Сталин смотрел на Будягина. Глаза его потемнели, стали коричневыми. Потом он отошел к окну и, стоя спиной к Ивану Григорьевичу, сказал.
- Но не все молодые люди - это НОВЫЕ силы. Я как-то летом ехал по Арбату, смотрю: на углу стоят молодые бездельники в заграничных плащах, смеются. Спрашивается: что им дороже - советская родина или заграничный плащ?
Заговорил о молодых людях. Значит, ему известно о ходатайстве за Сашу.
- Можно носить заграничный плащ и любить советскую родину, - сказал Будягин.
- Ты так думаешь? - Сталин повернулся к нему. - Я ТАК не думаю. МОИ дети не ходят в заграничных плащах, МОИМ детям нравится наше, советское. МОИМ детям негде доставать заграничные плащи. Спрашивается: откуда ТЕ их достают?
Может быть, он имеет в виду Лену? Кто-нибудь съехидничал: "Дочка Будягина ходит в заграничных платьях". Сталин всегда придавал значение мелочам, прислушивался, пускал их в ход, когда хотел показать свою осведомленность, гордился умением _обобщать_ мелочи, делать из них _выводы_.
- На мне тоже заграничный костюм, - сказал Будягин, давая понять, что, прожив почти десять лет за границей, он и его семья, естественно, покупали там себе одежду.
Сталин понял намек, с насмешливой уважительностью развел руками.
- Ну... Ты ведь у нас деятель международного масштаба, где нам до тебя?..
Он медленно приблизился к Будягину, протянул вдруг руку, коснулся его головы.
- Молодой совсем, черноволосый, красивый...
Будягин подумал, как легко может быть снесена голова, до которой Сталин сейчас дотронулся. Сталин опустил руку, точно понял мысль Будягина, усмешка снова тронула его усы.
- Ты, Иван, всегда был спорщик, отчаянный, неисправимый полемист.
Он опять подошел к окну, снова стал спиной к Ивану Григорьевичу, снова заговорил:
- Мы любим нашу молодежь, молодежь - наше будущее. Но ее надо воспитывать. Молодежь следует растить, как садовник растит дерево. Ей не надо льстить, не надо подлаживаться, нельзя прощать ей ошибок...
Да, он о Саше. Показывает свою осведомленность. Малую ее часть. А когда понадобиться, выложит всю.
- ...Не надо искать у молодежи дешевой популярности, - продолжал между тем Сталин. - Народ не любит вождей, ищущих дешевой популярности. Ленин не искал, не расхаживал по улицам. Народ не любит вождей-краснобаев, Троцкий какой был говорун, а что от него осталось?
Этот шар пущен в Кирова. Киров ходит пешком по ленинградским улицам, Киров - лучший оратор партии. Что стоит за этим? Нет, от Кирова и Орджоникидзе он пока не откажется. Время еще не пришло. А сейчас он начинает с него, прощупывает как человека, близкого Кирову и Орджоникидзе еще со времен обороны Астрахани и военных операций на Северном Кавказе. Для этого и вызвал. Международные проблемы его не интересуют. Если бы интересовали, он вызвал бы год назад.
Как всегда, в Сталине поражала откровенность высказываний о близких людях, убеждение, что его слова не будут переданы. Намекни Будягин Кирову или Серго о том, что он здесь слышал, он будет ошельмован как интриган. Ведь ничего плохого Сталин не сказал, только подметил стремление Орджоникидзе видеть в ЦК побольше хозяйственников и высказал законное опасение за свободу и открытость, с какой Киров расхаживает по ленинградским улицам.
- Кстати, - спросил Сталин, не оборачиваясь, - что за человек Кодацкий? Он кажется, при тебе был в Астрахани?
- Да, был, ведал Облрыбой. Ты, наверно, тоже его знаешь, он председатель Ленинградского горсовета.
Сталин сделал вид, что не заметил скрытой язвительности ответа, спокойно сказал:
- А ведь Кодацкий - зиновьевец.
Будягин искренне удивился:
- Кодацкий? Он выступал против Зиновьева.
- Да, выступал как будто... - согласился Сталин. - А когда ленинградские рабочие потребовали исключить Троцкого и Зиновьева из партии, товарищ Кодацкий не проявил большого восторга. Колебался. В таком вопросе! И тогда сам товарищ Киров предложил освободить его от должности секретаря Московского-Нарвского райкома партии. Освободили. Придержали в совнархозе. А теперь выдвинули в председатели Ленсовета. Вместо председателя Ленсовета Григория Зиновьева новый председатель - тоже зиновьевец. Как это должны рассматривать ленинградские рабочие?
- Кодацкий, насколько я знаю, в оппозиции не участвовал, - сказал Будягин. - Если он проявил колебание в организационном вопросе, то от такого рода колебаний никто не избавлен ни сейчас, ни тем более восемь лет назад.
- Никто не требует крови товарища Кодацкого, - равнодушно сказал Сталин и повернулся к Будягину. - Все же в _такой_ организации, как ленинградская, следует быть осмотрительнее в подборе кадров. Впрочем, партия доверила товарищу Кирову выбирать помощников по собственному усмотрению. Не будем вмешиваться.
Последняя фраза звучала предупреждением, что разговор о Кодацком носил не официальный, а личный характер. Уже для формы, для завершения визита Сталин задал вопрос, которого Будягин и ожидал:
- Что Гитлер?
- Гитлер - это война, - ответил Будягин.
Сталин помолчал, потом спросил:
- У него есть чем воевать?
- Промышленный потенциал Германии высок. Ей вооружиться не трудно.
- Ему позволят вооружиться?
- Он не будет спрашивать разрешения.
- Он удержится у власти?
- По-видимому, да.
Сталин опять помолчал, провел пальцем под белым воротничком.
- Немцы будут воевать?
- Заставят - будут.
Медленно, внушительно Сталин произнес:
- Англия и Франция навязали Германии Версаль, репарации, раздели до нитки, отобрали колонии, Судеты, Данциг, Польский коридор, отрезали Восточную Пруссию. С кем же собираются воевать немцы?
- Англия и Франция попытаются сторговаться с Германией за наш счет.
Сталин взглянул на Будягина. Все ясно: не считает нужным скрыть свою точку зрения, наоборот, считает нужным заявить ее тут, перед ним, в его доме.
Все же, сохраняя видимое спокойствие, он сказал:
- Англия и Франция никогда не допустят в сердце Европы сильной Германии. Наоборот, мы заинтересованы в сильной Германии - противовесе Англии и Франции.
- Для нас Германия - угроза самая реальная, - ответил Будягин убежденно.
Сталин нахмурился.
- Преувеличивать германскую опасность - значит, преуменьшать главную опасность. Безусловно, английские империалисты в этом заинтересованы. Но мы, советские люди, в этом не заинтересованы.
- Я остаюсь при своем мнении, - сказал Будягин.
- Поэтому ты больше не там, где был, - не сводя глаз с Будягина, ответил Сталин. Будягин выдержал его взгляд.
Сталин помолчал, потом, не глядя на Будягина, как бы обращаясь к кому-то еще, произнес:
- Партии не нужно щеголянье _оттенками_ мнений, Партии нужна деловая работа. Тот, кто этого не понимает, не нужен партии.
- Нужен ли я партии, решит партия, - сказал Будягин.
Сталин сел за стол, отвернулся, взял в руки книгу.
- Я занят. _Извините_.
24
Дверь за Будягиным закрылась. Сталин отложил книгу, встал, с трубкой в руке прошел по комнате, остановился у окна, посмотрел на привычное желто-белое здание Арсенала, на расставленные по фасаду медные пушки.
Дипломат из Мотовилихи! Не разоруженная Германия, а японские войска в Маньчжурии, в тылу нашего Дальнего Востока - вот опасность. Как ни ограничен Будягин, он это тоже понимает. И не из-за Гитлера он пришел. Пришел объявить, что в партии существуют силы, имеющие свою точку зрения, сохраняющие право ее иметь и в нужную минуту противопоставить _его_ точке зрения. Он пришел не по собственному разумению, слишком мал для этого. Он пришел по _поручению_. От тех, кто якобы помог _ему_, Сталину, разгромить противников, на кого _он_ будто бы опирался, опирается и должен опираться, иначе они отстранят _его_ так же, как отстранили _тех_. Они убеждены, что _он_ всем обязан им.
Они глубоко заблуждаются. Истинный вождь приходит САМ, своей властью он обязан только САМОМУ СЕБЕ. Иначе он не вождь, а ставленник. Не они выбрали его, а он их выбрал. Не они его вытолкнули вперед, а он их вытянул за собой. Не они помогли ему утвердиться, а он их поднял до высот государственной власти. Тем, что они есть, они стали только потому, что были рядом с ним.
Кому обязан Ленин? Лондонским и женевским эмигрантам? Кому обязан Петр? Меншикову? Лефорту? Наследственность власти существа дела не меняет. Для того чтобы возвыситься до вождя, монарх должен уничтожить окружение, привыкшее видеть в нем марионетку. Так было с Петром, так было с Грозным.
_Он_ стал вождем не потому, что ему удалось разгромить своих противников. Он разгромил своих противников потому, что он вождь, именно _он_ предназначен вести страну. Его противники не понимали этого и потому были разгромлены, они не понимают этого даже сейчас и потому будут уничтожены. Неудачливый претендент - всегда потенциальный враг.
История остановила на нем свой выбор потому, что он единственный владеет секретом верховной власти в _этой_ стране, единственный знает, как руководить _этим_ народом, до конца знает его достоинства и недостатки. Прежде всего - недостатки.
Русский народ - это народ коллектива. Община - извечная форма его существования, равенство лежит в основе его национального характера. Это создает благоприятные условия для общества, которое он создает в России. Тактически ленинский НЭП был правильным маневром, но "всерьез и надолго" - уже ошибка. Маневр - это временная сделка с крестьянством для получения хлеба. "Всерьез и надолго" - политика, рассчитанная на фермера, а фермер - это путь неравенства, противопоказанный психологическому складу народа. Сталин подошел к шкафу, вынул том Ленина с заложенными страницами, снова перечитал: "Чтобы достигнуть через НЭП участия в кооперации поголовно всего населения... Для этого требуется целая историческая эпоха... Без поголовной грамотности, без достаточной степени толковости, без достаточной степени приучения населения к тому, чтобы пользоваться книжками, и без материальной основы, без известной обеспеченности, скажем, от неурожая, от голода и т.д., без этого нам своей цели не достигнуть". Он закрыл книгу, поставил на место. Это путь привития мужику чуждой ему психологии фермера. А фермеру диктатура пролетариата не нужна. Фермера, собственника, индивидуалиста надо задушить в русском мужике в самом зародыше. Кооператив? Да. Но такой, где крестьянин будет простым работником. _Он_ проделал это, и это была вторая революция в России, не менее значительная, чем Октябрьская: в Октябрьской революции мы имели мужика на своей стороне, при коллективизации мы имели его против себя. Да, нужны и книжки, и науки, и борьба с неурожаем... Все это нужно. Но не как предшественники коллективизации, а на _основе_ коллективизации. _Он_ так и поступил: сначала коллективизация, потом культура.