Смекни!
smekni.com

Авторитарная модернизация и крупная промышленность Беларуси (стр. 56 из 91)

Упрощенно взаимодействие восточных и западных областей можно представить следующим образом: в Восточной Беларуси производится основная доля промышленной экспортной продукции, а западные области производят продовольствие для Восточной Беларуси и на экспорт. Причем ни промышленное производство на Востоке, ни сельскохозяйственное производство на Западе невозможны без плотного и последовательного взаимодействия всех региональных элит между собой. Результатом продолжения такого успешного взаимодействия в последние десятилетия перед распадом СССР должна была стать быстрая индустриализация в западной Беларуси на базе самых современных технологий.

Распад СССР остановил развитие этих внутренних тенденций. Углубились предпосылки к росту межрегиональных противоречий, которые пока нейтрализуются концентрацией власти в стране в руках силового ядра республиканской политической элиты, которой удалось остановить деиндустриализацию за счет активной внешней политики и административного подавления всех дезинтеграционных тенденций внутри общества. В случае неудачного исхода нынешней фазы борьбы белорусской промышленной элиты за спасение промышленного потенциала республики может произойти перекачивание властных полномочий в руки региональных правящих элит, которые в свою очередь вряд ли будут способны справиться с ростом внутренней напряженности на своих территориях. В этом случае вероятен быстрый рост межрегиональных противоречий и дезинтеграция страны, регионы которой будут мало заинтересованы далее в совместном сотрудничестве. Вся внутрирегиональная стабильность в стране базируется на успешном развитии белорусской экспортной промышленности, и от того, насколько эффективна промышленность - настолько эффективна и внутренняя белорусская стабильность.

Принципиально важным фактором для развития межрегиональных отношений выступают в Беларуси демографические тенденции. Выходцы из западной части Беларуси уже к моменту переписи 1989 года составляли около половины или несколько более от численности населения всей республики.

По линии советско-польской границы 1921-1939 годов Беларусь четко делится на два региона, население которых обладает разным историческим опытом и в некоторых случаях - своеобразной региональной субкультурой. Территория Западной Беларуси составляет около 40 процентов от территории республики. Здесь проживает примерно четыре миллиона человек. Для примера западная часть Украины - это примерно двадцать процентов территории государства и столько же - населения.

В послевоенное время в разных частях Беларуси установилась не только разная экономическая специализация, но и закрепилась разная социально-экономическая структура. В Восточной Беларуси (с учетом Минска) большинство населения проживает в городах. В деревне здесь живет около четверти населения. Причем до 70 процентов из них - люди пенсионного или предпенсионного возраста.

В Западной Беларуси в городах проживает около половины населения. Деревня на Западе лишь в течение последних пяти-семи лет перестала физически самовоспроизводиться. В Западной Беларуси находится всего два города численностью около 300 тысяч человек - Гродно и Брест. В то время как на Востоке расположены самые крупные города республики.

В Западной Беларуси находятся центры всех трех основных конфессиональных групп, к которым принадлежит население республики. Причем свыше половины всех местных церковных общин находятся в деревне и как правило имеют непрерывную общинную традицию на протяжении многих десятков лет. Восточная Беларусь - практически нерелигиозна. Церковные общины в этом регионе расположены в основном в городах и возникли преимущественно после 1988 года.

В конечном счете Западная Беларусь - это регион полуаграрный, где сохранилась жизнеспособная традиционная деревенская культура, а Восточная Беларусь - регион индустриальный, где в основе региональных культур находятся крупные города.

В послевоенные годы произошел отлив значительной части сельского населения Беларуси за пределы республики. Только этнических белорусов в СССР за границами БССР согласно переписи 1989 года насчитывалось до двух миллионов человек. Они концентрировались преимущественно в крупных промышленных центрах России и Украины, в Сибири, Северном Казахстане и в Прибалтийских республиках.

Мигрировали в основном выходцы из восточных регионов БССР. В силу этой тенденции, а также более быстрой индустриализации востока Беларуси и более жестокой, чем на западе немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны демографическая структура на Востоке республики оказалась резко искажена. В аграрную западную Беларусь мигранты с востока практически не проникали. Группы неместного населения концентрируются в западной части государства только в крупных промышленных городах. Прежде всего в Бресте и в Гродно, где они составляют несколько менее половины населения этих городов. В целом доля мигрантов (выходцев не из этого региона) в населении западной Беларуси не превышает 10 процентов численности населения региона. В то же время на Востоке Беларуси в крупных городах проживают многочисленные выходцы из западной части республики. Численность мигрантов с запада в восточно-белорусских городах и прежде всего в Минске, Витебске, Полоцке, Новополоцке насчитывает от одного до полутора миллионов человек. То есть выходцы с Запада составляют в населении Беларуси около половины общей численности. Среди них выделяются как особая культурная группа поляки. Но этническая идентификация представителей этой группы столь подвижна, что определить численность действительных поляков очень сложно. Согласно переписи 1989 года поляков в Беларуси было около 400 тысяч. Но реально их, вероятно, меньше. В любом случае с учетом поляков и белорусов согласно той же переписи 1989 года коренное местное население Беларуси составляло не менее 82 процентов в численности всех лиц, проживавших с БССР. Послевоенные мигранты, сконцентрированные в основном в восточных областях - всего лишь 15-18 процентов. То есть доля западных белорусов, даже если отнять из числа “паспортных” поляков уже в 1989 году составляла не только порядка половины населения республики, но и около двух третей в численности самих белорусов, проживавших на территории БССР: всего белорусов было около 8 млн.. человек, из них около 5 млн.. - “западники”.

Более того, доля людей пожилого возраста в численности “восточников” как культурной группы непропорционально велика и составляет 30-40 процентов численности группы, в то время как у “западников” доля пожилых лиц колеблется между 20 и 30 процентами.

Степень сохранности семьи у выходцев из разных частей Беларуси также разная. В целом в 1996 году в Беларуси было разведено примерно 50 процентов браков от численности заключенных в этом же году. При этом в восточных областях, прежде всего в Могилевской было совершено 76 процентов от численности заключенных браков, а в Брестской - около 30 процентов. Такая же тенденция и соотношение разводов и браков по регионам, но при более низком общем уровне разводов наблюдается в Беларуси уже несколько десятилетий.

Если в течение ближайших 10-15 лет не произойдет валообразного возврата в Беларусь белорусов из бывших союзных республик, то после физического угасания ныне пожилых людей соотношение между разными культурными группами белорусов стабилизируется. Но при этом доля восточников в численности населения упадет достаточно заметно в силу как высокого процента пожилых лиц, так и низкого по сравнению с западниками темпа физического самовоспроизводства. Вероятно тогда, через 10-15 лет доля “восточников” составит порядка 25-30 процентов населения Беларуси, доля “западников” - вырастет до 55-65 процентов при росте доли не белорусов в населении республики за счет беженцев и нелегальных мигрантов до 20 процентов от примерного тех же 10 миллионов человек населения, которые имеются сейчас.

Фактически перед распадом СССР в Беларуси развернулась не только индустриализация западной части республики, но и - внутренний культурный переворот, когда в обществе стали преобладать выходцы из тех регионов, которые достаточно поздно вошли в состав СССР и сохранили высокую степень культурного отличия от населения Восточной Беларуси. Безусловно, что изменение демографического соотношения культурных групп белорусов влекло и влечет за собою постепенную утерю своего былого влияния представителей восточно-белорусских региональных элит и рост влияния “западников”. Этот общий фоновый показатель позволяет оценить степень потенциальной разрушительности межрегиональных отношений в Беларуси как достаточно высокий. К тому же межрегиональная или иначе говоря внутренняя культурная трансформация белорусского общества пришлась как раз на время экономического кризиса, связанного с распадом СССР, когда заметно ослабела консолидирующая роль Восточной Беларуси в силу сокращения промышленного производства, а также в силу нового специфичного фактора межрегиональных взаимоотношений - последствий аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.