Смекни!
smekni.com

Кругов (стр. 50 из 65)

складываем кисти в замок, выворачиваем замок и прижимаем руки к полу.

Вытягиваем позвоночник, стараясь отодвинуть ступни как можно дальше от головы.

Позвоночник при этом изгибается, таз наклоняется в сторону ступней. Ноги

вместе.

Подтягиваем носки на себя, растягиваем задние поверхности жестко

выпрямленных ног и отодвигаем ступни еще немного дальше от головы (СС-134).

> Движение - выдох, фиксация - плавное и полное свободное дыхание.

Продолжая ровно дышать, оттягиваем носки и еще больше вытягиваем

позвоночник, наклоном таза отталкивая ступни еще дальше от головы. Фиксируем

это положение. Ритм дыхания не изменяется.

Халасана - еще одна из ключевых асан. Однако, в отличие от

випарита-карани, удерживать халасану в течение более чем пятнадцати минут я бы

не рекомендовал: возможны проблемы. Вообще же в старт-сете длительность ее

фиксации равна примерно половине времени фиксации стойки на плечах.

В плуге имеет смысл обратить внимание на ощущение, возникающее в задней

поверхности спины, распространяющееся по всему телу и затем концентрирующееся

в животе.

136. РАССЛАБЛЕНИЕ НА СПИНЕ - ШАВАСАНА (СС-136).

Медленно - позвонок за позвонком - "расстилаем" спину по полу, опускаем на

пол ноги, кладем руки незамкнутым кольцом вокруг головы и расслабляемся.

Расстояние между кончиками пальцев рук - два-три сантиметра.

> Движение - выдох, расслабление - свободное дыхание.

137-138-139-140. МОСТ - УРДХВА-ДХАНУРАСАНА (СС-137, СС-138, СС-139,

СС-140).

Кладем кисти ладонями на пол возле ушей. Пальцы направлены к плечам.

Сгибаем ноги и ставим их ступнями на пол возле таза.

Расстояние между основаниями ладоней равно ширине плеч. Расстояние между

ступнями - такое же.

Как бы растягивая тело между коленями и локтями, поднимаем таз, спину и

голову (СС-137).

> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.

Выпрямляя руки и ноги, растягиваем живот и позвоночник в поясничном

отделе. Живот - поверхность стола, ноги и торс с руками - его ножки. Такой

образ позволяет лучше понять правильный механизм выхода в мост из положения

лежа. Таз поднимается вверх, торс выгибается назад, грудная клетка

"раскрывается". Здесь очень важны два момента. Во-первых, брюшной пресс все

время немного напряжен. Это позволяет контролировать состояние поясничного

отдела позвоночника и предохраняет нас от "излома" в пояснице. И во-вторых,

необходимая глубина прогиба достигается за счет "раскрытия" грудной клетки и

плечевых суставов. Лопатки сведены, плечи как бы раздвигаются в стороны.

Поясница вытягивается. В мосте позвоночник в поясничном отделе никогда не

прогибается до предела, у него всегда должен оставаться хотя бы крохотный

запас текучести. Для достижения этого одного лишь легкого напряжения

мускулатуры брюшного пресса недостаточно. Второй прием, с помощью которого

контролируется глубина прогиба в поясничном отделе, - это положение ступней. В

мосте, как и в параллельных стойках, они должны располагаться так, чтобы их

внутренние ребра были по возможности параллельны одна другой или даже немного

повернуты внутрь (СС-138).

Фиксация глубины прогиба осуществляется не столько за счет силы рук и ног,

сколько за счет напряжения мышц спины.

> Движение - выдох, фиксация - свободное дыхание. Длительность фиксации

положения СС-138 в практике старт-сета обычно составляет не менее одной

минуты.

Отталкиваясь пятками от пола, выпрямляем ноги и запрокидываем голову,

словно хотим дотянуться затылком до копчика. Поясница вытягивается, грудная

клетка и плечевые суставы "раскрываются" еще больше. "Внутренняя траектория"

этого движения напоминает архимедову спираль: она вытягивается из пяток и по

мере приближения к макушке головы плавно закручивается (СС-139).

> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.

С выдохом еще больше вытягиваемся и поднимаем голову, стараясь прижать

подбородок к грудине (СС-140).

> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.

141. РАССЛАБЛЕНИЕ НА СПИНЕ - ШАВАСАНА (СС-141).

Опускаемся на пол, вытягиваем ноги и руки, расслабляемся.

> Движение - выдох, расслабление - свободное дыхание.

На этом заканчивается третья мини-последовательность старт-сета.

ЧЕТВЕРТАЯ МИНИ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАРТ-СЕТА

142. ПЛОСКОЕ РАСТЯГИВАНИЕ НИЖНЕЙ ЧАСТИ СПИНЫ (СС-142).

Соединяем ноги вместе и жестко выпрямляем, растягивая их задние

поверхности и подтянув на себя носки.

Вытягиваем руки вдоль туловища перед собой, поднимаем голову и плечи.

Движением головы вперед-вверх прижимаем подбородок к подъяремной выемке и

вытягиваем поясницу, плотно прижимая к полу крестец и спину до самых лопаток.

Обращаем внимание на ощущения, которые сопровождают концентрацию энергии в

области задней поверхности туловища, шеи и головы.

> Движение - выдох, фиксация - плавное свободное дыхание.

143-144. ЗАКРЫТЫЙ ВЫТЯНУТЫЙ НАКЛОН СИДЯ - ПАЩЧИМОТТАНАСАНА (СС-143,

СС-144).

Пащчимоттанасана относится к числу ключевых асан хатха-йоги(См., например,

"Хатха-Прадипику" Сватмарамы или любой другой старинный трактат по хатха-йоге)

Когда ощущение концентрации энергии из затылка переместится в область лба,

очень медленным полностью контролируемым движением садимся, продолжая

вытягивать спину. Это движение выполняется не по типу "складывания тела

пополам", а напоминает "сворачивание": мы сворачиваем тело вперед, как

сворачивают в рулон лист бумаги или, скажем, ковер. Очень важно не допустить

рывка при проходе через "критическую точку". Попытавшись выполнить это

движение, Вы сразу поймете, что я имею в виду, говоря о его "критической

точке". Рывок при переходе через эту точку нарушает непрерывность потока,

возникающего в теле в результате такого выхода в положение сидя.

Поднявшись в положение сидя, немного наклоняемся вперед, руками

вытаскиваем ягодицы из-под седалищных костей. Это позволяет нам дополнительно

наклонить немного вперед таз и приблизить живот к передним поверхностям бедер.

Ноги остаются жестко выпрямленными и по-прежнему плотно сложены вместе.

Коленные чашечки подтянуты.

Захватываем руками ступни, нажимая ладонями на пальцы ног, и еще больше

подтягиваем носки на себя. Скользящим движением вперед-вверх еще сильнее

наклоняем таз вперед и вытягиваем позвоночник. Прижимаем подбородок к

подъяремной выемке (СС-143).

> Движение - выдох, фиксация - плавное свободное дыхание.

Мягким волнообразным движением "расстилаем" грудную клетку по передней

поверхности бедер и голеней. Сначала к прямым ногам прижимается живот, потом -

грудина, потом - вытянутый до предела вперед подбородок, и в последнюю очередь

- лоб. Прижимая к ногам лоб, вытягиваемся макушкой вперед и подтягиваем

подбородок к подъяремной выемке.

Основаниями ладоней нажимаем на пальцы ног, до предела подтягивая на себя

носки. Ступни - вместе. Следим за тем, чтобы они не поворачивались наружными

ребрами вперед: подошвенные поверхности стоп - в одной плоскости (СС-144).

> Движение - выдох, фиксация - плавное свободное дыхание.

Пащчимоттанасана принадлежит к числу асан, фаза фиксации которых может

удерживаться сколь угодно долго. Однако обычно ее практикуют в течение не

более чем пятнадцати-двадцати минут. В общем потоке практики старт-сета в

большинстве случаев достаточно двух-трех минут.

145. ЗАКРЫТЫЙ "ЕЖОВЫЙ" НАКЛОН СИДЯ - УГРАСАНА (СС-145).

Медленным напряженным движением подтягиваем лоб как можно ближе к пупку,

плотно прижимая голову к ногам. Руками отталкиваемся от колен. Позвоночник

вытягивается, задняя поверхность спины раскрывается. Это движение отчасти

напоминает движение ежа, который сворачивается в клубок и во все стороны

растопыривает колючки.

Ноги по-прежнему жестко выпрямлены, носки подтянуты на себя.

> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.

146. ЗАКРЫТЫЙ ОБРАТНЫЙ ПОЛУУПОР - АРДХА-ПУРВОТТАНАСАНА (СС-146).

Кладем ладони на пол возле тазобедренных суставов - пальцы сложены вместе

и направлены в сторону ступней. Волнообразным движением выпрямляем торс и,

отталкиваясь от пола руками, поднимаем таз вверх до горизонтального положения

торса и бедер.

> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.

147. ОТКРЫТЫЙ ОБРАТНЫЙ ПОЛУУПОР - АРДХА-ПУРВОТТАНАСАНА (СС-147).

Разворачиваем ступни до предела в стороны. Зафиксировав на полу пальцы

ног, разводим в стороны пятки до параллельного положения ступней.

> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.

148. ТРОЙНОЕ ВЫТЯГИВАНИЕ (СС-148).

Согнув ноги в коленях, сдвигаем таз вперед-вниз, заставляя его как можно

ниже "провиснуть" между пятками и тем самым растягивая передние поверхности

бедер. Позвоночник вытягивается, руки в плечевых суставах выворачиваются,

ладони и запястья растягиваются. Пальцы рук - вместе.

> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.

149-150. ОТКРЫТЫЙ ВЫТЯНУТЫЙ НАКЛОН СИДЯ - ПАЩЧИМОТТАНАСАНА (СС-149,

СС-150).

Скользящим движением назад опускаем таз на пол и повторяем вытянутый

наклон, однако теперь уже с разведенными примерно на ширину плеч ногами.

> Дыхание - такое же, как в СС-143, СС-144.

151. ОТКРЫТЫЙ "ЕЖОВЫЙ" НАКЛОН СИДЯ - УГРАСАНА (СС-151).

Выполняется точно так же, как и закрытый.

> Дыхание - такое же.

152. ОБРАТНЫЙ НАКЛОННЫЙ УПОР - ПУРВОТТАНАСАНА

Волнообразным движением выпрямляемся и кладем ладони на пол позади себя на

расстоянии одного локтя от таза. Пальцы сомкнуты и направлены от таза.

Продолжая волнообразное движение, выпрямляем ноги и вытягиваем все тело в

наклонном упоре спиной вниз. Поднимаем таз как можно выше, по возможности не