Смекни!
smekni.com

Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия (стр. 59 из 105)

Спасение других В ходе второй стадии экс-культисты часто направляют некторую энергию на попытки выручить своих друзей из секты. Без тщательного планирования подобные попытки могут оказаться бесплодными. Более того, забота и энергия, посвященные помощи другу, могут сработать во вред собственному выздоровлению экс-культиста. Поэтому всегда лучше всего для экс-культистов сначала стать сильными, а затем разрабатывать план, который может лучше всего помочь их друзьям. Одной из форм этого может быть поддержание контакта родителей с родителями друга, чтобы делиться информацией относительно группы. Раз информация сообщена, развитие стратегии помощи своему близкому является решением родителей друга.

Плохо спланированный телефонный звонок, письмо или статья, торопливо посланная другу, обычно будут выливаться в простодушное сообщение другом этой информации лидеру. Неизменно лидер быстро опровергнет данный материал, а незадачливый член секты поверит, что экс-культист является введенным в заблуждение.

Контакт с культом Некоторые бывшие члены не знают, что делать, если с ними вступят в контакт люди, все еще находящиеся в культе; таким образом, требуется подготовка. Большинство культов все-таки будет пытаться контролировать ушедшего члена. Целью культа первоначально будет попытаться убедить члена вернуться. Если они в этом не преспеют, тогда они прейдут к контролю путем ущерба; то есть они будут пытаться дискретидитровать бывшего члена и ограничить любые контакты, которые могли у него быть с остающимися в культе.

Обычно для экс-культистов бесполезно спорить с теми членами культа, которые вступают с ними в контакт. Их линия заключается в произнесении таких вещей, как: “Нам тебя не хватает”, “Мы тебя любим”, “Мы так беспокоимся о тебе”, “Мы молились о тебе”, “Мы хотели бы быть с тобой”. Лучше всего для бывшего члена выразить понимание заботы и сказать другим, что, возможно, в будущем можно будет организовать встречу. Экс-культисту не следует давать каких-либо обещаний; вместо этого ему следует позволить культистам играть по-своему. Если есть хоть какой-нибудь знак, что члены группы, которые вступают в контакт, имеют действительно искренние вопросы относительно своего собственного участия в группе, тогда экс-культистможет безопасно, но осторожно поделиться некоторой информацией. Если требуется встреча, экс-культисту не следует ходить одному, необходимо ясно определить условия встречи и ограничить свои замечания, чтобы придерживаться этих условий.

Возмездие культа Более серьезной заботой является действительный страх, порождаемый угрозами культа. Если известно, что группа склонна к насилию в отношении экс-культисто, тогда бывший член должен сам себя защитить. Мэделайн Тобиас в Главе 16 дает практические советы о том, как экс-культисты могут защитить себя от своих бывших групп.

Возвращение прошлого Неизменно, когда проблемы второй стадии разрешены, прошлое будет заново проигрывать себя: “Есть такие проблемы, с которыми я никогда не связывался до присоединения к культу”. К некоторым проблемам, которые выходят на поверхность, относятся следующие:

· Неразрешенное горе из-за развода родителей

· Смерть родителей

· Пагубная привычка к наркотикам/алкоголю или другие пагубные привычки в семье

· Личные проблемы

· Одиночество

· Неудовлетворительные отношения с противоположным полом

По временам кризис - такой, как встреча с членом семьи, присоединившимся к культу и затем вернувшимся домой после серьезных семейных страданий - может привести в движение совершенно новое осознание неразрешенных проблем.

Недавно я имел дело с одним молодым человеком, Чарльзом, воспитанном в очень дисфункциональном доме. Его отец уходил на несколько лет, когда Чарльз был ребенком. В течение этого времени мать опиралась на Чарльза в поисках эмоциональной поддержки. В результате Чарльз чувствовал себя подавленным и беспомощным и не мог на деле жить, как ребенок; он должен был быть “сильным и ответственнным”. В результате последовали ожесточенность и чувство обиды.

Удивительным образом культовый кризис вызвали все члены семьи - папа, мама, Чарльз и другой сын, Джерри - чтобы увидеть проблему. В одно и то же время они открыли для себя несколько книг о взаимозависимости и выяснили, что семья имеет некоторые серьезные проблемы. Хотя было много горя и слез, отрицание и сопротивление ушли. Быстро и с хорошим развитием последовали шаги к выздоровлению.

Настоящий кризис может быть превосходной благоприятной возможностью для улучшения семейных отношений, излечения ран прошлого и развития моделей здоровых отношений, от которых получит выгоду следующее поколение.

Короче говоря, вторая стадия выздоровления включает в себя успешное разрешение проблемы восстановления значимых убеждений о себе и мире. Должно быть заново восстановлено чувство собственного достоинства, и бывшие члены должны быть освобождены от идеи о том, что они каким-то образом были ответственны за насилие, испытанное от культового опыта. В ходе этой стадии существенным является сбор информации о группе и общих религиозных или философских традициях, на которых группа, как она утверждает, основывает свои верования. Поддержка друзей, экс-культистов и близких является незаменимой формой, в которой развивается стадия два. Для тех, кто выходит из групп, основанных на христианстве, существенным является открытие заново Евангелия, то есть, не требующее награды всепрощение и признание через Иисуса Христа.

Неизменно во время этой стадии выздоровления экс-культисты хотят выручить своих друзей из группы, или с экс-культистами может вступать в контакт культ. Здесь рекомендуется осторожность; прежде, чем последует любое общение с членом культа, существенным является очень точный план и тщательная подготовка.

Успешное продвижение в стадии два будет также выливаться в возникновение заново докультовых проблем. Сам по себе кризис культового опыта часто прокладывает путь к реалистическому разбирательству с этими проблемами. Наконец, экс-культистдолжен поместить весь культовый опыт в определенный контекст путем признания положительных сторон данного опыта. Должно быть восстановлено не только чувство самоуважения, но также путем поддержки и подтверждения заботливых близких возникнет заново целостная личность или те части личности человека, которые были подавлены и не получали питания во время культового опыта.

Стадия три: Реинтеграция в общество

Когда бывший член культа начинает говорить все меньше и меньше о культе и тратит больше времени на карьеру, взаимоотношения и личные дела, тогда он находится на третьей стадии выздоровления. Во многих случаях культовый опыт был временным отклонением от дороги зрелого возраста, причем культ часто разрушал планы культиста или запутывал его относительно карьерных и образовательных стремлений. Многие образцы случаев показывают, что как только человек присоединяется к культу, лидеры часто советуют людям поменять приоритеты, бросить учебу и так далее. Решение лидеров потребовать другого направления карьеры выражается фразами, подобными следующим: “Это будет более плодотворно для царства Бога”, “Бог был бы более доволен, если бы вы предпочли делать...”, “Мир будет просвещен быстрее, если вы сделали...”

Положительные стороны культового опыта Как ни странно это может звучать, в культовом опыте часто есть некая положительная выгода. Возможно, была преодолена нездоровая застенчивость из-за того, что человек оказался перед вызовом принятия благоприятных возможностей лидерства, которые никогда не были доступными до культового опыта. Открытие внутреннего таланта к организации и руководству могло удивить культиста. Любой в культе обучается дисциплине, усердной работе, долгим часам деятельности, специфическим рабочим умениям и работе в команде. Эти умения, когда они применяются в окружающей обстановке истинной свободы, могут очень хорошо служить человеку.

Исцеление целостной личности Однако, важно извлечь положительное из культового опыта и связать это с докультовыми стремлениями. Я нашел некоторые чрезвычайно полные понимания ключи к человеческой личности и интересам путем изучения с моими клиентами их детской деятельности, мечтаний, желаний и талантов. В качестве примера я смотрю на свое собственное детство: Я был полон страстью к тому, чтобы находиться вне дома, к природе, к рыбной ловле, охоте, путешествиям, приключениям и сильной склонностью к неформальному. Я ненавидел правила этикета, такие, как ношение моего воскресного костюма, выполнение домашней работы и уроки пианино!

Итак, какие ключи из моего детства могли бы быть полезными в понимании меня как взрослого, который был в культе? Мое детство не давало много ключей в том, что относится к карьере или профессии. Но мой детсткий опыт обеспечивал очень ценное понимание относительно моего темперамента, интересов и стиля жизни. До сего дня я остаюсь по-прежнему жадным к пребыванию на открытом воздухе человеком. Я люблю природу - холмы, озера, небо, облака, солнце, животных и цветы. Моя любовь к природе заставила меня почувствовать себя очень неуютно из-за восьми лет жизни в городе во время пребывания в культе. Теперь я живу в деревне и чувствую себя гораздо в большей степени дома. Я по-прежнему чувствую себя стесненно при соблюдении установленных норм и правил. Я ношу костюм только тогда, когда должен это делать. Мне гораздо удобнее в джинсах и фланелевой рубашке.