индийских натхов, таинственной йоге непальских пещерных отшельников,
янтра-йоге тибетских лам, даосских стилях цигун и тай-цзи, вьетнамской
практике зыонг-шинь и т. п., - с уверенностью можно утверждать одно: за
тысячелетия своего становления человечество не создало более радикального
средства тренировки тела, контролируемого расширения восприятия и развития
осознания, чем йогические технологии интегрального тренинга. Это однозначно.
Более мощных тренировочных методов не существует.
И именно в таком ключе я стараюсь рассматривать йогическую практику в этой
книге.
Стиль Йоги Восьми Кругов - достаточно современный технологический подход
человека к всестороннему осознанному развитию самого себя. Подход, который
основан не на упрощенных суррогатах, а на настоящих древних техниках,
тщательно отобранных и скомпонованных в концентрированные последовательности.
Эти последовательности вполне вписываются в напряженный образ жизни
современного человека и позволяют ему не просто абстрактно развить себя, а
сделать осознанным и творчески эффективным каждое свое действие, каждое слово
и каждую мысль. Не уйти в йогу, чтобы спрятаться от жизни, а наоборот - ввести
йогу в свою жизнь и обрести в ней неистощимый источник энергии и творческих
сил для кардинального решения задач каких угодно уровней сложности, для
прямого и непосредственного постижения любых аспектов бытия. Сегодня это может
быть только так. Ничто другое не имеет смысла. Впрочем, это всегда было так, и
если кто-то склонялся к иному мнению, то, вероятнее всего, только лишь из-за
недостатка неискаженной информации...
В этой книге я не стал в который раз перемалывать воду в ступе и всячески
попытался избежать бессмысленных повторений тысячу раз сказанного. Не думаю,
что это в полной мере мне удалось, ибо, как говорил Мастер Зы Фэн Чу (один из
моих учителей), "здесь принципиально невозможно придумать что-нибудь
новенькое". Но я очень старался, честное слово... Может быть, некоторые из
читателей отнесут это к недостаткам моей работы, текст которой покажется им
неоправданно сжатым. Однако я не вижу смысла превращать методическое пособие
начального уровня в толстенный энциклопедический справочник, детально
повествующий о множестве взаимосвязанных предметов и явлений. Действительно,
какой смысл лишний раз останавливаться на том, на чем кто-то когда-то уже
основательно остановился, и сделал это заведомо лучше, чем мог бы сделать я?..
Не проще ли отослать читателя к соответствующему первоисточнику? Тем более,
что целый ряд наиболее фундаментальных практических работ, сформировавших
мировоззрение не одного поколения "ищущих", вследствие своего небольшого
объема и кажущейся простоты как-то ненавязчиво проскользнул мимо "сферы
активного внимания" наших наиболее молодых современников, ошеломленных
завораживающим блеском химико-доктринальных и мартиально-психоделических
откровений от New Age... В то время как подавляющее большинство этих
откровений не содержит в себе ничего (или почти ничего), кроме "пищи для ума
живого и любознательного". И мне кажется, что многим из нас нынче было бы
нелишне ненадолго возвратиться к истокам. И взглянуть на них под несколько
иным углом зрения - из заоблачных высей интеллектуальных иллюзий сегодняшнего
информационного бума...
Читатели, принадлежащие к определенной категории "ищущих", могут вполне
обоснованно обвинить меня в том, что, увлекаясь изложением практики, я даю в
этой книге слишком мало "теории".
На это я отвечу, что, прежде всего, любая "теория" в области технологий
интегрального тренинга, как традиционных, так и ультрасовременных - это все
равно практика.
Кроме того, никаких собственных "теоретических разработок" у меня попросту
нет и никогда не было. А все то, что можно было бы (достаточно, впрочем,
условно) отнести к области "теоретического обоснования" практических методов и
что было преподано мне моими учителями, в частности Виктором ван Кутеном,
Анжелой Фармер и, конечно же, незабвенным Мастером Зы Фэн Чу, я уже попытался
обобщить в "Третьем открытии Силы". Не знаю, в какой степени мне было дано
преуспеть в решении данной задачи... Но это, похоже, не имеет значения... Как
и... Как и что?.. Впрочем, и это не важно...
А. С.
Киев, 1996.
ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ
ЙОГА КАК СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
Йога (Йога - (санскр.) единство, единение, осознание единства, интеграция,
целостность, дисциплина, упорядоченность...) как состояние есть то, что
именуют "состоянием осознания Единства". Или "состоянием единства Осознания".
Короче, йога - это именно то состояние сознания, в котором человек, исходя из
собственного опыта осознает, что Мир есть Одно... Что индивидуальное
самоосознание человеческого существа и самоосознание Мира как целостного
Единого - тождественны и одинаково абсолютны... Что это - ОДНО И ТО ЖЕ
ОСОЗНАНИЕ. Вряд ли необходимо лишний раз останавливаться на всех тех
преимуществах и фантастических возможностях, которые раскрываются перед
человеческими существами, достигшими этого состояния, - традиционно таких
людей называют "просветленными йогинами" или "Сиддхами". Личная воля
просветленного становится эквивалентной Воле Единого - главному управляющему
фактору реальности Мироздания как совокупности некоторого множества
параллельных миров, а личная сила такого человеческого (вернее,
сверхчеловеческого) существа поистине не ограничена ничем, кроме его
собственного намерения. Это обусловлено самой сущностью эволюции Мира -
процесса проявления Духа в материальном творении ради Его самоосознания.
ЕДИНОЕ И ЭВОЛЮЦИЯ МИРА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОЗНАНИЯ
Дух есть Ум - Универсальный Абсолютный Разум. В непроявленной однородной
беспредельности Пустоты, свернутой в Точку Небытия, где нет ни Пространства,
ни Времени, Он изначально пребывает в качестве потенциальной возможности
проявления любых форм разума в Мире, сотворенном взрывом нарушения
однородности. Обусловленность такого взрыва проистекает из внутренне присущего
Духу устремления к самоосознанию. Осознание как таковое в непроявленности
пустотного Небытия невозможно, ибо осознавать там нечего, некому и нечем. Для
реализации самоосознания Духу необходимо сотворить нечто, в чем Он был бы
полноценно проявлен. Это нечто должно содержать в себе как объекты, могущие
быть осознанными, так и инструменты, в которых воплощается осознание.
Будучи неявным в самом себе, устремление Духа к самоосознанию проявляется,
преобразуясь в Намерение. Последним же генерируется Воля - ключевая
действующая единица осознания в Мире.
Воля взрывает Непроявленное, дифференцируя покоящуюся однородность на два
потока реальности - поток движения и поток не-движения. Тем самым абсолютная
Пустота заполняется порожденной из Нее же не-Пустотой. Как следствие, Точка
Небытия внутри себя разворачивается в Бытийную Бесконечность, производя
Пространство вкупе со Временем. Не взаимно уничтожающиеся вследствие слияния и
аннигиляции в Ничто, но поддерживаемые Волей в состоянии дифференцированного
динамического равновесия, потоки движения и не-движения дают высшую гармонию
динамики Проявленного Единого.
Таким образом, всякое явление вследствие самого своего существования
содержит в себе собственное противоявление. И преобразование Небытия в Бытие
всегда идет рука об руку с обратной трансформацией Бытия в Небытие. Их
взаимный переход друг в друга не есть процесс протяженный, но вечно мгновенная
динамика перманентного единства созидания и разрушения. Ибо там, где
порождается и уходит в небытие Мир сотворенного, Бесконечность тождественна
Точке, и Мгновение есть то же самое, что Вечность.
Все и Ничто вместе есть Единое - Дух в процессе созидания и разрушения
Мира, в процессе Универсальной эволюции. Сущность ее состоит в трансформации
потенции осознания, рассеянной в Изначальном Хаосе, в упорядоченное
концентрированное осуществленное самоосознание.
Каждое существо - Око, которым Единое глядит внутрь себя, и вместе с тем -
набор инструментов, посредством которого Дух обретает способность действовать
в сотворенном Им Бытии и постигать и осознавать самое себя, постигая и
осознавая сущность всего, Им в себе из самого себя созданного.
Формируя нас в себе как центры самоосознания, Единое предоставляет всем
нам равные шансы и помещает каждого в условия, наиболее подходящие для
эффективного накопления самоосознания именно данным конкретным центром именно
в данной конкретной его жизни. То же, в какой степени нам удастся
воспользоваться предоставленной нам возможностью, зависит только от нас самих.
Существо, которое по каким-либо причинам отказывается от участия в
процессе накопления самоосознания (а так поступает абсолютно подавляющее
большинство людей, и по определенным причинам это вполне естественно),
рассматривается как инструмент неэффективный. Накопленное им индивидуальное
осознание необратимо разрушается смертью, а заключенная в его структуре
энергия перераспределяется, дабы быть принятой теми, кто безупречен.
Соревнование здесь неизбежно, ведь если все существа будут жить одинаково
эффективно, то не накопление упорядоченного осознания будет иметь место, а
лишь изменение характера хаотичности его распределения. Из миллионов
воплощенных существ в каждый следующий круг игры выходят единицы избранных.
Остальные воплощаются вновь и начинают накапливать индивидуальное
самоосознание с самого начала. Правда, их структура строится уже с учетом