Московский Гештальт Институт
Гештальт-2001
Сборник материков Московского Гештальт Института за 2000 год
Главный редактор Даниил Н.Хломов
Редакционная коллегия: Н.Б. Кедрова, Е.Р. Калетеевская, Е.С. Мазур, Денис Н. Хломов
Подготовка к печати: М.Г. Андреева. М.Д. Соколенко
Художественное оформление: Денис Н. Хломов
© 2001 Московский Гештальт Институт
© 2001 оформление Денис Н. Хломов Обложка, оформление
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ РЕДАКЦИИ............................................................4
АРНОЛЬД БЕЙССЕР
Парадоксальная теория изменений...............................6
ГАРИ ЙОНТЕФ
Гештальт-терапия: введение........................15
ВЛАДИМИР ФИЛИПЕНКО
Правила хорошего тона в гештальт-терапии и психоанализе ......25
ЕЛЕНА МА3УР
Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии: соотношение гештальт и экзистенциальной терапии .................40
ЕЛЕНА КАЛИТЕЕВСКАЯ
Гештальт-терапия нарциссических расстройств личности ..........50
КАТЕРИНА БАЙ-БАЛАЕВА
Супервизия ........................................................60
МАРИЯ АНДРЕЕВА
История одного присутствия.............................68
ТАТЬЯНА СИДОРОВА
Психологический аспект наркотической зависимости........
ЕЛЕНА ПЕТРОВА, ВЛАДИМИР МАТКОВ
Гештальт и Восточная медицина.........................................................89
ОТ РЕДАКЦИИ
Здравствуйте, дорогие читатели!
2001 год знаменателен для гештальт-терапии двумя событиями. Самой гештальт-терапии исполняется 50 лет, так как слово «гештальт-терапия» было введено в обиход Ф. Перлзом. Л. Перлз в 1951 году. В течение этого времени гештальт-терапия проявилась вначале как часть нео-психоаналитического направления в начале 50-х гг. (наряду с концепциями К.Хорни, С.Салливана, Э.Фромма, В.Райха), затем стала революционным движением в психотерапии 60-х годов, пережала период упадка через некоторое время после смерти Ф. Перлза, затем вновь восстановила свои позиции, распространилась из Соединенных Штатов в Европу, Латинскую Америку и Россию.
В этом же году исполняется 10 лет существования гештальт-терапии в России. 10 лет назад прошла первая конференция по гештальту. 10 лет назад все теперешние российские гештальт-терапевты и гештальт институты были одной командой. Возник первый в России Московский гештальт Институт. Но свобода и стремление к индивидуализму, присущие гештальт-терапии, делают свое дело. Вот и в прошлом году образовалась еще одна организация, и теперь в Москве четыре гештальт организации: Гештальт Форум Бориса Новодержкина, Институт Гештальта и Психодрамы Нифонта Долгополова и Институт Гештальт-терапии Олега Немиринского.
В Московском Гештальт Институте в настоящий момент в разных концах действует больше 40 разных учебных программ, в которых участвует более 700 студентов. Мы подсчитали эти сведения, когда готовили документы МГИ для вступления в Европейскую ассоциацию гештальт терапии. В ближайшем номере будут опубликованы стандарты европейской ассоциации гештальт-терапии, по которым будут вестись обучающие программы МГИ.
Наш Институт по прежнему является членом FORGE, AAGT, IGT и других гештальт-терапевтических сообществ. Пора организовывать собственную национальную ассоциацию, которая объединяла бы тех людей, которые внесли большой вклад в развитие гештальт-терапии в России. В течение этих 10 лет мы каждый год проводили зимнюю конференцию, каждый год она проходила в феврале. В этом году мы пригласили принять участие в этом событии двух людей, которые оказали самое большое влияние на развитие гештальта в России. Это Сигрид Папе, которая проводила первую длительную практическую группу по гештальт-терапии, в результате чего возникло тело гештальт-терапевтической практики, и Жан-Мари Робин, благодаря которому у этого тела образовалась теоретическая голова. В течение этих 10 лет в гештальт-терапии в Росси было много радостных событий, были и драматические, но гештальт-терапия жила и развивалась, были программы Томаса Бонгарда, Сержа Жинжера, Фриды Шарп, Йоргана и Евы Ферхлад, Боба Резника. Наше гештальт сообщество получило много тепла и поддержки от наших зарубежных коллег, благодаря этому и мы имеем возможность оказывать поддержку дальнейшему развитию гештальт-терапии.
В этом году наконец издана на русском языке первая теоретическая книга по гештальт-терапии «Эго, голод и агрессия» Ф. Перлза. Наконец все заинтересованные люди смогут ознакомиться с теорией ментального метаболизма, определяющего отношения организм - окружающая среда, обнаружить не только различия гештальт-терапии и психоанализа, но и глубокую связь этих направлений.
В этом сборнике мы публикуем перевод знаменитой работы Бейссера «Теория парадоксального изменения», самой цитируемой работы по гештальт-терапии, главу из «Введения в гештальт-терапию» Гари Йонтефа и Джима Симкина, в которой обозначены основные отличительные признаки гештальт-терапии как важного направления в современной психотерапии. Этими материалами мы продолжаем теоретическое направление, которое было представлено в нашем журнале статьями Ж.-М. Робина, Р. Резника, Д. Хломова. Следующие две работы посвящены обозначению границ между гештальт-терапией и смежными областями: психоанализом и экзистенциальной психотерапией, это работы В. Филипенко и Е. Мазур. Тема нарциссизма всегда присутствует в нашем журнале, и на этот раз она представлена статьей Е. Калитеевской. Теме супервизии посвящена статья Е.Бай-Балаевой. Феноменологическая составляющая гештальт-терапии представлена в статьях М. Андреевой и Т. Сидоровой, посвященных конкретным терапевтическим случаям, и в статье Е. Петровой и В. Маткова, посвященной работы с тревогой.
Хочется выразить благодарность тем, кто принимал участие в подготовке этого сборника к выпуску: Денису Хломову, Маше Андреевой и Марине Соколенке. Спасибо.
Будем надеяться, что вы получите удовольствие от этого выпуска Гештальт-2001,
Главный редактор Даниил Хломов.
ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
АРНОЛЬД БЕЙССЕР
Эта короткая статья "Парадоксальная теория изменений", исключая работы самого Фредерика Перлза, относится к источникам, наиболее часто цитируемым в литературе по гештальт-терапии. Впервые она была опубликована в 1970 году в книге Фэджена и Шеферд "Гештальт-терапия сегодня" (Harper Colophon Book)
Почти полвека, главную часть своей профессиональной жизни в психотерапии, Фредерик Перлз провел в конфликте с академической психиатрической и психологической общественностью. Он бескомпромиссно трудился в своем собственном направлении, которое часто вступало в схватки с представителями принятых и умеренных взглядов. В последние несколько лет, однако, Перлз и его гештальт-терапия обнаружили неожиданную гармонию с весьма большим сегментом поля, включающего теорию психического здоровья и профессиональную психотерапевтическую практику. Эти изменения произошли не потому, что Перлз модифицировал свою позицию, хотя его работа и претерпела некоторую трансформацию, но из-за того, что направления и положения этого поля придвинулись ближе к нему и его работе.
В конфликте Перлза с существующим порядком вещей содержатся семена его теории изменений. Он не описывал специально эту теорию, но она находится в основе большинства из его работ и подразумевается в практике техник гештальт-терапии. Я буду называть ее парадоксальной теорией изменений по причинам, которые далее станут очевидными. Говоря кратко, она состоит в том, что изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кем он есть, а не тогда, когда он старается быть тем, кем не является. Изменения не возникают посредством принудительной попытки самого индивида или другого человека изменить его, но они происходят, если тот находит время и силы быть тем, кем он есть - полностью отождествить себя с тем, что происходит с ним в настоящем. Отрицая какую-то особую роль агента изменений, мы делаем возможными осмысленные и регулярные изменения.