Напряжение всей мускулатуры, задействованной в фиксации формы этой асаны,
должно быть предельным.
> Движение - вдох, фиксация - плавное полное дыхание, возможно - дыхание
металлической собаки. Перед выходом из фазы фиксации и переходом в следующую
асану на пятнадцать-двадцать секунд задерживаем дыхание после предельно
полного вдоха.
173. ЗАМЫКАНИЕ КИСТЕЙ И СТУПНЕЙ В "БАБОЧКЕ" - ГОРАКШАСАНА
("Бабочками" асаны этого типа называет Кали Рэй. Слово "бхадрасана" можно
перевести с санскрита как "благодатная поза" или "поза сидящего на троне". В
названии "горакшасана" увековечено имя одного из величайших Мастеров древности
Горакша-натха (в бенгальской транскрипции - Горокхо)), ИЛИ БХАДРАСАНА
(СС-173).
В конце задержки дыхания напряженно скругляем спину, прижимаем подбородок
к грудине и выгибаемся назад, растягивая позвоночник. Затем с мощным полным
выдохом жестким напряженным, но не быстрым махом сгибаем ноги и складываем
ступни перед собой как можно ближе к промежности. Одновременно с этим таким же
напряженным широким движением соединяем ладони на уровне живота. Кисти
складываются в замок, указательные пальцы выпрямлены вверх и прижаты друг к
другу, предплечья - на одной прямой, колени разведены как можно шире в
стороны, бедра и голени по возможности лежат на полу. Ступни "разложены" в
стороны и упираются одна в другую наружными ребрами. Подошвенные поверхности
обращены вверх, "сердца" стоп открыты в направлении неба. "Сердцем" стопы
называется точка посередине подошвы в передней ее части - там, где подушечка
под большим пальцем сходится с подушечкой под четырьмя остальными пальцами.
Понятно, что подавляющему большинству из нас одним движением разложить
ноги в "бабочке" на пол удастся далеко не сразу. "Скоро сказка сказывается, да
не скоро дело делается..." Не будем отчаиваться и вспомним, что идеальная
форма асаны - всего лишь то, к чему имеет смысл стремиться.
Свободно выпрямляем спину, немного наклоняем таз вперед и вытягиваем
позвоночник вверх. Подбородок прижат к подъяремной выемке - шейный замок.
Делаем медленный полный вдох и переходим к свободному дыханию. Советую
обратить внимание на явное ощущение мощного восходящего потока в теле, которое
неизбежно возникнет, когда Вы найдете правильный режим согласования движений и
дыхания в этой асане. Ключ к "запуску" этого потока - предельная глубина и
прогиба и "ежовой спины" и максимальная "полнота" соединяющего эти две фазы
переходного движения.
Шейный замок здесь нужен для того, чтобы восходящий поток не вышел из-под
контроля и не "ушел" вверх, ибо это привело бы к неоправданному рассеянию
энергии. Ничего плохого в этом, впрочем, нет, поскольку при наличии
достаточного опыта в данном случае можно сохранить всю полноту контроля над
Силой восходящего потока, как бы далеко не "выплеснулся фонтан". Однако с
практической точки зрения делать это здесь нецелесообразно. Та же самая
манипуляция, однако уже с другой психоэнергетической "окраской", выполняется в
самом конце заключительного стоп-сета, чтобы остановить поток структурных
модификаций энергетического тела и сформировать в сознании состояние
внутренней остановки. "Останавливаться" же в самой середине старт-сета вряд ли
имеет смысл - ведь нам предстоит выполнить еще целый каскад весьма занятных
"акробатических этюдов".
174. БАБОЧКА-ЗАМОК - БАДДХА-КОНАСАНА, ИЛИ БАДДХА-ГОРАКШАСАНА (СС-174).
Берем себя руками за ступни и большими пальцами нажимаем на точки "сердец"
стоп, как бы закупоривая подходящие к ним каналы энергетического тела. Выдохом
направляем из головы в живот нисходящий поток Силы, которую принес в поле
верхнего света импульс восходящего потока. "Закрываем" брюшную полость снизу
корневым замком - мула-бандхой. Для этого сокращаем сфинктер мочевого пузыря,
анальный сфинктер, подтягиваем промежность и прижимаем к позвоночнику так
называемый "малый брюшной пресс" - мышцы передней стенки живота, расположенные
ниже пупка. В самом конце выдоха, не отпуская корневого замка, мощным
нисходящим движением диафрагмы и равномерным "стягивающим" сокращением всей
мускулатуры живота "упаковываем" энергию нисходящего потока в поле нижнего
света, заставляя ее "впитаться" в "тонкие слепки" внутренних органов и
окружающих органы слоев соединительной ткани(То, как работают подобного рода
техники дыхания в асане, подробнее описано в "Третьем открытии Силы").
> Фиксация - плавное свободное дыхание.
175. БАБОЧКА-ЗАМОК С ВЫТЯНУТЫМ НАКЛОНОМ - БАДДХА-КОНА-ЙОГА-МУДРАСАНА
(СС-174).
Не изменяя взаимное положение таза и ступней, убираем большие пальцы с
"сердец" стоп и наклоняемся вперед, прижимая "сердца" стоп к солнечному
сплетению. Грудь и подбородок прижаты к полу.
> Движение - выдох, фиксация - свободное плавное дыхание.
176-177. БАБОЧКА-ЗАМОК С НАКЛОНОМ ПО ТИПУ "ЕЖОВОЙ СПИНЫ" -
БАДДХА-КОНА-ЙОГА-МУДРАСАНА (СС-176, СС-177).
Не отрывая голову от пола, прижимаем подбородок к подъяремной выемке и,
напряженно выгибая спину вверх, вытягиваем позвоночник. Продолжая это
движение, как можно ближе подтягиваем голову к тазу. Желательно, чтобы макушка
головы в итоге оказалась плотно прижатой к ступням (СС-176).
> Движение - выдох, фиксация - свободное плавное дыхание.
Плавным волнообразным движением выпрямляемся и закрываем большими пальцами
"сердца" стоп (СС-177).
> Движение - выдох, фиксация - свободное дыхание.
ВНУТРЕННЯЯ СВЯЗКА С ОПОРОЙ НА ПАЛЬЦЫ
Внутренняя связка используется здесь как переходный элемент для
выравнивания существенных структурных неоднородностей энергетического тела и
снятия напряжений, которые неизбежно возникают в результате практики
модификаций бабочки, или горакшасаны. Горакшасана является мощнейшим
стимулятором функциональной и структурной оптимизации органического тела, что
обусловлено огромной концентрацией энергии в поле нижнего света, которую
создают асаны этого класса. Однако эта же концентрация приводит к тому, что
"грубые" энергии дочеловеческих животных уровней вибрационной матрицы нашего
существа становятся доминирующими. Внутренняя связка призвана несколько
сгладить этот эффект, не дать энергиям подобного рода в нас выйти из-под
контроля и привести их в состояние, которое делает их потоки пригодными для
"встраивания" в структурные образования более "тонких" слоев.
Выполняется внутренняя связка точно так же, как и во всех описанных выше
случаях, с той лишь разницей, что опора здесь - не на ладони, а на пальцы.
178. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ УПОР С ОПОРОЙ НА ПАЛЬЦЫ - ЧАТУРАНГА-ДАНДАСАНА
(СС-178).
В положении СС-177 упираемся пальцами рук в пол и прыжком выбрасываем ноги
назад, одновременно сгибая руки в локтях.
> Движение - выдох. Фиксация - вдох-выдох-вдох.
179. НАКЛОННЫЙ УПОР С ОПОРОЙ НА ПАЛЬЦЫ (СС-179).
Выпрямляем руки и выходим в наклонный упор.
> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох - дыхание металлической
собаки - выдох-вдох-выдох.
180. СКОЛЬЗЯЩИЙ УПОР-ПРОГИБ С ОПОРОЙ НА ПАЛЬЦЫ -
УТТАНОРДХВА-МУКХА-ШВАНАСАНА (СС-180).
Вытягиваемся вперед, перекатываемся через носки и позволяем тазу
провиснуть.
> Движение - вдох, фиксация - выдох-вдох.
181. СКОЛЬЗЯЩИЙ, ИЛИ ВЫТЯНУТЫЙ, ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ УПОР С ОПОРОЙ НА ПАЛЬЦЫ -
УТТАНА-ЧАТУРАНГА-ДАНДАСАНА (СС-181).
Сгибаем руки, опускаясь в вытянутый горизонтальный упор.
> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.
182. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ УПОР С ОПОРОЙ НА ПАЛЬЦЫ - ЧАТУРАНГА-ДАНДАСАНА
(СС-182).
Сдвигаем тело назад, перекатываясь через носки.
> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох - дыхание металлической
собаки - вдох-выдох-вдох.
183. ПОЛУПРОГИБ В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ УПОРЕ С ОПОРОЙ НА ПАЛЬЦЫ (СС-183).
Прогибаемся и поднимаем таз.
> Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох.
184. УПОР-ПРОГИБ С ОПОРОЙ НА ПАЛЬЦЫ - УРДХВА-МУКХА-ШВАНАСАНА (СС-184).
"Выстреливаем" тело в упор-прогиб. Вытягиваемся и до предела прогибаемся
назад. Колени пола не касаются.
> Движение - вдох, фиксация - выдох-вдох.
185. ВЫТЯНУТЫЙ УПОР-ГОРКА С ОПОРОЙ НА ПАЛЬЦЫ - УТТАНАДХО-МУКХА-ШВАНАСАНА
(СС-185).
От макушки посылаем вниз по позвоночнику волну, которая хлыстообразным
движением выбрасывает ноги и таз вверх. Таз остается вверху, голова
опускается, ноги ставятся подошвами на пол. Пятки прижаты к полу, ступни - на
расстоянии, чуть превышающем ширину плеч, ноги прямые, туловище и руки
вытянуты, голова между плечами. Грудная клетка развернута, плечи расправлены.
> Движение - выдох, фиксация - свободное дыхание.
186. ПОЛУПРОГИБ В ГОРКЕ С ОПОРОЙ НА ПАЛЬЦЫ (СС-186).
Вытягиваем позвоночник, круговым движением плеч назад раскрываем грудную
клетку, жестким сокращением всей мускулатуры спины до предела прогибаемся
назад. Ноги прямые, пятки касаются пола.
> Движение - вдох, фиксация - выдох-вдох.
187. УПОР-ГОРКА С ОПОРОЙ НА ПАЛЬЦЫ - АДХО-МУКХА-ШВАНАСАНА (СС-187).
С выдохом опускаем голову на пол. Расслабляемся.
На этом заканчивается четвертая мини-последовательность старт-сета.
ПЯТАЯ МИНИ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАРТ-СЕТА
188. ЛЕВОСТОРОННИЕ ПРОДОЛЬНЫЕ ПОЛУНОЖНИЦЫ - ВАМАРДХА-ХАНУМАНАСАНА
(СС-188).
Сгибаем левую ногу, прижимая колено к груди и подтягивая пятку как можно
ближе к промежности. Волнообразным движением выходим в наклонный упор и
выпрямляем левую ногу. Ставим ее пяткой на пол как можно дальше перед собой.
Обе ноги жестко выпрямлены. Правая нога стоит на носке. Ступни обеих ног -