для перехода из вытянутых продольных полуножниц с вытянутым наклоном СС-198 в
упор-горку СС-199.
Сжимаем кисти в кулаки. Ставим кулаки на пол по обе стороны торса. С
выдохом отжимаемся на кулаках и поджимаем ноги (ССД-64).
65. ПРОДОЛЬНЫЕ НОЖНИЦЫ С ОДНОСТОРОННИМ КОЛЬЦОМ - ЭКА-ПАДА-РАДЖА-КАПОТАСАНА
(ССД-65).
В левостороннем варианте этот элемент вставляется между левосторонними
продольными ножницами (вама-хануманасаной) СС-191 и вытянутыми левосторонними
продольными ножницами с вытянутым наклоном
(вамоттана-джану-ширша-хануманасаной) СС-192, в правостороннем - между
аналогичными элементами правостороннего цикла продольных ножниц (хануманасаны)
- СС-197 и СС-198.
Сгибаем в колене вытянутую назад ногу. Продеваем одноименную руку под
ступней и захватываем ступню "изнутри". Выворачивая по возможности как можно
более прямую руку в плечевом суставе, сгибаем ее в локтевом суставе, поднимаем
локоть вверх, ставим ступню на макушку и прижимаем пальцы ноги ко лбу. Прямая,
соединяющая центры плечевых суставов, параллельна полу и перпендикулярна обоим
бедрам, прямая, соединяющая центры тазобедренных суставов - по возможности
тоже. Второй рукой придерживаемся за пол, чтобы не потерять равновесие
(ССД-65).
При достаточной гибкости позвоночника можно выходить в данный вариант
раджакапотасаны, просто согнув ногу и захватив ее рукой сверху из-за головы.
Однако второй способ не дает такой глубокой проработки плечевого сустава,
какая характерна для первого.
СТЕРЖНЕВОЙ СЕТ
Как уже говорилось, весь приведенный здесь стержневой сет целиком
относится к категории дополнительных практик.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11. ВЫХОД В СТОЙКУ НА ГОЛОВЕ С ОПОРОЙ НА ЛАДОНИ
(СТ-1, СТ-2, СТ-3, СТ-4, СТ-5, СТ-6, СТ-7, СТ-8, СТ-9, СТ-10, СТ-11).
Мы начинаем из стойки всадника с разведенными на полторы-две ширины плеч
ступнями. Ступни параллельны одна другой. Складываем руки ладонями между
лопаток. Чуть-чуть наклоняемся вперед в тазобедренных суставах, вытягиваем
позвоночник и прогибаемся назад, расправив и отведя назад-вниз плечи (СТ-1).
> Движение - вдох, фиксация отсутствует.
Выпрямляем руки, кладем кисти на передние поверхности бедер и прогибаемся
еще больше, вытягивая тело и не допуская "излома" в пояснице (СТ-2).
> Движение - вдох, фиксация отсутствует.
Вытягиваем руки вперед, поднимаем их вверх и опускаем за голову. Сгибаем
ноги в коленях (СТ-3).
> Движение - выдох-вдох, фиксация отсутствует.
Медленно кладем ладони на пол поближе к пяткам (СТ-4).
> Движение - выдох, фиксация - свободное дыхание.
Мягким прыжком увеличиваем расстояние между кистями и ступнями (СТ-5).
> Движение - выдох, фиксация отсутствует.
Поднимаем левую ногу и кладем левую кисть на переднюю поверхность левого
бедра (СТ-6).
> Движение - выдох, фиксация - свободное дыхание.
Возвращаемся в СТ-5 и повторяем СТ-6 в зеркально-симметричном варианте с
вытянутой правой ногой.
Сгибаем руки, опускаем локти на пол и сдвигаем ступни, так чтобы пятки
оказались между кистями (СТ-7).
> Движение - выдох, фиксация - свободное дыхание.
Медленно поднимаем согнутые ноги - ступни свободно висят над головой
(СТ-8).
> Движение - выдох, фиксация - свободное дыхание.
Вытягиваем вверх сначала правую (СТ-9), а затем левую ногу.
> Дыхание - свободное.
Вернувшись в СТ-9, плавным махом ставим ступни на пол перед собой,
опускаем голову МАКУШКОЙ на пол и располагаем ладони так, как показано на фото
СТ-10. Кисти параллельны одна другой, расстояние между ними равно ширине плеч,
локти находятся над основаниями ладоней, ноги прямые.
> Движение - выдох, фиксация отсутствует.
Плавно поднимаем прямые ноги и вытягиваемся в стойке на голове (СТ-11).
Опора - НА МАКУШКУ.
> Движение - выдох, фиксация - свободное дыхание.
12-13-14. БОКОВОЙ ВЕРХНИЙ ПЕТУХ - ПАРШВОРДХВА-КУККУТТАСАНА (СТ-12, СТ-13,
СТ-14).
В стойке на голове складываем ноги в левосторонний лотос (техника описана
в п. 10-11 раздела "Вводный старт-сет: дополнительные элементы"). Сначала
кладем левую ступню на основание правого бедра, затем - правую на основание
левого (СТ-12).
> Движение - выдох, фиксация - вдох.
Поворачиваем таз вправо и кладем левое бедро на правую руку как можно
ближе к подмышечной впадине. В идеале желательно вообще плотно прижать
сложенные в лотос ноги к животу, зафиксировав бедро подмышкой (СТ-13). Мы как
бы складываем туловище пополам наискосок - наподобие листа бумаги.
> Движение - выдох, фиксация отсутствует.
Выпрямляем руки и выходим в стойку на руках с горизонтально расположенными
туловищем и ногами (СТ-14). Стараемся выпрямить руки в локтях, насколько это
возможно.
> Движение - выдох, фиксация - свободное дыхание.
15. ПОЛНОЕ ЛОТОСОВОЕ СКРУЧИВАНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА В СТОЙКЕ НА РУКАХ -
УРДХВА-МАТСЬЕНДРАСАНА (СТ-15).
Медленно и очень осторожно опускаем таз до тех пор, пока позвоночник не
окажется в вертикальном положении. Таз зависает в нескольких сантиметрах над
полом (СТ-15). Руки по возможности полностью выпрямлены. Вероятнее всего,
правую руку выпрямить до конца так и не удастся. Однако стараемся.
> Дыхание - свободное.
Это положение характерно тем, что в нем позвоночник не только подвергается
предельно интенсивному скручиванию, но одновременно с этим еще и вытягивается
за счет действия силы тяжести. Та степень "раскрытия" и проработки суставов
позвоночника и та концентрация энергии в потоке главной оси энергетического
тела, которых позволяет достичь урдхва-матсьендрасана, принципиально
недостижимы никакими другими способами. В то же время отсутствие внутренней
дисциплины и проистекающие из него ошибки при выполнении этой асаны могут
привести к тяжелым травмам позвоночника и внутренних органов - также
"принципиально недостижимым никакими другими способами".
16-17. ПОЛОВИННОЕ ЛОТОСОВОЕ СКРУЧИВАНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА В СТОЙКЕ НА РУКАХ -
ГАЛАВАСАНА (СТ-16, СТ-17).
Сгибаем руки и ставим голову на пол (СТ-16).
> Движение - выдох, фиксация - вдох.
Изменяем положение ног так, чтобы они упирались в руку возле подмышки
передними поверхностями скрещенных голеней. Левое бедро при этом оказывается
напротив лица, левое колено - обращено вниз. Выпрямляя руки, выходим в стойку
на руках (СТ-17).
> Движение - выдох, фиксация - свободное дыхание, совмещенное с дыханием
металлической собаки.
Опускаем голову на пол, выходим в стойку на голове с лотосом, выпрямляем
ноги и складываем их в зеркально симметричный - правосторонний - лотос, после
чего повторяем всю связку СТ-12...СТ-17 в зеркально-симметричном варианте.
Затем вновь возвращаемся в стойку на голове СТ-11.
18-19-20-21. ВЕРХНИЙ ПЕТУХ - УРДХВА-КУККУТТАСАНА (СТ-18, СТ-19, СТ-20,
СТ-21).
В стойке на голове складываем ноги в левосторонний лотос (СТ-12).
Складываясь в тазобедренных суставах, прижимаем ноги к животу, упираясь
голенями в подмышечные впадины (СТ-18).
> Движение - выдох, фиксация - вдох.
Опускаем таз и как бы "садимся" на локти нижними поверхностями бедер.
Сложенные в лотос ноги располагаются горизонтально (СТ-19).
> Движение - выдох, фиксация - вдох.
Выпрямляя руки, поднимаем голову (СТ-20).
> Движение - выдох, фиксация - свободное дыхание.
Как можно плотнее прижимаем ноги к животу, вытягиваем позвоночник вниз и
опускаем таз, растягивая нижние поверхности бедер и дополнительно "раскрывая"
тазобедренные суставы.
> Дыхание - свободное. Можно воспользоваться дыханием металлической
собаки. Время фиксации верхнего петуха - чем больше, тем лучше. Оно ограничено
только нашим уровнем тренированности.
Проработка нижней части позвоночника и тазобедренных суставов, характерная
для этой асаны, концентрирует значительное количество энергии в поле нижнего
света, а давление на живот, напряжение рук и вытягивание всего позвоночника
распределяют собранную Силу, направляя ее в поля среднего и верхнего света.
Результатом становится непосредственная "возгонка" относительно "грубых"
энергий, принадлежащих потокам наиболее "плотных" составляющих нашего
энергетического тела. При достаточно регулярной и интенсивной практике это
автоматически приводит к устойчивому расширению восприятия. По силе
"общеукрепляющего" влияния на энергетическую структуру и степени гармоничности
сочетания мощного тренирующего эффекта с универсальным психоэнергетическим
воздействием никаких аналогов, которые можно хотя бы приближенно считать
адекватными урдхва-куккуттасане, не существует.
22-23. ВЫТЯНУТАЯ СТОЙКА НА РУКАХ С ЛОТОСОМ - ПАДМА-ВАДЖРОЛИ-МУДРАСАНА
(СТ-22, СТ-23).
Ваджроли-мудра - особая йогическая техника непосредственной "возгонки"
сексуальной силы. Вытянутая стойка на руках с лотосом является мощнейшим
усилителем тех эффектов перераспределения энергии в энергетической структуре,
которые характерны для верхнего петуха.
Из верхнего петуха поднимаем таз вверх, поднимаем колени и вытягиваемся в
вертикальной стойке, полностью выпрямив руки (СТ-22).
> Движение - выдох, фиксация - свободное дыхание. Время фиксации не
ограничено.
В стойке на руках выпрямляем ноги и складываем их в зеркально симметричный
- правосторонний - лотос (СТ-23).
Из стойки на руках с правосторонним лотосом СТ-23 возвращаемся в
урдхва-куккуттасану СТ-20-СТ-21. Опускаем голову на пол СТ-19-СТ-18 и выходим
в стойку на голове СТ-11.
Складываем ноги в правосторонний лотос и повторяем всю связку "верхний
петух - стойка на руках с лотосом" вплоть до положения СТ-23 включительно, в
котором лотос на этот раз будет левосторонним.