Смекни!
smekni.com

Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия (стр. 104 из 105)

Дополнительным фактором при осуществлении подобного судебного процесса является эмоциональный стресс и напряженность для бывшего члена культа. Культ в своей защите не колеблется доказывать, что группа не была причиной боли и утраты истца. Поступая подобным образом, культ будет использовать - к своей выгоде и к ущербу бывшего члена - какую угодно личную и конфиденциальную информацию, которой он располагает относительно экс-культиста и его семьи, друзей и знакомых.

Время, необходимое для участия экс-культиста в судебном процессе, как мы знаем, часто является существенным и тянется подолгу, обеспечивая еще одно препятствие для процесса выздоровления и способности бывшего члена заново организовать его жизнь.

Я не отговариваю безоговорочно от судебного процесса и обращаю внимание на то, что немногие люди заставляли его работать для них, добиваясь соответствующего юридического возмещения за причиненное зло, а другие достигали значительной степени самоуважения, получив возможность противостоять своему угнетателю на юридической арене.

БОЛЕЕ ШИРОКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Помимо безотлагательных юридических вопросов, которые возникают, когда член покидает деструктивную группу, существуют также более широкие общественные проблемы.

Насилие в отношении женщин и детей

Внутри тоталитарных групп существует модель преследования слабых сильными. Наиболее преобладающим является систематическое насилие в отношении женщин и детей (смотрите Главы 17 и 18) посредством применения деспотической власти и требования совершенного исполнения. Самая первая резолюция, единогласно принятая Межрелигиозной коалицией озабоченности (the Interfaith Coalition of Concern) относительно культов в муниципальном районе Нью-Йорка, была осуждением насилия в отношении женщин и детей со стороны тоталитарных групп.

Стало ясно, что совершение подобного насилия не ограничивается религиозными группами. Эксплуатация слабого, наивного, доверчивого и уязвимого является проблемой, тревожащей наше общество и другие общества во всем мире. Группы, работающие над защитой жертв от деструктивных культов, работают более тесно с группами тех, кто оказался жертвами других форм семейного или общественного насилия.

В ряде государств были успешными государственные действия по выводу детей из оскорбительных групп, чтобы спасти их от дальнейшего вреда. В некоторых случаях суды поддерживали государственную заинтересованность в здоровье и благополучии несоврешеннолетних подростков против сопротивления родителя, который подчиняется неоспариваемому авторитету лидера группы с безусловным повиновением. В других случаях, к сожалению, не преуспели в спасении этих детей. Значительная дискуссия все еще продолжается относительно отказа от медицинского лечения детей (смотрите Главу 17).

Прогресс в отношении сексуального насилия и преследования женщин был медленным. Все больше и больше свидетельств подобного типа насилия выходили на поверхность, большая их часть относится к насилию власти и деструктивных ритуалов.

Большое разнообразие насильственных групп

Годы публичного просвещения, предпринятого критиками тоталитарных групп, повысило общественную осведомленность относительно деструктивных последствий для тех, кто подчиняет свое собственное независимое суждение культовым группам. Просвещение и гласность также повысили понимание риска в насильственных психологических группах, которые не являются полностью вставшими на ноги культами. В самом деле, подобная насильственная практика может иметь место в группах, которые стремятся к хорошей цели, например, к такой, как излечение от злоупотребления наркотиками или снижение веса. Подобным образом мы стали больше знать о насильственных методиках в психологическом благосостоянии групп, “спортивных клубов” и определенных мастеров или “Свенгали” (Svengalis) в искусстве. Ничто не иллюстрирует так наглядно неуместность провозглашенных культами целей, как изучение разнообразия подчиненных вопросов, охватываемых ими. Власть и прибыль являются единственными общими объединяющими элементами.

Политические угрозы

Колеблющееся осознание политической угрозы для нашего общества, представляемой тоталитарными и контролируемыми культами группами растет. Деятельность Партии Нового альянса, политических партий Линдона Ла Роша и фронтовых групп, а также Партии естественного закона Трансцендентальной Медитации недавно вызвали оживленные выразительные дебаты. Все эти группы выкачивали поддержку из федеральных источников. Церковь Унификации была подвергнута внимательной проверке из-за ее политически активных передовых групп и ее вкладов в ультраконсервативные политические организации здесь и за границей. Кроме того, внимание было направлено на практику ряда групп, которые стремятся создать или очистить общество на религиозной или этнической почве и стремятся кооптировать или подкупать предложением денег в обмен на власть и контроль.

Религиозные группы

В течение этого периода многие традиционные религии начали понимать и беспокоиться относительно групп, которые стали насильственными. Беспокойство относительно них и вреда, который они причиняют своим членам, часто становилось предметом обсуждения среди религиозных лидеров основного направления (смотрите Главу 12). Надеюсь, эта озабоченность свидетельствует о склонности, уходящей в сторону от использования религиозной мотивации в качестве иммунитета к признанию гражданской ответственности независимо от религиозной мотивации.

Экономическая власть и юридическая система

Тоталитарные групы владеют экономической властью и используют ее в качестве социального и юридического рычага. Нет числа количеству людей, которые открыли, что владение обоснованным юридическим правом бесполезно против группы, которая может сделать его проведение в жизнь экономически непрактичным. Как юрист, я очень хорошо знаю о неполноценности нашей юридической системы, когда одна сторона имеет “глубокий карман” экономических ресурсов. Противнику с меньшими ресурсами можно помешать добиться справедливости из-за, по-видимому, бесконечного полчища противостоящих юристов, навязывающих несметные издержки и добивающихся бесконечных отсрочек.

Ко мне обращались многие люди, которые владели письменными признаниями того, что им причитаются суммы от определенных групп, но, однако, они не могли осуществить свои права из-за того, что юридические гонорары стоили бы больше, чем сумма, о которой идет речь. Иногда группы готовы тратить гораздо больше того, о чем идет спор, чтобы нанести поражение и отсрочить возмещение по иску просто для того, чтобы отпугнуть других.

Это не значит, что нужен новый набор законов. Тоталитарные группы можно скорее ввести в юридическую систему, нежели позволить им остаться вне ее или над ней. Тоталитарным группам не дано право на специальное обращение или защиту. Они должны стать ответственными членами нашего общества.

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Роль юридической системы в обращении с проблемами, возникающими в результате присутствия деструктивных культов в нашем обществе, прошла через период медленной эволюции. Существующие юридические модальности приспособились к тому, чтобы иметь дело с проблемами, создаваемыми деструктивными культами (Rosedale, 1989). В достижении этих выводов сохраняются значительные споры относительно следующего: отношения между членами семьи, баланс между церковью и государством, сохранение индивидуальной свободы и независимости мышления и применение законов, контролирующих обман и неверное истолкование, безотносительно к мотиву личности или группы, совершающей эти действия.

Во многих случаях юридическая система оказывается недостаточно справедливой. Она стреножена экономической ценой проведения в жизнь юридических прав. Она ограничена усилием, которое требуется, чтобы прорваться через использование мифа и искажение языка, общее для тоталитарных групп. Пример этого проявился в обмене письмами (Rosedale, 1992; Small, 1992) в “Американском юристе” (The American Lawyer) после его публикации статьи (Horne, 1992) о легальном представлении Церкви Сайентологии. Юрист, который представлял эту церковь, указывал, что, с его точки зрения, различия между Церковью Сайентологии и обычными тяжущимися заключались в том. что церковь принимала решения “как вопрос принципа” и была готова судиться из-за принципа более решительно, чем другие граждане. Его утверждение морально нейтрально до тех пор, пока вы не определите, что это за принцип. Если “принцип” заключается в том, чтобы сокрушить разногласие или финансовым путем наказать критиков, используя юридическую систему в качестве оружия, тогда морально нейтральное утверждение становится открытой дорогой к угнетению. Когда я высказал возражение юристу относительно его терпимости к преступному поведению клиента в деле, связанном с сайентологией, он сказал мне: “Вы делаете то, что вы должны делать, чтобы выиграть”. Итак, достаточно о “принципе”.