Смекни!
smekni.com

Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия (стр. 58 из 105)

Вторая стадия: Пребывание в состоянии печали, примирение и стремление выбраться

На второй стадии бывший культист будет иметь дело с некоторыми или со всеми из следующих мыслей и вопросов:

“Я чувствую себя опечаленным из-за того, что мои друзья все еще в группе”.

“Я не могу поверить, что это случилось со мной”.

“Я потерял так много времени”.

“Смогу ли я найти какую-либо разумную духовность?”

“Во что я могу верить относительно Бога?”

“Как я мог быть таким глупым?”

Вторая стадия также является началом процесса переживания горя. Люди, которые горюют, должны быть поняты. Им нужно позволить выговориться и полностью все прочувствовать.

Приобретение заново цели На этой стадии выздоровление должно фокусироваться на оказании людям помощи в приобретении заново наименее неурегулированных убеждений относительно мира и самих себя. Большинство симптомов стресса может быть отнесено к недостатку веры жертвы в значимый мир, в котором они видели себя как положительных и в какой-то мере неуязвимых. Культовый опыт часто является кризисом веры. Многие экс-культисты говорят самим себе: “Как Бог мог допустить, чтобы такое случилось со мной?” или “Я чувствую себя дураком”. Их вера в справедливый мир разбита. Они больше не могут сказать: “Со мной это не случится”.

Поиски смысла среди экс-культистов являются первостепенными. Жертвам необходимо помогать заново получить веру в самих себя и в мир, в котором есть место и для того, чтобы с хорошими людьми происходило дурное. Также они могут нуждаться в том, чтобы выговориться и облегчить свою травму вновь и вновь, как делают жертвы других типов кризиса (Horowitz, 1990). К несчастью, процесс разговоров о травме иногда укорачивается действующими из благих побуждений помощниками, которые рассматривают подобные размышления в качестве непоучительных или слишком сильно сосредотачивающихся на прошлом.

Эффективная терапия должна быть поддерживающей и вновь подтверждающей, так как чувство собственного достоинства необходимо строить заново. Жертвы необходимо освободить от той точки зрения, что они каким-то образом исключительно были ответственны за свое обязательство. Они должны быть в состоянии просить самих себя. Эта задача осоебнно проблематична для тех, кто сильно верил в версию “Евангелия преуспевания”. (Евангелие преуспевания поддерживает убеждение, что если у верующего человека достаточно веры, он полностью раскаивается во всех грехах и отдает по карйней мере 10% своего дохода церкви или какому-нибудь христианскому духовенству, тогда у него будет хорошее здоровье, он добьется финансового богатства и испытает общее процветание во всех сферах жизни). Нужно достичь смысла и заново завоеванного доверия. Для тех, кто выходит из религиозных культов, часто наиболее полезным является восстановление веры, если они могут видеть событие с точки зрения великодушного Бога, который истинно любит их (смотрите также Главу 16).

Потребность в примирении По временам экс-культист может осознавать, что его слова или действия, когда он находился в культе, оскорбляли других. Очень исцеляюще действует подход к этим другим и просьба о примирении. Хотя обидчик полностью понимает, что в его намерения не всегда входило причинить зло, теперь он осознает, что его слова или действия могли быть пагубными для других. (Одно слово предупреждения для экс-культистов: Не совершайте ошибку восприятия того, что вы узнали после ухода из культа, с применением этого к тому времени - это наверняка формула для незаслуженного чувства вины! Коль скоро человек знает о культовой динамике и методиках вербовки, контрпродуктивно брать это знание и применять его ретроспективно - например, думать про себя: “Мне следовало это знать” или “Мне следовало видеть, что это произойдет”).

Требование информации Почти неизменно большинство бывших членов, проходящих через стадию два выздоровления, имеют множество вопросов о специфике своей группы, о Библии (если это был основванный на Библии культ), о религии или других философских убеждениях. На эти вопросы необходимо заботливо отвечать и их нужно тщательно обсуждать. Помощникам следует остерегаться ловушек работы с бывшим членом культа.

Пасторам, которые работают с экс-культистами, следует знать, что шансы на выздоровление и скорость выздоровления экс-культиста могут отчасти зависеть от того, насколько похожи стиль церкви и пастора на стиль данной экстремистской группы. Если налицо заметное сходство между прежней группой и настоящей церковью, то будет существовать большая вероятность, что окружающая обстановка церкви вызовет травматические воспоминания. Следовательно, экс-культисту необходимо серьезно подумать о покупке превода Библии, отличного от прежнего, о нахождении пастора, непохожего на его прошлого лидера в качестве личности или в стиле обучения, и о церкви или братстве, обеспечивающих приятный контраст с культовой окружающей средой. Слишком часто бывшие члены культа больше не участвуют в некультовых церквях, потому что они чересчур сильно напоминают им их бывшие группы. Что является трагичным, так это то, что этих людей иногда рассматривают больше как “отступников”, нежели как жертвы.

Потребность в поддержке Группы поддержки или профессиональное консультирование могут внести значительный вклад в послекультовое выздоровление путем обучения экс-культистов стратегии и умениям, которые дадут им возможность избегать превращения в жертвы в будущем. В результате они вновь вернут некоторое чувство личной силы и самоуважения.

Как и в случае с другими жертвами, нахождение и разговоры с другими бывшими членами (предпочтительно из той же культовой группы) являются существенным шагом к выздоровлению. Часто бывшие члены через этот процесс становятся близкими друзьями. Этот опыт похож на опыт с “военными приятелями” или опыт с членами групп поддержки жертв злоупотребления наркотиками или алкоголем, жертв разводов, рака и тому подобное.

Открытие заново Евангелия Для тех, кто вышел из отклоняющихся христианских групп, существенно заново открыть Евангелие Нового Завета. Все отклоняющиеся христианские культы искажают определенные аспекты Евангелия. Эти группы,особенно то, кто провозглашает себя “истинными” христианами, склонны определять “христианина” слишком скудно. Что делает человека христианином? По определению, группы, которые являются христианскими, признают, четко выражают и демонстрируют Евангелие Иисуса Христа. Это группы, которые придерживаются главного вероучения церкви и верят в авторитет Библии. Но в культовых группах нечто теряется относительно признания, четкого выражения и демонстрации Евангелия, такое, например, как его чистое учение по сексуальному поведению.

Недавно в Веллспринге были две молодые женщины из двух разных сект. Лидер одной группы оправдывал секс с некоторыми женщинами в церкви как позволительный, поскольку “милосердие божие так велико, что он может простить все”. Под этим знаменем он занимался оральным сексом, групповой мастурбацией, групповым сексом и индивидуальные занятия половым сношением с женщинами, поскольку “милосердие божие так велико”. Этот пастор также говорил женщинам и девушкам о том, какие они особенные. Используя знамя христианства и Евангелия, этот пастор участвовал в дичайших формах сексуальных крайностей.

Другая секта учила версии Евангелия, которая подчеркивала “умерщвление плоти”. Для них Евангелие заключалось в том, чтобы видеть, как Иисус “умерщвлял плоть”, а каждый христианин затем должен был делать то же самое, чтобы быть спасенным. Спасение для них было в имитации Христа как совершенной личности. Христос должен был служить примером. Кроме того, молодая женщина, которая была в этой секте, верила, что все другие вероисповедания “не имели никакой библейской базы”. По подтексту не существовало спасения за пределами этой маленькой группы. Эта вторая секта бросилась в противоположную крайность относительно греха. Что-либо помимо молитв, изучение Библии, евангелизм и посещение церковных собраний следует очень тщательно исследовать, прежде чем это можно будет разрешить.

Одна вещь здесь вызывает замешательство и заключается в том, что у многих из этих групп публичный фасад и публичные утверждения относительно веры выглядят вполне здравыми. Но большая часть искажения часто имеет место при общении во внутреннем цикле. Здесь лидер раскрывает свое собственное понимание и праткику, которые он может прекрасно оправдать, потому что (говорит он) мир еще не может их понять, но благодаря его собственному духовному прогрессу (снова говорит он) он может понимать и применять эти скрытые или тайные истины. Таким образом лидер “подцепляет на крючок” тех, кто находится в группе, доказывая им, что они могут стать частью этого внутреннего круга более просвещенных и более духовных людей.

Однако в обоих из вышеприведенных примеров основное христианство обычно признает крайности обеих групп как выходящие за пределы и разумной интерпретации Библии и традиций церкви.

Можно привести также и менее крайние примеры, такие, как движение Пастырей. Типично, нужно оказывать сильное давление, чтобы найти недостаток в большинстве докринальных верований этого движения. Ошибка здесь заключается в структуре власти, которая подчеркивает не задающее вопросов повиновение лидерам во всех сферах жизни и выходит за пределы общепринятого библейского авторитета.

Тревожит то, что многие из этих культовых групп могли бы с чистой совестью подписаться под большинством ортодоксальных, фундаментальных и евангельских утверждений веры. Но феноменологически и практически они живут по утонченной, но смертоносной религии “действия”, попыток жить в соответствии с существенно небиблейскими стандартами, навязанными лидером. Часто эти стандарты меняются от месяца к месяцу или от недели к неделе, создавая дестабилизированное окружение, которое делает членов еще более зависимыми от лидера. Через библейское Евангелие, однако, смысл жизни восстанавливается и чувство собственного достоинства завоевывается вновь. Бассел (Bussel, n. d.) утверждает, что по отношению к отклоняющимся христианским группам ясное понимание Евангелия является единственным самым важным вопросом в выздоровлении культиста и в будущей невосприимчивости к дальнейшему участию в культах (см. также W. Martin, 1980, pp. 71 - 81).