Смекни!
smekni.com

Практикум по спортивной психологии, Волков И.П. (стр. 58 из 61)

Так и произошло. Перри и О'Брайен забрали золото и серебро, а Дональд вернулся домой с бронзовой медалью.

Следующие Олимпийские игры должны были состояться в Мехи­ко (1968). Дональд снова приехал, вошел ко мне и сказал:

— Я еду на игры в Мехико!
На это я сказал ему:

— Да, сейчас ты на четыре года старше, Дональд! И будет справед­
ливо, если в этот раз ты завоюешь золотую медаль!

И он вернулся домой с золотой медалью.

Уезжая в Токио через четыре года, он снова приехал ко мне и спро­сил:

— Что мне нужно будет сделать в Токио?
Я сказал ему:


272 Раздел 5. Психолого-педагогическоеобеспечениеподготовки...

— Требуется время, чтобы спортивные достижения созрели. При­
вези золото снова!

Он снова вернулся домой с золотой медалью и поступил в меди­цинский колледж учиться на зубного врача. И тогда выяснилось, что перед ним открываются две возможности, которые были для него оди­наково привлекательны, — стать врачом или остаться спортсменом?

Он снова пришел ко мне и сказал:

— Приближается официальное собеседование в колледже, и мне
надо делать выбор. Что мне делать с метанием ядра?

Я сказал:

— Дональд, люди всегда ограничивают себя в чем-то, это так! В ме­
тании ядра они ограничивали себя олимпийским рекордом, немного
превышающим восемнадцать метров, и это длилось многие годы. Чест­
но говоря, я не знаю, как далеко можно толкнуть ядро, но на восемна­
дцать с половиной метров это уж точно! Но я считаю, что люди, подоб­
ные тебе, способны толкнуть ядро на двадцать один метр. Так почему
бы тебе не толкнуть его хотя бы метров на девятнадцать-двадцать?

Если не ошибаюсь, он толкнул его на двадцать метров десять сан­тиметров, и этим сделал свой выбор и продолжил спортивную карьеру. В следующий раз он пришел ко мне и снова спросил:

— И что мне делать теперь, на сколько толкать ядро?
Я сказал:

— Дональд, ты доказал, что олимпийский рекорд, державшийся
так долго, преодолим. Ты перешел двадцатиметровый рубеж, но это
еще только начало. В следующий раз посмотри, насколько близко ты
можешь подобраться к отметке в двадцать один метр.

Дональд слушал и в ответ сказал только одно слово:

— Хорошо! — И он толкнул ядро на двадцать метров семьдесят
сантиметров.

О том, как я готовил Дональда Лоуренса, я рассказал тренеру сбор­ной штата Техас. Этот тренер слушал очень внимательно и потом ска­зал:

— Для соревнований по толканию ядра я готовлю Мастерсона.
Когда тренер рассказал Мастерсону, как я готовил Дональда Ло­
уренса, Мастерсон сказал:

— Если Эриксон готовил Дональда Лоуренса к рекорду таким об­
разом, то я собираюсь посмотреть, насколько дальше мне удастся толк­
нуть ядро, чем Дональду Лоуренсу.

И он толкнул его на двадцать один метр. Сейчас, если не ошиба­юсь, он улучшил этот свой результат еще на десять сантиметров.


Тема 2. Психологическаяпомощьспортсменамитренерам 273

История 2. Психологическая помощь с использованием эффекта ожи­дания успеха1.

Играя в гольф, вы попадаете в первую лунку, а потом должны по­пасть во вторую за определенное число ударов. И тогда возникает во­прос: «Можете ли вы так же успешно поразить и третью лунку?» По­этому о каждой следующей лунке вы думаете как о первой. Подсчет очков по лункам вы оставляете судье.

Ко мне подошел один из игроков и сказал:

— Обычно я получаю около семидесяти с небольшим очков, и я хо­
чу выиграть чемпионат штата, прежде чем уйти в профессиональный
гольф. Я хочу победить на любительском чемпионате штата Аризона.
Но каждый раз, участвуя в турнире, я заканчиваю игру со счетом в де­
вяносто с небольшим очков. Играя один, я могу понизить этот резуль­
тат до семидесяти с небольшим.

Я ввел его в состояние транса и сказал ему:

— Ты будешь бить только по первой лунке. Ты будешь помнить
только об этом. И на соревновании ты будешь играть один, соревнуясь
с самим собой}.

Он играл на следующем турнире штата. Сыграв по восемнадцати лункам, он собирался ударить по следующей, но кто-то остановил его и сказал: «Ты уже бил по восемнадцатой лунке». А он ответил: «Нет, я только что ударил по первой». Затем он спросил: «Откуда взялись все эти люди?» Он выиграл турнир штата.

Комментарий психолога Л. Хоффмана :

Мы можем увидеть в вышеописанных Милтоном Эриксоном слу­чаях психологической работы со спортсменами и тренерами, как Эрик­сон использует трюизмы3, чтобы дать установку. «Сейчас ты на четыре года старше, Дональд. Будет справедливо, если ты завоюешь золотую медаль!» Первая часть утверждения верна. Вторая часть еще только может оказаться верной. Соединяя их вместе, Эриксон отождествля­ет эти части, уравнивает в их истинности в сознании Дональда.

Предлагая Дональду вернуться домой с бронзовой медалью, он по­казывает немалую долю сознательного контроля и точного расчета в

1Там же. С. 97-99.

2Линн Хоффман — ученик Милтона Эриксона, работает в Институте семейной тера­
пии Акермана (США).

3Трюизм — общеизвестная, избитая истина; словесное выражение, не требующее про­
верки на истинность, стразу принимаемое на веру и повышающее тем самым внушае­
мость индивида. — Примеч. сост.


274 Раздел 5. Психолого-педагогическоеобеспечениеподготовки...

росте спортивных достижений атлета. Такой вид самоконтроля кон­троля оказывается даже эффективнее для развития спортивного та­ланта Дональда, чем стремление к титулу олимпийского чемпиона на этих самых крупных соревнованиях. И когда спустя четыре года Эрик-сон подсказывает мысль, что Дональду уже следует завоевать золо­тую медаль, то это уже было обусловлено предыдущими проявления­ми сознательного контроля роста спортивного мастерства атлета.

И наконец важно помнить, что существенным отличием этой исто­рии является то, что Дональд Лоуренс — это реальная личность и что он на самом деле выигрывал на Олимпийских играх. Изменено толь­ко имя и некоторые малозначительные факты. Позитивные сдвиги подобного рода не являются плодом теории или фантазии Эриксо-на — мастера по гипнозу и трансу. Дональд мог улучшать результаты шаг за шагом. Эриксон начал с того, что напомнил ему о том, что он уже знал. Вспомним историю Роджера Бэннистера, который побил четырехминутный рекорд в забеге на милю. Как Бэннистер добился этого? Прежде всего он изменил свой образ мышления, он стал рабо­тать с секундами вместо минут, переведя четыре минуты в 240 секунд. Стратегия же Эриксона в работе с Д. Лоуренсом свелась к тому, чтобы заставить Дональда мыслить не метрами, а сантиметрами в толкании ядра, т. е. мыслить о привычных вещах по-другому. А изменив, подоб­но Роджеру Бэннистеру, свое мышление, Дональд смог преодолеть психологические препятствия к улучшению спортивного результата. Эриксон вносит всего лишь небольшое изменение в самовосприятие Дональдом своих возможностей в метании ядра путем снятия в созна­нии атлета разницы между семнадцатью метрами и семнадцатью мет­рами и одним сантиметром. Он ловко вводит это совсем малозаметное маленькое изменение в сознание спортсмена, а затем возводит на нем всю мотивационную пирамиду стремления атлета к своему будущему рекорду. И эта мотивационная пирамида сработала, спортсмен добил­ся своей цели, ибо цель — сущность любого мотива.

Любая психологическая проблема рождается в настоящем време­ни, «здесь и сейчас», затрагивает как прошлое, так и будущее. Эрик­сон прекрасно понимает, что если вы сумеете по-иному осознать про­шлое в настоящем времени, то этим самым вы измените и будущее, т. е. на две трети проблема будет уже решена в настоящем. Поэтому если вы будете думать в гольфе о каждой лунке как о первой, то не бу­дет тревожности, проистекающей из прошлых неудач в ударах по лун­кам. Искоренив таким образом неудачное прошлое, вы меняете буду-


Тема 2. Психологическаяпомощьспортсменамитренерам 275

щее, поскольку будущее в таком случае может содержать только по­ложительные ожидания первой попытки.

История 3. Сочетание внушения и убеждения в работе со спортсме­нами .

Однажды тренер армейской спортивной команды стрелков прочи­тал о гипнозе и решил, что гипноз может помочъ его команде победить в соревнованиях с русской командой. Команды тренировались в Джор­джии. Соревнования должны были проходить в Сан-Франциско, и они остановились в Фениксе. Тренер привел ко мне команду и спро­сил, могу ли я подготовить ее так, чтобы она смогла победить русских на международных соревнованиях.

Я объяснил ему: «Я стрелял из ружья дважды, когда был подрост­ком. Я знаю, что есть ствол и приклад, и на этом мои познания в облас­ти ружей заканчиваются. Я врач. Я знаю все, что мне нужно знать о че­ловеческом теле. Я буду тренировать вашу команду. Они знают ру­жья, а я знаю медицину».

Командир был разъярен, когда узнал, что гражданский человек бу­дет тренировать команду стрелков, и включил в состав двух человек, которые в течение двух лет пытались создать стрелковую команду. Я не знаю, какая была квалификация у команды, но ее балл на сорев­нованиях составил шестьдесят с лишним. А те двое, тренировавшиеся в стрельбе все свое свободное время, едва набрали сорок баллов. Ины­ми словами, о команде им оставалось только мечтать.

Когда я узнал, что на соревнованиях делается сорок выстрелов подряд, то первым делом говорил стрелку следующее: «Я знаю, что сделать первое попадание в "десятку" несложно. Вопрос вот в чем: сможете ли вы сделать это дважды?