4. Конвенциальный, или стандартный.
Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы.
Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Отдают предпочтение четко определенной деятельности, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный профессиональный тип. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительскими качествами.
5. Предприимчивый.
Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству, имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.
Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии товароведа, директора, журналиста, телерепортера и другие, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей.
Тип всегда неудовлетворенного человека.
6. Артистический.
Профессионалы данного типа оригинальны, независимы, в принятии решений редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают собственным (часто — сложным) взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью.
Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. В достаточной степени развиты коммуникативные способности.
Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.
МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ»
Авторы-составители: С.О. Кропивянская, О.В.Кузина
Это проективная групповая методика по изучению интересов и предпочтений учащихся, позволяющая также судить о том, насколько осознанно учащиеся подходят к выбору того или иного профиля дальнейшего обучения.
Методика включает следующий комплекс заданий:
1. Открытый выбор одной из двух или более сфер деятельности.
2. Выбор реальной или мифической личности, с которой испытуемый хотел бы встретиться, и его обоснование.
3. Исследование самооценки учащегося.
4. Ранжирование ряда исторических личностей с точки зрения значимости для человеческой цивилизации и успешности в карьере.
5. Сочинение, объединяющее ответы на 3 вопроса экспериментатора.
Проверка методики показала, что ее результаты хорошо соотносятся с результатами других методик аналогичной направленности, от которых данная методика выгодно отличается разнообразием заданий, что приводит к меньшей утомляемости учащихся в процессе работы с ней.
Цель: изучение направленности личности учащегося (с целью выбора профиля обучения в старшей школе).
Время проведения: 45 мин.
Порядок проведения: ориентировочное выявление интересов и склонностей учащихся с помощью прямого открытого вопроса, подразумевающего дихотомический выбор. Вопрос предполагает выбор из двух или более сфер деятельности (по классификации Е.А. Климова).
1. Проективное задание «Историческая личность» предполагает выбор учащимся реальной или мифической личности, с которой испытуемый хотел бы встретиться, обоснование этого выбора и цели встречи.
2. Исследование самооценки учащегося по методике Дембо-Рубинштейна, модифицированной согласно целям методики.
3. Проективное задание «Ранжирование». Учащимся предлагается проранжировать ряд исторических личностей по двум основаниям: значимости для человеческой цивилизации; успешности в карьере. Экспериментатором дается 10 имен, учащемуся предлагается добавить в список ещё одно самостоятельно.
4. Испытуемым предлагается написать сочинение, объединяющее ответы на 3 вопроса экспериментаторов, характеризующих способы мышления, мотивы, направленность и качества личности, необходимые для успешного выбора профиля обучения и последующего социально-профессионального самоопределения.
Комментарии к проведению методики
А. Перед процедурой методики следует провести психологическую разминку, направленную на снятие установок и напряженности учащихся, созданных ситуацией комплексного обследования.
Б. Во время проведения методики необходимо избегать комментариев, указывающих на влияние результатов данной методики на распределение испытуемых по профилям обучения.
Обработка результатов методики
Методика требует количественного и качественного анализа всех ответов учащихся с 1 по 4 задание.
Результаты пятого задания оцениваются методом контент-анализа, единицей которого в данном случае служит сообщение в целом. При выборе категорий необходимо избегать двух крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, так как это может привести к слишком поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми.
Необходимым условием контентного исследования является разработка таблицы контент-анализа, представляющей собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа.
Для данного исследования, как показывает практика, необходимо выделять не менее трех категорий анализа, выражающих объективные и субъективные компоненты исследования.
МЕТОДИКА «ИЛИ-ИЛИ»
Автор методики Н.С. Пряжников[64]
Активизирующая карточная методика для групповой имитационной игры (количество участников: 3—10 человек).
Процесс индивидуальной работы учащегося с методикой предполагает значительное отличие процедуры от варианта групповой работы, где большую роль играет интрига игрового взаимодействия, предоставляются богатые возможности для наблюдения за поведением подростка во время возникновения разнообразных игровых ситуаций.
В случае индивидуального использования учащемуся предлагается упрощенная процедура выбора наиболее привлекательных карточек из веера 36 «профессиональных», 36 «внепрофессиональных» и 36 «личностных» с необходимым сокращением их числа до заранее оговоренного либо в ходе работы, либо по ее окончании. Можно сказать, что речь идет о ситуации вынужденного предпочтения одних «ценностей» другим. Завершается работа подведением итогов, говорящих о соответствии выбранного перечня карточек неким профессиональным и жизненным стереотипам, типажам, «номинациям».
Выбор конкретных развивающих процедур зависит от личностных возможностей и пристрастий педагога. Однако любую процедуру желательно завершать обсуждением, чтобы дать возможность участникам сравнить свои оценки эмоциональных переживаний, поведенческих реакций с реакциями других участников, что способствует развитию адекватной самооценки.
Приведем пример сценария проведения группового варианта методики «Или-Или» (сценарии работы с методикой проверены и адаптированы для ситуаций предпрофильной подготовки Н.Ф. Родичевым, О.Д. Палло).
1. Участники (одновременно могут играть 3 -10 человек) рассаживаются вокруг стола, на который выкладываются 3 стопки карточек: синяя стопка, зеленая и красная. Карточки одного цвета перетасованы между собой и лежат в случайном порядке.
2. Инструкция: «Перед вами три стопки карточек. Синие карточки обозначены буквой «П» - они имеют отношение к профессии; зеленые - буква «X» - означают «хобби, хозяйство»; красные — буква «Л» — имеют отношение к личности, в основном, это жизненные девизы. Сейчас каждый из вас постарается отобрать самые важные, нужные и приятные карточки, которые больше всего соответствуют его вкусам и желаниям. Для этого каждый из вас по кругу будет выбирать одну из трех, лежащих сверху карточек, ту, которая ему больше нравится. Если никакая не нравится, все равно придется что-нибудь выбрать — ведь не всегда судьба благоприятствует нашим желаниям, а жить-то надо!»
3. Участники выбирают карточки. При этом надо следить, чтобы стопки уменьшались более-менее равномерно. Если какую-то карточку никто упорно не хочет брать, можно поуговаривать участников: «Подумаешь, «мало зарабатывать»! Сначала — мало, а потом — много»; просить их проявить благородство ради общего дела, пообещав, что в конце игры самые плохие карточки можно будет сбросить. Если это не действует, «плохую» карточку можно переложить в самый низ стопки.
4. После того как у участников оказалось на руках по 9 карточек, ход игры немного меняется: теперь, беря 10-ю карточку, участник должен сбросить какую-то из уже имеющихся у него (таким образом, на руках у каждого участника не может быть больше 9 карточек). «Сброшенные» карточки в игру не возвращаются. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки во всех трех стопках.
5. Преподаватель предлагает учащимся внимательно посмотреть на свои наборы карточек и подумать, насколько им нравится то, что у них получилось, и нет ли у них таких карточек, которые им совсем не нравятся. Как правило, многие учащиеся хотели бы заменить 1 -2 карточки. Преподаватель поздравляет их с тем, что «плохих» карточек так мало — ведь это значит, что они одержали победу в борьбе с судьбой. Но, поскольку это только игра, мы можем дать себе еще один шанс. Все желающие могут заменить любые свои карточки на те, которые «сброшены», или даже на те, которые отобрали для себя другие участники. Для этого можно изготовить дубликат карточек: переписать на листок бумаги нужного размера надпись с понравившейся карточки и — главное! — ее номер.