответствующими долж­ностными лицами решений об отказе в допуске конкретных лиц к сведени­ям, составляющим государственную тайну; в допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; в допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или в доступе к материа­лам, полученным в результате ее осуществления; в установлении или под­держании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий; в выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Учитывая назначение таких сведе­ний, они должны быть тщательно проверенными и достоверными.

Хотя в комментируемой статье прямо об этом и не сказано, но из пред­писаний п. 5 ч. 2 ст. 7 вытекает, что результаты оперативно-розыскной дея­тельности могут быть использованы также для принятия необходимых мер по обеспечению собственной безопасности органов, осуществляющих опе­ративно-розыскную деятельность.

Наконец, результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные одним органом, осуществляющим эту деятельность, могут быть направле­ны и использованы другим государственным органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Это происходит в случаях, когда ис­пользование полученной информации не входит в компетенцию органа, который ее получил.

Статья 12. Защита сведший об органах, осуществляющих опера­тивно-розыскную деятельность

(1) Сведения об используемых или использованных при проведении неглас­ных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, ме­тодах, платах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных со­трудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

(2) Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осу­ществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, до­пускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, преду­смотренных федеральными законами.

(3) Судебное решение на право проведения оперативно-розыскного меро­приятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого реше­ния, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

(4) Оперативно-служебные документы, отражающие результаты опе­ративно-розыскной деятельности, могут быть представлены органу дозна­ния, следователю, судье, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

1. Комментируемая статья новая. Аналогичной статьи в ранее действо­вавшем Законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Фе­дерации» не имелось.

2.Цель статьи — комплексное изложение и фиксация (в обобщенном виде) предписаний, регулирующих отношения, которые возникают в связи с необходимостью защиты сведений об органах, осуществляющих опера­тивно-розыскную деятельность.

3.Сфера действия предписаний, изложенных в статье, охватывает груп­пу общественных отношений, возникающих по поводу организации и по­рядка защиты данных об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Эти предписания составляют основу одного из правовых ин­ститутов формирующегося в рамках оперативно-розыскной деятельности уголовно-розыскного процесса (см. пп. б и 7 комментария к ст. 7).

4.Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Для правильно­го уяснения и применения ее предписаний требуется руководствоваться нормами ряда нормативных правовых актов (см. комментарий к ст. 4 и пп. 7—9 и 13 настоящего комментария).

5. Выполнение предписаний комментируемой статьи призвано обеспе­чить эффективность оперативно-розыскной деятельности в рамках произ­водства конкретного дела оперативного учета, а также исключить вероят­ное нанесение ущерба ее участникам со стороны заинтересованных в этом лиц.

6. В части 1 комментируемой статьи конкретизирован перечень сведе­ний, который в соответствии с Законом о государственной тайне составля­ет государственную тайну. Отнесение указанных в этом списке сведений к государственной тайне обусловлено тем, что их распространение может нанести ущерб интересам оперативно-розыскной деятельности, снизить ее эффективность и таким образом поставить под угрозу безопасность Рос­сии. Поэтому государство возлагает на себя обязанность надежно защи­щать сведения, составляющие государственную тайну в области оперативно-розыскной деятельности. Такая защита предполагает создание и обес­печение надлежащего режима получения, использования и хранения соот­ветствующих данных, при котором они не могли бы стать достоянием по­сторонних лиц. Данный режим обеспечивается совокупностью правовых и организационных средств.