Смекни!
smekni.com

Международный менеджмент (стр. 96 из 157)

Оплата частей американской компании в японских иенах будет калькулировать­ся с учетом обменного курса 112,50 японских иен за доллар США, то есть японская сторона возместит своему партнеру 5.050 долларов США. При спот-курсе на дату платежа, равном 110 японских иен за доллар США, американская компания долж­на была бы заплатить 227.272 долларов США, но согласно договору о разделении рисков между партнерами, американская сторона заплатит в действительности всего лишь 222.222 долларов США, сэкономив 5.050 долларов США. Обе стороны, следовательно, несут затраты и получают прибыли, если колебания курса выйдут за оговоренные пределы, не только при росте курса японской иены, как в данном примере, но и при его падении (если спот-курс составит 130 японских иен за дол­лар США).

Стратегия разделения рисков используется для того, чтобы смягчить отрица­тельное влияние изменения валютных курсов на финансовое состояние партнеров. Конечно, постоянное удешевление одной валюты будет требовать очень частого пересмотра условий договора о разделении риска, но это необходимо. В мировой практике договора о разделе риска заключаются уже на протяжении 50 лет. Они существовали и при Бреттон-Вудской системе.

Рассмотренные выше способы относятся к способам «естественного хеджиро­вания». При этом заключение соглашения о разделе рисков является самым эко­номичным и эффективным. Использование соглашений такого рода может ока­зать большую помощь российским компаниям, участвующим в международной торговле, так как появляется возможность застраховать себя от валютных рисков относительно дешево и не прибегая к услугам еще не развитого рынка фьючерсов, форвардов, опционов и т. д.

Реинвойсинговые центры

Реинвойсинговый центр — это отдельный филиал МНК, который централизованно занимается всеми валютными рис­ками, возникающими в ходе международной торговли.28

28 ibid.-p.59.

Рассмотрим следующий пример. Допустим, филиал МНК, производящий то­вары, продает их филиалу, который занимается дистрибьюцией, но продажа про­исходит не напрямую, а через посредника — реинвойсинговый центр. Таким обра­зом, товары как бы сначала продаются реинвойсинговому центру (в данном случае идет только движение документов, товар как был на складе, так там и нахо­дится), а затем центр перепродает товар филиалу, занимающемуся дистрибьюци­ей. Таким образом, центр фактически вовлечен только в документооборот.

На рис. 6.12 показан пример действия реинвойсингового центра транснацио­нальной корпорации, имеющей филиал, занимающийся производством в стране А, и филиал-дистрибьютор в стране Б. Филиал-производитель получает по своим счетам в национальной валюте, филиал-дистрибьютор покупает товар также в ва­люте своей страны, а все вопросы, связанные с пересчетом валют, решаются в реинвойсинговом центре.

Обычно ценой перепродажи товаров является цена производителя, переведен­ная в валюту филиала-дистрибьютора по форвардному курсу на день поставки ре­альных товаров, хотя возможны различные вариации. Но, чтобы избежать обви­нения в укрывательстве прибыли от налогов (а это возможно сделать при помощи спланированного перераспределения затрат), многие центры, «перепродавая» то­вар, включают в его цену небольшой комиссионный процент как плату за услуги.

Для реинвойсинговых центров необходимо избегать любых торговых опера­ций с резидентами страны, где зарегистрирован центр, для того, чтобы сохранять за собой статус нерезидента. Хотя юридический статус нерезидента в разных стра­нах трактуется по-разному, часто иностранные финансовые компании, не вовле­ченные в местный бизнес, имеют ряд налоговых и других льгот.

Так, фирма-нерезидент может иметь больший доступ на внешний валютный рынок, чем местные фирмы; она имеет больше прав для работы с такими инстру­ментами мирового рынка, как еврооблигации, евроноты и т. д.; она имеет возмож­ность открывать счета и брать кредит за границей, что в большинстве случаев за­прещено для резидентов.

МНК получает следующие выгоды от создания реинвойсингового центра:29

1. Создание центра позволяет сосредоточить управление валютными рисками при внутрикорпоративной торговле в одном месте. Менеджеры центра на­прямую занимаются всеми проблемами, связанными с хеджированием рис­ков, и выбирают наиболее подходящую стратегию страхования. Большой оборот по сделкам в различных валютах и по всему миру позволяет менеджерам выбирать наиболее приемлемый курс обмена за счет покрытия од­них сделок другими.

Рис. 6.12. Структура реинвойсингового центра

2. На базе форвардных курсов центр определяет стоимость товара на опреде­ленную дату, позволяя, тем самым, дочерним компаниям точно рассчиты­вать свои будущие расходы. Благодаря этому филиалы-дистрибьюторы имеют возможность устанавливать твердые цены на товар и защищать себя от риска отказа клиента подтвердить предварительную оферту на покупку товара из-за новых цен. Таким образом, филиал-дистрибьютор, благодаря реинвойсинговому центру, может полностью сконцентрироваться на мар­кетинговой деятельности, не заботясь о проблемах, связанных с валютны­ми курсами.

3. Центр также занимается управлением денежными потоками между филиа­лами, что позволяет всем филиалам корпорации вести расчеты только в на­циональной валюте. Наличие же разнонаправленных потоков различных валют дает возможность хеджировать только непокрытые валютные транз­акции.

Главным недостатком использования реинвойсинговых центров являются те расходы, которые несет корпорация по их содержанию. Фактически со­здается еще один филиал со своей бухгалтерией, офисом и персоналом и т. п. Центр должен иметь полный объем информации о правовом законодатель­стве каждой отдельной страны, о том, какие необходимо платить налоги, какие существуют национальные особенности расчетов с иностранными клиентами. В целом, реинвойсинговый центр может оказаться слишком до­рогим и, следовательно, ненужным.

29Т. Bachman.Thc Corporate Finance Blue Book.- N.Y., 1993. — p. 151.

Хеджирование валютных рисков методом структурирования встречных валютных потоков

Смысл данной стратегии заключается в том, чтобы валютные обязательства или требования компании были покрыты. Таким образом, для любого денежного потока должен существовать встречный поток в той же валюте, закрывающий открытую валютную позицию компании.

Такая стратегия наиболее часто используется экспортерами.

Американский экспортер, поставляющий товары в Канаду, может взять кредит на канадском рынке капитала. Это позволяет американской фирме заранее знать сумму предстоящих платежей и доходов, а также застраховаться от валютных рисков. Одна­ко проведение этой стратегии возможно только в условиях стабильности и предска­зуемости финансового рынка, когда риск неплатежей практически отсутствует.

Список вариаций данной стратегии хеджирования может быть бесконечен.

Так, второй альтернативой для американской фирмы является поиск потенциально­го поставщика компонентов или материалов в Канаде. Третья альтернатива подразу­мевает так называемое «переключение» потоков, то есть поиск возможностей оплачи­вать услуги третьего партнера канадскими долларами. К примеру, мексиканская фирма имеет обязательства в канадских долларах, и оплата ее товара канадской валю­той решила бы для обеих компаний проблему хеджирования (рис. 6.13).30

30ibid. - p. 153.

Валютные свопы

Валютные свопы могут быть использованы в каче­стве инструмента страхования среднесрочных и дол­госрочных валютных рисков, выступая при этом как альтернатива форвардному контракту в случае, если его нельзя использовать.

Рис. 6.13. Схема структурирования встречных валютных потоков

Одним из способов хеджирования посредством свопа является метод фикса­ции форвардных процентных ставок. Между банком и компанией заключается соглашение, согласно которому компания вкладывает деньги на валютный депо­зит, а банк предоставляет компании заем в национальной валюте. Каждые шесть месяцев происходит взаимная выплата процентов, которые являются либо фик­сированными, либо рассчитываются, исходя из ставки по межбанковским процен­там плюс фиксированный процент. Потери компании на разнице процентов рас­сматриваются как плата за своп-операцию.

Мировая практика знает много способов хеджирования валютных рисков с помо­щью своп-операций.31 В самом простом случае своп-операция организуется при уча­стии двух фирм, занимающихся международной торговлей, и банка-своп-дилера.

31Л.Siposs. International Business, ManageiTierit& Productivikty. — N.Y., 1990. — p. 57.

Предположим, что японская компания занимается экспортом в США, а для приоб­ретения оборотных средств пользуется кредитами японских банков. Однако япон­ской компании предпочтительнее брать кредит в долларах США, чтобы таким об­разом застраховать себя от части валютных рисков, тем более, что постоянные доходы в валюте позволяют фирме возвращать займы сразу, не неся потерь при конверсии.

Предположим далее, что японская фирма мало известна на американском рынке кредитов, поэтому доступ к относительно дешевым кредитам для нее закрыт. Кро­ме того, оперировать на незнакомом для фирмы рынке в чужой стране довольно сложно. Одним из способов, который может помочь фирме получить долларовый кредит, является участие в валютной своп-операции.