Смекни!
smekni.com

Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия (стр. 76 из 105)

Руководители группы могут также вмешиваться, чтобы заново фокусировать группу. Например, члены группы могут проявлять сопротивление тому, чтобы справиться с чувствами, путем обсуждения тем, имеющих отношение к делу только по касательной (таких, как юридические попытки справиться с феноменом культа). Как бы ни были интересны и ценны эти дискуссии в другом контексте, цель группы заключается в том, чтобы говорить о чувствах и проблемах, имеющих отношение к пребыванию в качестве бывшего культиста. Если дискуссия выходит на подобную касательную, руководители будут заново фокусировать группу.

В других случаях лидеры группы вмешиваются, чтобы прояснить проблемы, указать параллели и различия между точками зрения и осветить проблемы, которые могут оказаться упущенными или принятыми в качестве само собой разумеющихся. Мы можем поощрить группу выслушать членов, чьи голоса не слышны, или мы можем смягчить высказывания членов, которые подавляют или монополизируют группу. Например, когда кто-нибудь монополизирует группу, мы вмешиваемся с вопросом о том, имеют ли другие члены подобные чувства. Это вмешательство дает другому члену группы благоприятную возможность говорить без чрезмерного приведения в замешательство кого бы то ни было.

И вновь важно помнить, что главные задачи руководителей группы заключаются в том, чтобы облегчить, поддержать и поощрить продуктивное разрешение проблем группой. Сам групповой процесс должен быть средством оказания помощи индивидуальному члену группы.

Завершение встречи

Ближе к концу встречи один из руководителей будет подводить итоги обсуждения этого вечера и попытается определить, есть ли какие-то неразрешенные чувства со стороны какого-либо из членов группы. Если есть ощущение, что некоторые индивиды не имели благоприятной возможности поговорить о теме, беспокоящей их, лидеры будут спрашивать, есть ли какие-нибудь другие темы, которыми следовало бы заняться группе. Иногда этот вопрос поможет более тихому члену внести свой вклад.

На конец занятия оставляется время для объявлений о развивающихся событиях и о программе следующих собраний. Мы приберегаем эти объявления предпочтительно для окончания, а не для начала занятий группы, чтобы эти более обезличенные вопросы не установили тон всей встречи.

Встречи заканчиваются неформальной социализацией и часто обменом телефонными номерами между участниками. Важно отметить, что хотя формальная часть встречи является наиболее структурированной, часть встречи с неформальной социализацией, которая имеет место до и после, может быть равно ценной, и ее следует встраивать во временную последовательность.

Как это было описано в других местах (Goldberg & Goldberg, 1982), типичной моделью для членов группы является посещение двух или трех встреч немедленно после решения покинуть культ и посещение последующих встреч время от времени. Члены свободны в своем желании посетить так много или так мало встреч, сколько они хотят.

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ГРУПП ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Представив модель, которая оказалась полезной, я хотел бы выдвинуть на первый план некоторые из проблем, которые важно обдумать.

Частота встреч

Преимущество более частых встреч (скорее еженедельные, нежели ежемесячные) заключается в том, что группа обеспечивает структуру, которая может компенсировать утрату культовой структуры (Spero, 1982). Это также дает меньшую текучесть группы, что ведет к большей преемственности в групповом процессе. Возникают групповые роли и становятся более точно определенными, предоставляя себя, таким образом, для внимательного исследования и анализа. Более частые групповые встречи более тесно приближаются к традиционной модели групповой терапии.

Существуют также преимущества менее частых встреч (ежемесяных). Бывшие культисты склонны быть осторожными в принятии на себя обязательств в отношении группы, которая встречается часто, из-за своего предыдущего отрицательного опыта группового давления в то время, когда они были в культе. Менее частые групповые встречи могут обеспечить достаточный промежуток времени для экс-культистов, чтобы они были готовы посещать группу без ощущения, что они отказываются от своей автономии. Более высокая степень текучести группы может не быть главным препятствием для полезности группы. Как указывают Бэйлис, Ламберт и Бернстайн (Bailis, Lambert, & Bernstein, 1978), существует преемственность, которая развивается в открытой группе, несмотря на текучесть. Существует передача норм от одной групповой встречи к другой до тех пор, пока один или два опытных члена посещают каждую новую группу. Кроме того, более высокая степень текучести поощряет бывших культистов, которые пропустили занятия в группе, вернуться и посетить встречу, когда они чувствуют потребность так поступить. Менее вероятно, что они сделали бы это, при наличии более устойчивого членства с сопутствующим ощущением обязанности быть там каждый раз.

Наконец, менее частые групповые встречи более тесно приближаются к психобразовательной модели, которая более полезна, когда имееешь дело с людьми, которые участвовали в культах. Наиболее эффективный метод помощи культистам в изучении их культового членства (то есть, консультирование о выходе, смотрите Главу 8) применяет образовательный подход.

Рекомендация Частота встреч группы должна отражать цель группы. Если группа была образована, чтобы помочь людям, которые недавно покинули свои культы, или чтобы предложить объяснение культизма и контроля сознания (как это может быть сделано, например, когда культ распадается), следует принять план более частых встреч. С другой стороны, если цель группы заключается в том, чтобы обеспечить более общую поддержку для бывших культистов, можно придерживаться менее частых встреч.

Руководство группы

Проблема здесь заключается в том, является ли более выгодным иметь группы поддержки для бывших культистов, руководимые профессионально подготовленными индивидами, или этим группам следует не иметь руководства либо быть руководимыми равными рядовым членам. Существует несколько преимуществ в том, чтобы иметь профессиональное руководство группы выздоровления. Во-первых, профессионал, благодаря своей подготовке и объективности, более вероятно будет поддерживать фокус группы на том, чтобы отвечать потребностям членов. Профессионалу гораздо удобнее вмешиваться, чтобы смягчать негативные последствия комментариев или поведения, которые являются эксплуататорскими, равнодушными или деструктивными по отношению к другим.

Групповые нормы, как отмечалось ранее, должны поддерживать независимость и автономию в противоположность культовому требованию покорности и подчинения. Объективный профессионал может гарантировать тот факт, что различные точки зрения являются признанными и уважаемыми, и не позволит рассматривать тот или иной образ действий в качестве “подходящего”. Таким образом, роль и статус профессионала позволят ему прервать деструктивные или нездоровые пути обсуждения. Профессионал также может действовать как интервьюер в процессе проверки (смотрите ниже).

Существуют также несколько преимуществ групп без руководства или возглавляемых равными другим членам. Прежде всего, профессионалы не всегда готовы, способны или доступны для того, чтобы возглавлять группы. Профессионалы обычно хотят, чтобы им платили за их время, а бывшие культисты могут не иметь ресурсов или могут быть не готовыми платить профессиональный гонорар. Профессионалы, которые сами не были в культе или не имели опыта работы с бывшими культистами, могут неверно истолковывать культовый феномен и вводить группу в заблуждение (смотрите, например, историю о бывшем культисте, который присоединился к группе переживших инцест, в Главе 11 Лорны Голдберг). Более того, наличие группы без руководства или руководимой равным тебе может на первых порах быть более удобно для тех, кто чувствует себя подозрительным в отношении авторитета после того, как подвергался насилию со стороны культового лидера. Группа без руководства также может рассматриваться в качестве придающей уверенность своим членам.

Рекомендация Желательно, чтобы каждая группа имела руководителя, независимо от того, является ли этот индивид профессионалом или более опытным бывшим членом культа. Ответственностью лидера является необходимость поддерживать беседу в направлении потребностей всех участников и фокусировки на этих потребностях. Лидер также отвечает за то, чтобы убедиться, что в группе не доминирует какой-то один индивид или какая-то одна точка зрения. Руководство группой может быть принято на себя более опытным членом группы или оно может чередоваться от встречи к встрече между теми, кто готов взять на себя эту роль.

Проверка членов группы

Следует установить механизм проверки потенциальных членов группы. Цели проверки заключаются в том, чтобы гарантировать тот факт, что группу не посещает ни один активный член культа, и объяснить цель и правила группы предполагаемому члену.