Смекни!
smekni.com

Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия (стр. 78 из 105)

· Родители испытывают стыд, чувство вины и ощущение провала.

· Ребенок использует культ, чтобы отделиться от родителей, создать эмоциональную дистанцию.

· Присоединение к культу с его альтернативным стилем жизни и верованиями позволяет молодым взрослым определять самих себя как совершенно отличных от своих родителей.

· Бомбардировка любовью и одобрение культа дают участнику начальное ощущение компетентности и признания вне семьи.

· Несмотря на авторитарную и жесткую культовую структуру, дети часто чувствуют, что они становятся независимыми, присоединяясь к группе.

· Юношеская депрессия из-за необходимости отделиться от родителей может быть временно смягчена присоединением к культу, который освобождает человека от автономной ответственности.

Основываясь на своей работе с семьями культистов, я принял без доказательства (Markowitz, 1983), что семьи часто имеют нереалистичные и недостижимые ожидания в отношении достижений и успеха ребенка, который находится в культе. Принятие или усвоение этих ожиданий ребенком делают его уязвимым, если родительские ожидания не оправдались. Этот ребенок неспособен отделить личные стремления от семейных ожиданий. В то время, как все родители и члены семьи имеют ожидания в отношении друг друга, и родители несомненно удовлетворены успехами своих детей, для родителей важно приспосабливаться к способностям и желаниям каждого ребенка.

Семьи, которые способны обсуждать свои взаимные ожидания и допускают переговоры по различиям, где каждый имеет возможность повлиять на семейное решение, будут продвигаться лучше в обсуждении культового участия. Кэти Гордон (личное общение, 1991) в своей работе в Культовой клинике, управляемой Еврейской семейной службой Лос-Анджелеса, выяснила, что в “открытых, честных и хорошо подготовленных семьях результатом является более здоровая динамика у каждого”. Гордон далее отметила, что семейная терапия, которая исследует семейную динамику и отношения, ведет к “реалистичному и позитивному процессу выздоровления”.

ПРОБЛЕМЫ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Как только член культа решает покинуть культ, внимание обращается к излечению индивида от этого опыта. Исцеление конкретного индивида будет зависеть от множества факторов, включая тип культа, интенсивность групповой практики, степень контроля и подчинения, боль и страдания, пережитые в группе, личные факторы и доступные варианты социальной поддержки.

Факторы способности быстро восстанавливать физические и душевные силы и защитные факторы затрагиваются вовлеченностью в культ, делая уместной необходимость посмотреть на то, как действуют члены культа в условиях этих факторов.

Факторы способности быстро восстанавливать физические и душевные силы

Исследователи заинтересовались развитием детей, которые росли посреди суровых эмоциональных и социальных лишений, и тем не менее, выглядели развившимися на вполне здоровой основе и удовлетворенными взрослой жизнью. Изучая этих выживших, Бенард и другие (Benard, 1987) попытались обрисовать защитные факторы, которые создали таких способных быстро восстанавливать физические и душевные силы детей.

Способность быстро восстанавливать душевные и физические силы рассматривается как способность отскакивать назад или добиваться положительной адаптации перед лицом неблагоприятной обстановки. Защитные факторы, которые иногда могут частично покрывать факторы способности быстро восстанавливать физические и душевные силы, являются механизмами, с помощью которых человек избегает социального и эмоционального риска в своей окружающей среде. Примерами могут быть дети алкоголиков, дети с душевнобольными родителями и дети, окруженными семейной преступностью или такими деструктивными соседними элементами, как бедность, наркотики, алкоголь и преступность. Оценка этих приспособительных факторов может быть полезной при определении того, насколько способным к быстрому восстановлению физических и душевных сил является бывший член культа после ухода из группы, а также можетбыть полезной при наблюдении за выздоровлением экс-культиста стпустя некоторое время. Развитие этих свойств может быть использовано в качестве положительных указателей выздоровления, в качестве целей, которых следует достичь. Поскольку литература довольно обширна, здесь мы подчеркиваем только несколько факторов способности быстро восстанавливать физические и душевные силы, которые явлояются важными в проверке послекультового процесса выздоровления.

Автономия Мощное чувство независимости, ощущение личной силы, чувство подчинения будущего себе, ориентация на достижения, самонаправленность (Anthony, 1978, цитируется в Benard, 1991; Garmexy, Werner, & Smith, 1974, 1991, 1992, цитируется в Benard, 1991).

Целеустремленность Имеет отношение к поощрению автономии, включает наличие видения будущего, направленность на цель, ориентацию на успех, образовательные или карьерные стремления, упорство, оптимизм и веру в светлое будущее. Согласно Бенарду, “этот фактор кажется наиболее могущественным предсказаетелем положительного результата” (Benard, 1991, p. 5)

Чувство собственного достоинства/Ощущение собственного “я” Внутренний фокус контроля, чувств личной ценности и веры в то, что человек скорее может контролировать события, нежели быть пассивной жертвой (Benard, 1987).

Согласованность Чувство уверенности в том, что внешний мир и внутренняя среда человека являются предсказуемыми и многообещающими (Benard, 1987).

Социальная компетентность Способность чувствовать себя свободно в условиях социальных требований работы и общества равных тебе, включая способность формировать романтические взаимоотношения и дружбу; использование юмора, гибкость и приспособляемость являются важными ценными качествами.

Эти пять только что описанных факторов могут быть применены для оценки способности быстро восстанавливать физические и душевные силы и могут служить в качестве руководства для выздоравливающего экс-культиста, членов семьи, консультантов по выходу и психотерапевтов. Степень, в которой эти факторы присутствуют или отсутствуют, помогает определить как развитие, так и прогноз более быстрого или более медленного выздоровления.

Защитные факторы

К защитным факторам, которые могут быть полезными для выздоровления, относятся:

Привязанность к взрослому Наличие доступа, по крайней мере, к одной поддерживающей связи там, где существует низкий уровень критицизма, может иметь целительный эффект. Многие склонны присоединяться к культу, следуя разочарованию в жизни или разрыву важных отношений. Установление хорошей послекультовой привязанности будет для экс-культиста укрепляющим.

Умения решать проблемы Умения принимать решения и терпимо относиться к противоречивости полезны для бывшего члена культа в преодолении своей зависимости от других, покорности и внушаемости. Экс-культисту необходимо научиться жить без упрощенных ответов, предлагаемых культом.

Ощущение цели Другим признаком здоровься является ощущение того, что жизнь имеет смысл и что могут быть выяснены цели. Почти все экс-культисты будут говорить, что они были привлечены большим ощущением цели, которое, как казалось, предлагал культ. Наличие ощущения направленности и целей поможет защититься от возвращения к культовой связи.

Контроль над собственной судьбой Наличие чувства контроля над собственной жизнью является показателем упорного отстаивания своих прав и чувства собственного достоинства. Члены культа часто вступают в культы во время смятения, когда они чувствуют себя отчаявшимися относительно своей жизни и испытывают недостаток ощущения контроля над своим будущим.

Участие в положительной структуре Возможность найти какую-нибудь структурированную деятельность, которая организует жизнь бывшего культиста, полезна для процесса выздоровления. Членов культа часто вербуют в периоды перехода, такие, как длительный отпуск, период после окончания учебного заведения, во время начала новой учебы или работы, то есть в такие моменты, когда чувства структуры не хватает.

Управление стрессом Наличие способности справляться со стрессом и с разочарованиями является важным характерным признаком выздоровления. Размышление о себе, применение юмора, признание своих ошибок и ограничений являются аспектами взрослого развития, которые бывшие члены культа могут использовать вместо жестких ожиданий достижимости морального или религиозного совершенства.

ПОСЛЕ КУЛЬТА: СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Послекультовые семейные проблемы необходимо изучить, чтобы свести к минимуму конфликты и дать возможность бывшему члену культа выздоравливать без эмоционального багажа, который мы часто видим в обращении с бывшим культистом и семьей. Описание Минухина (Minuchin, Rosman, & Barber, 1978) проблем, которые возникают в обращении с запутавшимися семьями, может быть полезным, при фокусировке особенного внимания на вопросах индивидуализации, компетенции и навязчивости (Markowitz, 1983).

Индивидуализация

Семьи с жесткими и негибкими ожиданиями подвергаются риску подрыва автономии, придерживаясь жестких ожиданий. Кроме того, если ожидания являются недостижимыми, нереалистичными или не представляющими интереса для сына или дочери, их необходимо сменить. Члены семьи, особенно родители, должны приспособить свои надежды к реальности возможностей и интересов ребенка. Часто молодые взрослые и даже более старшие взрослые не хотят разочаровывать своих родителей из желания ибежать родительского неодобрения. Однако, более конструктивным было бы, чтобы родители могли откровенно признаться в своих нереалистичных надеждах, например, в том, что один отец называл своими “ожиданиями среднего класса”.