Смекни!
smekni.com

Кругов (стр. 32 из 65)

практикующий полностью помещался на ней, улегшись на спину и вытянувшись во

весь рост.

Гимнастические маты не годятся. Поролоновые чересчур упруги, набивные

чересчур мягки. Оболочка и тех, и других сделана из слишком уж синтетических

материалов.

Борцовский ковер не годится - он слишком мягкий и слишком упругий

одновременно. И его покрытие также сделано из синтетических материалов.

Кроме того, и гимнастические маты, и борцовский ковер имеют слишком

большую толщину.

Мне довольно часто доводилось видеть, как, подготавливаясь к практике

асан, люди расстилали на полу мяконькое одеяльце или плед, а поверх него клали

простынку.

Подобная подготовка к практике Движения Силы в стиле Йоги Восьми Кругов

бессмысленна. Через несколько тренировок простынка окажется разодранной в

клочья. Одеяльце не позволит нам полноценно выполнить ни одну асану, кроме

поз, предназначенных для расслабления. Оно будет растягиваться, сбиваться в

складки, ездить из стороны в сторону, что в конце концов приведет к тому, что

мы получим какую-нибудь травму.

Подстилка для практики Движения Силы должна быть плотной, жесткой и не

скользкой.

Лучше всего пользоваться специальным ковриком из армированного

натурального латекса, известным как "sticky yoga mat" - "липкий коврик для

йоги". Такие коврики выпускаются в США. Они популярны среди практиков йоги во

всем мире. Достаточно сказать, что сам Б. К. С. Айенгар, Мастер Поттабхи Джойс

и все инструкторы их школ, а также Дхарма Миттра, Мастер Хари, Виктор ван

Кутен и Анжела Фармер, все учителя и инструкторы Международного центра имени

Шивананды и многие другие Мастера пользуются для тренировок именно такими

ковриками. "Липкие коврики" не скользят по полу и не дают проскальзывать рукам

и ногам, даже если ладони и ступни покрыты потом. "Липкий коврик" легко моется

с мылом, он тонок и не обладает ни излишней упругостью, ни излишней мягкостью,

что делает его идеальной подстилкой для практики всех асан, и в особенности -

тех, которые требуют особой точности в удержании равновесия. Единственные

недостатки "липкого коврика" - его недоступность в СНГ и его цена. Наиболее

современная модификация стоит около семидесяти долларов США, самый простой -

не менее двадцати.

Второй вариант - сложенное вдоль пополам тонкое байковое одеяло, поверх

которого надет чехол из прочного плотного брезента, который всегда можно

постирать. По прочности такая подстилка превосходит "липкий коврик", однако

существенно уступает ему в "липкости".

Подходит также обыкновенный ковер достаточно большого размера.

КОСТЮМ

Для достижения текучести, необходимой при практике асан, тело должно быть

хорошо разогрето. В жарком тропическом климате проблем с этим не возникает.

Там Движение Силы практикуется в плавках или купальнике. Однако в наших

условиях это возможно только в летнее время, да и то не всегда.

Потому в зонах с умеренным климатом целесообразнее всего начинать

тренировку, надев поверх плавок или купальника свободный теплый спортивный

костюм: брюки, безрукавку и поверх безрукавки - пуловер с длинным рукавом. Как

уже говорилось, костюм должен быть сшит из плотного хлопчатобумажного

трикотажа.

По мере того как в ходе тренировки тело разогревается, мы постепенно

раздеваемся. Однако начинаем это делать только тогда, когда ощутим некоторый

дискомфорт от того, что нам становится жарко.

Сначала снимаем пуловер. Может быть, этого окажется достаточно.

Если через некоторое время дискомфорт вновь начинает ощущаться, снимаем

безрукавку.

И в самую последнюю очередь снимаем брюки.

При таком подходе мы всегда имеем возможность вновь одеться, едва лишь

почувствуем себя неуютно из-за излишней прохлады. Очень важно, чтобы в течение

всей тренировки мышцы оставались теплыми.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РЕЖИМ

Как было сказано выше, в нулевом цикле ОМНИО-ТТ используется режим

практики асан, который носит условное название "Лестница в небо". Вряд ли

здесь это словосочетание имеет какое бы то ни было отношение к славному

одноименному хиту легендарной рок-группы "Led Zeppelin", однако звучит, тем не

менее, красиво и как нельзя лучше отражает суть тренировочного режима.

В режиме "Лестница в небо" асаны представляют собой как бы ступеньки

лестницы, взбираясь по которой, мы последовательно приближаемся к состояниям

сознания более высоких уровней, чем тот исходный бытовой уровень, на котором

мы обычно функционируем. Практика в этом режиме представляет собой

последовательность фаз фиксаций асан, соединенных простейшими переходными

движениями. Фазы фиксации - очень четкие, жестко ограниченные и удерживаются

неподвижно: никаких дополнительных действий "внутри" асаны мы не

предпринимаем. Переходные движения - динамические фазы входа и выхода -

выполняются точно так же четко, жестко, в ровном темпе и по самым простым

траекториям.

"Глубина" каждой асаны при практике в режиме "Лестница в небо" достигается

не за счет тех или иных типов "внутреннего движения" в фазе фиксации, как в

практике более высоких уровней, а только лишь за счет длительности статической

фиксации и возможно более полного расслабления групп мышц, напряжение которых

для удержания данного конкретного положения тела не требуется. В то же время

все те группы мышц, статическое напряжение которых способствует более полному

"втеканию" тела в форму фазы фиксации той или иной асаны, должны быть

напряжены до предела.

Переходы между динамическими и статическими фазами - мгновенные, без

"раскачки": из полностью неподвижного положения тело сразу же начинает

двигаться "в направлении" изменения формы фазы фиксации, и как только новая

форма достигнута, тело снова замирает в неподвижности, жестко и четко фиксируя

эту форму.

"Лестница в небо" - базовый режим, как бы "скелетная структура"

тренировочной практики, которая на более высоких уровнях "обрастает" плотью

дополнительных внешних и внутренних движений, психоэнергетических манипуляций

и специфических схем дыхания.

БАЗОВОЕ ДЫХАНИЕ

Любая практика Движения Силы на любом уровне всегда строго согласована с

ритмом дыхания.

В идеале дыхание должно быть ровным, плавным и медленным в течение всей

практики. Сообразно дыханию тело переходит от асаны к асане так же ровно,

плавно, без рывков. Даже в тех случаях, когда переход между фазами фиксации

двух последовательно выполняемых асан осуществляется прыжком, этот прыжок -

плавный, как в замедленном кино.

Задержки дыхания в нулевом цикле Движения Силы не практикуются. Дыхание

обеспечивает энергией наше движение, оно - та нить, на которую нанизаны

драгоценные жемчужины асан, и нить эта вьется ровно, неторопливо и непрерывно.

Идеальный ритм дыхания - примерно три-четыре дыхательных цикла в минуту.

Соответственно, на каждый дыхательный цикл приходится примерно пятнадцать

секунд в первом случае и двадцать - во втором: семь секунд - выдох, семь

секунд - вдох и по полсекунды на смену фаз дыхательного цикла, либо девять

секунд - вдох, девять - выдох, и по одной на смену фаз, соответственно.

Дыхание полное - мы выдыхаем и вдыхаем всей грудью. Выдох начинается с

удаления воздуха из верхних частей легких и заканчивается освобождением от

воздуха нижних частей. Вдох начинается с заполнения воздухом низа легких и

заканчивается поступлением воздуха в подключичные области легких. Понятно, что

во время удержания положений, сковывающих грудную клетку, в дыхании участвует

та часть объема легких, которая в принципе может в нем участвовать.

Очень важно не забывать о второй технике органического сталкинга и все

время держать живот слегка подтянутым. Если этого не делать, то при заполнении

воздухом нижних частей легких живот выпячивается, что препятствует выполнению

по-настоящему полного вдоха. Полнота дыхания контролируется легким напряжением

передней стенки чуть-чуть втянутого живота.

Принцип согласования движений с дыханием таков: переход между фазами

фиксации - выдох, удержание фазы фиксации - вдох/выдох/вдох, переход между

фазами фиксации - выдох, фаза фиксации следующей асаны - вдох/выдох/вдох...

Подавляющее большинство переходных движений выполняется С ВЫДОХОМ.

Если мы чувствуем, что несмотря на завершение второго дыхательного цикла

(выдох/вдох), фаза фиксации еще "себя не исчерпала", мы можем добавить к ней

еще один или несколько полных дыхательных циклов. В таких случаях согласование

выглядит следующим образом: переход между фазами фиксации - выдох, фаза

фиксации - вдох/выдох/вдох/выдох/.../вдох /выдох/вдох, переход между фазами

фиксации - выдох, фаза фиксации следующей асаны - вдох/выдох/вдох... И так

далее.

Ни в коем случае нельзя "насильственными" методами ускоренно вырабатывать

"идеальный" ритм дыхания. Три-четыре цикла в минуту - примерная схема, к

которой следует стремиться. Но стремиться не за счет сознательного управления

дыханием, а за счет естественного повышения уровня тренированности. Говоря о

согласовании дыхания с движениями, я говорю именно о ВЗАИМНОМ СОГЛАСОВАНИИ, а

не о КОНТРОЛЕ дыхания посредством движения или КОНТРОЛЕ движения посредством

дыхания. И то, и другое должно течь в естественном для нас в нашем нынешнем

состоянии темпе и ритме.

Попытки установить сознательный контроль над дыханием на длительные

промежутки времени смертельно опасны, поскольку при этом организм может "снять

с автомата" управление дыхательной функцией и передать его "активному"