шею.
Стойка с опорой на точку "родничка" - достаточно опасная в
психоэнергетическом отношении техника, пользоваться которой вообще не
рекомендуется. Иногда Мастера сознательно применяют такую стойку для
длительных медитативных экскурсов в сферы бытия, лежащие "по ту сторону
объективной реальности" - с целью "прорыва" в некоторые особые состояния
сознания. При этом они, разумеется, полностью принимают на себя
ответственность за возможные последствия таких действий. Опасность стойки с
опорой на точку "родничка" - в том, что она зачастую приводит к жестким
искажениям индивидуальной психики за счет взрывного неконтролируемого
рассеяния энергии и обусловленного им истощения наиболее "тонких" составляющих
энергетической структуры.
Стойка с опорой на макушку является самой безопасной как в чисто
"физкультурном", так и в психоэнергетическом отношении. Однако она не дает
такой концентрации индивидуальной воли и проистекающего из нее накопления
личной силы, как стойка с опорой на точку перехода "лоб - волосистая часть
головы".
Стойка с опорой на точку перехода "лоб - волосистая часть головы" обладает
всеми "психоэнергетическими достоинствами" стойки с опорой на "родничок" и в
то же время лишена предательского свойства последней искажать психику. Поэтому
именно вариант стойки на голове с опорой на точку перехода "лоб - волосистая
часть головы" принят в качестве базовой техники в Йоге Восьми Кругов.
На этапе освоения сначала учатся стоять на макушке, а когда равновесие в
стойке на голове делается достаточно уверенным, переходят к стойке на точке
лобного перехода.
Работая над переводом книги Шри Свами Шивананды "Йога-терапия", я позволил
себе изменить все приведенные в ней описания техники выполнения асан. Вместо
коротких приблизительных рекомендаций, имевшихся в оригинальном тексте, книга,
изданная "СОФИЕЙ" в 1994 году, содержит исключительно подробные полные
развернутые объяснения.
Поэтому я не вижу смысла детально останавливаться здесь на технологии
освоения и технике выполнения стойки на голове с опорой на точку лобного
перехода, а отсылаю читателя к вышеупомянутой работе и к книге господина Б. К.
С. Айенгара "Йога-дипика", в которой имеется самое полное и точное изложение
техники выполнения стойки на голове с опорой на макушку.
Тот, кого интересует информация о психоэнергетическом эффекте выполнения
стойки на голове, пусть обратится к "Гхеранда-Самхите" и к замечательной
работе Дхирендры Брахмачари "Йогасана-виджняна".
Из позы расслабления на пятках поднимаемся на четвереньки. Складываем
кисти в замок. Упираемся наружными ребрами ладоней и локтями в пол. Расстояние
между локтями - НЕ БОЛЕЕ ШИРИНЫ ПЛЕЧ. Если локти расходятся слишком широко, с
удержанием равновесия в стойке на голове неизбежно возникают существенные
затруднения.
Руки полностью выпрямлены в лучезапястных суставах - предплечья и ладони
образуют угол, вершиной которого являются сложенные в замок пальцы.
Ставим голову на пол, как бы "вписывая" ее в угол, образованный
предплечьями. В зависимости от того, какой вариант стойки мы намерены
практиковать, голова касается пола соответствующей точкой.
Медленно выпрямляем ноги, поднимая туловище в вертикальное положение
(СС-92).
Наклоняем туловище назад до тех пор, пока центр тяжести не сместится
настолько, что пальцы прямых ног начнут отрываться от пола. Поворачиваем таз в
вертикальное положение, как можно выше поднимая седалищные кости и еще больше
выпрямляя позвоночник. Прямые ноги поднимаются в горизонтальное положение
(СС-93).
Разгибая тело в тазобедренных суставах, поднимаем прямые ноги вверх и
свободно вытягиваемся в вертикальной стойке на голове (СС-94).
> Дыхание: все движения выполняются с выдохом; в фазах фиксации дыхание
свободное полное, в стойке на голове можно выполнить несколько циклов дыхания
металлической собаки.
Нормальное время удержания фазы фиксации стойки на голове - от одной до
десяти минут. Некоторые практикуют ее в течение пятнадцати-двадцати минут, а в
отдельных случаях - до одного-полутора часов. Практика стойки на голове в
течение более чем двадцати минут относится к разряду специальных техник и
должна совмещаться с определенными дыхательными и созерцательными
упражнениями, иначе она грозит обернуться полной потерей контроля над
состоянием "тонких" составляющих энергетического тела. Происходит нечто,
напоминающее замыкание над жизненным пространством индивида некоего "личного
психического потолка", который препятствует прорыву восприятия в высшие слои
осознания. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к серьезным психическим
сдвигам, обусловленным подавляющим волю преобладанием в вибрационной матрице
энергетического тела "грубых" элементов "дочеловеческой" животной, вернее,
скотской или даже звериной природы. В результате человек рискует превратиться
в "сознательного зомби" и оказаться в безраздельной власти самых гнусных и
отвратительных сил из всего, что присутствует в поле перманентной войны,
каковым является в настоящее время ноосфера этой планеты. В нулевом цикле
специальные упражнения, предназначенные для "устранения личного психического
потолка", отсутствуют, поэтому стоять на голове дольше чем пятнадцать-двадцать
минут кряду я настоятельно не рекомендую.
95. СТОЙКА НА ГОЛОВЕ СО СЛОЖЕННЫМИ СТУПНЯМИ - УРДХВА-ГОРАКШАСАНА (СС-95).
Разводя колени в стороны, сгибаем ноги. Ступни складываются вместе.
> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.
96. СТОЙКА НА ГОЛОВЕ С ШИРОКИМ УГЛОМ - ВИПАРИТА-КОНАСАНА (СС-96).
Выпрямляем ноги и разводим их как можно шире в стороны.
> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.
97-98-99. ПРОСТАЯ СТОЙКА НА ГОЛОВЕ С УГЛОВОЙ ПОДДЕРЖКОЙ - ПРЯМОЙ УГОЛ В
СТОЙКЕ НА ГОЛОВЕ - ПОЛУКОЛЬЦО В СТОЙКЕ НА ГОЛОВЕ (СС-97, СС-98, СС-99).
Соединяем ноги, возвращаясь в стойку на голове (СС-97).
> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.
Опускаем ноги, вытягивая их параллельно полу. Носки - на себя, ноги
вместе, их задние поверхности растянуты, спина прямая, седалищные кости
отведены назад-вверх до предела (СС-98).
Очень медленным плавным махом забрасываем ноги назад (СС-99). Следим за
тем, чтобы каждый миллиметр этого движения был полностью контролируемым. Ни в
коем случае не допускаем никаких "вихляний" и "спорадических болтаний ногами".
Особое внимание обращаем на то, чтобы прогиб назад осуществлялся в основном за
счет напряжения мускулатуры спины, а не за счет расслабления живота и
"отпускания" ног "в свободное падение" под действием силы тяжести. Брюшной
пресс напряжен и контролирует скорость и глубину входа в прогиб. Таков общий
принцип входа в глубокие прогибы. Иначе прогиб не "раскрывает" грудную клетку,
а напряженно "изламывает" поясницу и из мощного средства концентрации
рассеянной энергии превращается в орудие саморазрушения. Травмы позвоночника,
обусловленные техническими ошибками при выполнении прогибов назад, во многих
случаях носят ультимативный характер и могут привести к параличу и даже к
смерти.
Медленным полностью контролируемым движением возвращаемся в "прямой угол"
(СС-98).
Медленным полностью контролируемым движением забрасываем ноги назад
(СС-99).
Еще несколько раз чередуем положения СС-98 - СС-99.
Заканчиваем в положении СС-99.
> Все движения выполняются с выдохом, во всех фазах фиксации -
вдох-выдох-вдох.
100. МОСТ С ОПОРОЙ НА ГОЛОВУ - ШИРША-СЕТУ-БАНДХАСАНА (СС-100).
Мягким толчком опрокидываемся назад. Выпрямляем ноги и вытягиваем
позвоночник. Расстояние между ступнями примерно равно ширине плеч.
> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.
101. ЛЕВОСТОРОННИЙ ДВУХТОЧЕЧНЫЙ МОСТ С ОПОРОЙ НА ГОЛОВУ -
ЭКА-ПАДА-ШИРША-СЕТУ-БАНДХАСАНА (СС-101).
Сгибаем правую ногу и подтягиваем правое колено как можно ближе к груди.
> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.
102. ЛЕВОСТОРОННИЙ ДВУХТОЧЕЧНЫЙ МОСТ С ОПОРОЙ НА ГОЛОВУ И ВЫПРЯМЛЕННОЙ
ВВЕРХ НОГОЙ - УРДХВАИКАПАДА-ШИРША-СЕТУ-БАНДХАСАНА (СС-102).
Выпрямляем правую ногу вверх. Стараемся держать ее как можно более
вертикально. Носок - на себя.
> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.
103-104-105. МОСТ С ОПОРОЙ НА ГОЛОВУ - ПРАВОСТОРОННИЙ ДВУХТОЧЕЧНЫЙ МОСТ С
ОПОРОЙ НА ГОЛОВУ - ПРАВОСТОРОННИЙ ДВУХТОЧЕЧНЫЙ МОСТ С ОПОРОЙ НА ГОЛОВУ И
ВЫПРЯМЛЕННОЙ ВВЕРХ НОГОЙ (СС-103, СС-104, СС-105).
Опустив правую ногу, возвращаемся в мост с опорой на голову. Повторяем всю
связку зеркально: вверх поднимается левая нога.
106. МОСТ С ОПОРОЙ НА ЛОБ - СЕТУ-БАНДХАСАНА (СС-106).
Кладем ладони на пол возле головы. Помогая себе руками, перекатываемся на
лоб. Если нужно, слегка сгибаем ноги и перекатываемся, отталкиваясь пятками.
Кладем руки на передние поверхности бедер.
При выполнении этого упражнения необходимо быть предельно внимательным,
чтобы не травмировать позвоночник в шейном отделе.
> Движение - выдох, фиксация - свободное полное дыхание в течение
одной-двух минут.
107. ПОЗА РЫБЫ С ВЫТЯНУТЫМИ КОНЕЧНОСТЯМИ - УТТАНАПАДА-МАТСЬЯСАНА, ИЛИ
УТТАНАПАДАСАНА (СС-107).
Упираясь ладонями в пол, медленно опускаем таз, пока ягодицы не окажутся
на полу. При этом стараемся не перекатывать, если это возможно, голову на
затылок. В идеале после опускания таза голова должна касаться пола верхушкой
лба или точкой лобного перехода. Чтобы достичь такого положения, максимально
выгибаем спину. В данном положении это невозможно сделать без предельного