соединяющих асаны в непрерывный поток переплавляющихся друг в друга форм,
также имеют большое значение, которое становится тем более решающим, чем выше
уровень практики.
Например, если в нулевом цикле и на уровне Круга Земли важны в основном
лишь формы асан в фазе удержания и более-менее ровное их чередование, то в
Круге Пространства текучесть и энергетическая полнота переходов между асанами
уже становится решающим фактором - в отдельных случаях даже более важным, чем
сами формы. "Срыв" потока движения в практике асан уровня Круга Пространства
может привести к разрушению всей структуры тренировки, а ошибка в выполнении
связки упражнений - к серьезной травме. На уровне же Круга Силы и Круга
Пустоты практика асан превращается в некоторое подобие величественного танца,
в котором тело сплетается в немыслимые узлы, плавно перетекающие друг в друга
посредством движений, формы и траектории которых кое-где напоминают формы и
траектории сложных движений диковинных боевых искусств. Фазы фиксации и
соединяющие их переходные элементы при этом одинаково важны, а слитность и
текучесть практики такова, что расчленить последовательность асан на отдельные
составляющие не всегда представляется возможным.
Подобно дальневосточным практикам Цигун, Тай Цзи и т. п., асаны
принципиально отличаются от всех прочих типов физических упражнений.
Любые чисто физические упражнения, будь то "большой" спорт, спорт "для
себя" или лечебная физкультура, являются РАСХОДНЫМИ. Органическое тело в ходе
их практики расходует энергию, полученную за счет переработки продуктов
питания. Для восстановления энергетического баланса необходимо поступление в
организм дополнительной пищи.
В "тонких" отделах энергетической структуры при этом не происходит
практически ничего сколько-нибудь существенного, если расход энергии равен
поступлению. Если расход энергии устойчиво превышает ее поступление из пищи,
органическое тело начинает "съедать" "тонкие" составляющие. Ничего хорошего с
точки зрения развития сознания это в себе не несет, ибо сулит лишь его
деградацию и сужение диапазона восприятия. Если же поступление энергии
превышает расход, органическое тело запасает ее впрок, наращивая
непроизводительную мышечную массу и жировые отложения. Однако качественных
переходов энергии с более низкого (более "плотного") уровня на более высокий
(на более "тонкий"), то есть кардинального изменения вибрационных
характеристик энергетических потоков при обычной физической тренировке не
происходит.
Асаны же, равно как и все прочие техники интегрального тренинга - это
практики прежде всего ПСИХОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ. Они построены таким образом, что,
несмотря на расход энергии в органическом теле, в "тонких" составляющих
энергетической структуры происходит локальная концентрация энергии. В
результате формируются новые скелетные системы функциональных органов
энергетического тела. С периферии энергетической структуры в центр
устремляются потоки энергии, обладающие теми вибрационными характеристиками,
которыми обладала энергия, "встроившаяся" в результате практики в ту или иную
скелетную систему "тонкого" тела, ибо, как известно, природа не терпит совсем
уж "пустой" пустоты. При этом общая динамика потоков в энергетической
структуре человека значительно интенсифицируется, застойные зоны
ликвидируются, энергообмен в "тонком", или "полевом", теле налаживается, что
влечет за собой благотворные изменения в органическом теле и устранение многих
патологий, обусловленных функциональной недостаточностью тела энергетического.
Более того, при жесткой практике высокой интенсивности даже потенциально
патогенные потоки Силы ассимилируются энергетической структурой, а их
вибрационные характеристики модифицируются. Другими словами, в ходе практики
асан йогин обучается не только себя излечивать, но также благополучно
"питаться" теми видами "тонких" энергий, которые для обычного человека
просто-напросто убийственны.
Сказанное выше, однако, отнюдь означает, что "тонкие" энергонесущие
субстанции используются для питания органического тела - это нецелесообразно.
Скорее наоборот: благодаря кардинальным изменениям конфигурации
энергетического тела и характера энергообмена в системе в целом, появляется
возможность эффективно и без вредных последствий использовать энергию,
получаемую из пищи на уровне органического тела, для построения "тонких"
составляющих энергетической структуры.(Подробнее см. в "Третьем открытии...")
Таким образом, практика Движения Силы параллельно с относительно
незначительным расходом энергии на уровне органического тела накапливает в
"тонком" теле неизмеримо большее ее количество, которое затем может быть
использовано йогином по его усмотрению. Естественно, чем выше уровень
практики, тем более явно выражена эта тенденция, и соответственно, тем полнее
контроль над функционированием энергетического тела вплоть до самых "тонких"
его составляющих.
Здесь необходимо отметить, что эффективность практики Движения Силы в
значительной степени определяется степенью проработки энергетической структуры
практиками Пробуждения Силы, которые заметно смещают "точку отсчета" повышения
энергетического статуса человеческого существа. Начальный уровень плотности
энергии в потоках Силы энергетического тела оказывается значительно более
высоким, чем в случае, если бы Пробуждение Силы не практиковалось. Кроме того,
единственным всегда доступным источником, из которого наша энергетическая
структура может непосредственно и без каких бы то ни было осложнений черпать
новую для себя, а не просто перераспределенную Силу, является Универсальный
поток Изначальной Силы. Практика же Пробуждения Силы есть то, что многократно
повышает эффективность взаимодействия энергетической структуры с этим потоком.
Особенно интенсивно накопление энергии в полевом теле происходит при
практике высших уровней, в частности Движения Силы в Круге Силы и в Круге
Пустоты. Это обусловлено тем, что технология этих уровней предусматривает
синхронизацию практики асан с определенными схемами Дыхания Силы.
Сущность собственно Дыхания Силы состоит в привлечении в энергетическую
структуру практикующего огромного количества энергии и выравнивании плотности
интегрального ее потока во всем полевом теле до такого состояния, когда
сформированные практикой асан "тонкие" скелетные элементы новой - более
совершенной - конфигурации как бы растворяются в полной однородности
энергетического тела - в так называемой "третьей однородности", которая
приходит на смену разрушенной структурирующим воздействием Движения Силы
"второй однородности". Как и в случае "первой однородности", это происходит за
счет того, что концентрация энергии во всех точках полевого тела значительно
повышается и становится равной концентрации энергии в его скелетных элементах,
а все потоки, это тело составляющие, гармонизируются в соответствии с
некоторой единой вибрационной матрицей. Причем первичный модуль, на основе
которого строятся все элементы матрицы, - также тот же, что и прежде: частота
вибраций Силы Универсального потока.
Конечно, полной однородности практикой одного только Движения Силы достичь
все же не удается, ибо оно целенаправленно прорабатывает и совершенствует в
основном структурную конфигурацию скелетных элементов энергетического тела.
Для достижения полноты его однородности даже на самых высоких уровнях
сохраняется необходимость изолированной практики Дыхания Силы.
Порядок чередования асан в последовательностях также относится к факторам,
имеющим ключевое значение для результатов практики. Если попытаться дать ему
количественную оценку, то можно сказать, что сами по себе асаны как
фиксированные положения тела и связывающие их движения определяют пятьдесят, а
то и тридцать процентов эффективности практики, оставшиеся же
пятьдесят-семьдесят приходятся на структурную организацию последовательностей.
Дело в том, что, какой бы сложной и универсальной ни была та или иная
асана, действие ее всегда ограничено определенными отделами энергетической
структуры и определенным характером изменений конфигурации, которые она
генерирует в "тонком" теле. Каждая последующая асана "работает" с той
конфигурацией, которая была получена в результате всей предшествовавшей
практики. Поэтому порядок чередования асан в последовательности и имеет столь
огромное значение. Именно характер построения практических последовательностей
есть тот еретический фактор, которым различные школы йогической практики
отличаются одна от другой. По-разному чередуя одни и те же асаны, можно
добиться совершенно разных результатов. И, разумеется, чем выше уровень
практики, чем более эффективные и сложные методы используются, тем большее
значение имеет порядок элементов в последовательности и тем дороже обходятся
ошибки.
Это подобно тому, как при работе с компьютерной техникой решающее значение
имеет порядок, в котором оператор нажимает кнопки на клавиатуре.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ РЕЖИМЫ
Практические последовательности Движения Силы различных уровней в Семи
Кругах Восхождения отличаются друг от друга не только количеством и степенью
сложности составляющих их элементов, но также режимами практики.
На уровне нулевого цикла и Круга Земли основным режимом практики