Смекни!
smekni.com

Международный менеджмент (стр. 75 из 157)

5.7. ГИБРИДНАЯ СТРАТЕГИЯ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ АЛЬЯНСОВ

Возникновение интенсивной глобальной конкуренции снизило эффективность традиционных конкурентных стратегий, став основной движущей силой создания международных стратегических альянсов. Вместе с тем, при формировании альян­сов фирмы сталкиваются с важнейшей проблемой стратегического выбора: где и в какой степени сотрудничать, а где и в какой степени конкурировать? Иначе говоря, они объективно стоят перед необходимостью разработки гибридной стратегии.

Гибридная стратегия представляет собой сочетание конкурентной стратегии и стратегии сотрудничества, а в отдельных случаях и стратегии опоры на соб­ственные силы организации в целях оптимизации ее позиции в отрасли.

Фирма должна найти такое сочетание различных видов стратегий, которое со­ответствовало бы многообразию внешней и внутренней среды той отрасли, в ко­торой она ведет деятельность. Основная проблема при этом — как разработать гибридную стратегию, которая бы укрепляла, а не подрывала устойчивое преиму­щество организации. Многие коммерческие организации осознанно или неосоз­нанно в той или иной степени проводят гибридную стратегию. Однако неосознан­ное ее использование может не только ухудшить результаты деятельности, но и привести к краху.

Для реализации целостной и эффективной деловой стратегии фирма должна добиться баланса между сотрудничеством и конкуренцией по всей цепочке взаи­моотношений с поставщиками, заказчиками и др., а также интегрировать сотруд­ничество и конкуренцию таким путем, который исключил бы возможность конф­ликта между партнерами.

РАЗРАБОТКА ГИБРИДНОЙ СТРАТЕГИИ

Процедура разработки гибридной стратегии состоит из четырех шагов:

1) разработка конкурентной стратегии без учета возможности сотрудничества;

2) разработка стратегии сотрудничества без учета конкурентного позициони­рования;

3) соединение результатов шагов 1 и 2 и оценка степени их соответствия;

4) если шаг 3 показывает отсутствие гармоничной взаимосвязи стратегий со­трудничества и конкуренции — изучение возможности такого их комбини­рования, которое оптимизирует общее устойчивое преимущество фирмы.

При осуществлении третьего шага потенциал для создания устойчивого кон­курентного преимущества и устойчивого преимущества от сотрудничества дол­жен быть оценен по каждой позиции сил конкуренции и источников преимуществ от сотрудничества. Перспективы создания указанных преимуществ, а также ба­ланс между ними, могут различаться в зависимости от специфики среды отрасли рассматриваемой фирмы и стратегии самой фирмы.

Соотношение стратегий конкуренции и сотрудничества, а также опоры на соб­ственные силы при разработке и внедрении новых технологий, зависит от харак­тера инноваций, которые могут быть классифицированы на автономные и систем­ные; Автономные инновации могут быть достигнуты вне зависимости от других инноваций, а системные — только в сочетании со связанными с ними дополни­тельными инновациями.

Поскольку крупная компания может приобретать технологии, одновременно покупая их у других компаний (стратегия конкуренции) через участие в страте­гических альянсах (стратегия сотрудничества) и создавая их сама (стратегия опоры на собственные силы), постольку на практике фирмы реализуют гибрид­ные стратегии, в каждой из которых указанные модели соотносятся определен­ным образом.

ЗАВИСИМОСТЬ ТИПА СТРАТЕГИИ ОТ ВИДА ИННОВАЦИИ

Построим матрицу выбора типа стратегии в зависимости от вида инновации (рис. 5.6).

Автономная и системная инновации различаются в выборе типа стратегии. При наличии у поставщиков автономных технологий, необходимых, но отсутству­ющих у данной компании, ей следует проводить в отношении поставщиков кон­курентную стратегию. Это позволит заказчику получать поставки в необходимое время, в необходимом объеме и по конкурентной, рыночной цене.

Если требуемая для данной организации автономная технология пока не со­здана, целесообразна собственная разработка данной инновации или реализация стратегии сотрудничества с другими организациями. В противном случае, если фирма будет ожидать появления на рынке не существующих на данный момент автономных или системных инноваций, то она может столкнуться со многими рисками: потерей возможности оказания влияния на развитие данной техноло­гии; ранние коммерческие образцы могут не соответствовать конкретным потреб­ностям данной компании; потерей возможности разрабатывать технологию и представить ее на рынок в определяемые конкуренцией оптимальные сроки; если технологии являются системными, либо станут таковыми, а у компании нет конт­роля над ними, то она скорее всего не сможет продвинуть родственные снимитехнологии, требующиеся для достижения цели.

Рыночные подходы могут столкнуться с серьезными проблемами, когда фир­мы приходят к необходимости получения системной инновации, разработка и вне­дрение которой требуют координации деятельности всех ее создателей.

Однако рыночные подходы не тождественны гибридной стратегии, включаю­щей в себя стратегию сотрудничества. Действительно, неизбежные конфликты и выборы, порождаемые развитием системных инноваций, наилучшим образом мо­гут быть разрешены внутренним менеджментом интегрированной компании. Ина­че говоря, фирма должна развивать особо ценные технологии самостоятельно и приобретать как можно меньше жизненно важных технологий на рынке. Однако нельзя игнорировать важную роль, играемую альянсами в интересах их участни­ков. Ошибки в проведении гибридной стратегии не исключают возможности ее использования при развитии самых сложных технологий, включая системные, осо­бенно учитывая высокую капиталоемкость современных технологий и другие фак­торы, когда опора на собственные силы становится не всегда возможной. В этом случае преобладающим типом стратегии должна стать стратегия сотрудничества.

Рис. 5.6. Выбор типа стратегии в зависимости от вида инновации

ПРАКТИКА БАЛАНСА КОНКУРЕНЦИИ И СОТРУДНИЧЕСТВА

Уровень сотрудничества и возможности координации между партнерами альян­сов часто зависит от отсутствия конкуренции между ними. Эта точка зрения со­гласуется с традиционной экономической теорией, рассматривающей конкурен­цию и сотрудничество как противоположности.

В случае единичного отношения между двумя фирмами на рынке сотрудниче­ство и конкуренция, действительно, являются полярными противоположностя­ми. Сотрудничество между субъектами уменьшается всякий раз, когда возрастает конкуренция. В более сложных ситуациях соотношение конкуренции и сотрудни­чества зависит от совокупности всех аспектов взаимоотношений между организа­циями, включая ожидание выгод от сотрудничества, отношения с третьей сторо­ной и т. д.

В многосторонних отношениях два субъекта сталкиваются друг с другом бо­лее, чем в одной области. Сотрудничество в одной сфере может способствовать росту сотрудничества в другой. Соответственно, конкуренция в одной сфере со­кращает сотрудничество в другой. Причина для подобной связи проста. Когда одна фирма получает выгоду от сотрудничества с другой фирмой по конкретному проекту, то существует меньше шансов на то, что каждая из них будет вести себя нечестно по отношению друг к другу в иных областях. Такая зависимость важна, поскольку многосторонние отношения широко распространены.

Баланс сотрудничества и конкуренции между партнерами может оказаться под влиянием внешних факторов. Когда каждая из двух организаций по отдельности стро­ит свои отношения с третьей стороной, косвенный эффект данного взаимодействия может оказаться неоднозначным. Сотрудничество между двумя фирмами может воз­расти при их сотрудничестве с третьей стороной. Но сотрудничество может также воз­расти, когда две стороны конкурируют с общей для них третьей стороной. Возможно, общий соперник стимулирует более тесное сотрудничество. В обоих случаях две фир­мы согласуют свое отношение к третьей стороне. Воздействие отношений с третьей стороной имеет важное значение в условиях современной коллективной конкуренции.

Указанные стороны взаимодействия партнеров оказывают непосредственное влияние на формирование гибридной стратегии фирм и ее результаты. Ее реали­зация происходит в сферах сотрудничества и конкуренции создаваемых альян­сов, о чем свидетельствует табл. 5.3.

Практика показывает,что новейшие технологии, включая системные иннова­ции, могут развиваться в рамках альянсов при условии, что в гибридных стратеги­ях их участников преобладает стратегия сотрудничества, а партнеры имеют уни­кальные компетенции и инвестируют достаточно средств по их поддержанию и расширению для сохранения стратегической позиции в альянсе.

Конкретные решения по определению соотношения стратегий сотрудничества и конкурентной опоры на собственные силы в области развития технологий дол­жны исходить из того, что никогда не следует передавать другой организации свои основные компетенции, которые лежат в основе стратегического преимущества. Фирмы должны концентрировать свои ресурсы на группе основных компетен­ции (функций), в то же время пользуясь услугами партнеров по вспомогатель­ным.