Смекни!
smekni.com

Юридические лица в гражданском праве России и Монголии сравнительно-правовой анализ (стр. 7 из 43)

В статье 10 закона было дано определение полного товарищества и коммандитного товарищества соответственно.[76] По закону «О хозяйственных единицах» товарищество являлось хозяйственной единицей с имуществом, созданной за счёт вкладов учредителей, отвечающей по своим обязательствам данным имуществом и личным имуществом членов. А коммандитным товариществом являлось хозяйственной единицей, в которой наряду с полными товарищами имелось один или несколько участников (коммандисты), которые носили риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

В статье 23 закона давалось определение компании, а также данная статья установила, что и компания может создаваться в форме акционерной компании и компании с ограниченной ответственностью. По закону «О хозяйственных единицах» компания являлась хозяйственной единицей, которая имела свое обособленное имущество с капиталовложениями, внесенными участниками и соответствующими определенному количеству паев и акций. Однако данный закон уделял особое внимание правовому регулированию вопросов создания и органов управления товариществ и компаний. Так как закон определил существо акционерной формы организации и установил, что компания создается путем соединения известного числа частных вкладов определенного размера в уставный фонд, которым ограничивается круг действий, ответственность компании. Была закреплена свобода выбора предмета и сферы деятельности компаний. Особенно законом «О хозяйственных единицах» предусматривались права и обязанности участников или акционеров компании. Они имели основное право присутствовать на общем собрании компании с правом голоса, а число голосов определялось количеством паев или акции, принадлежащих одному участнику или акционеру. Предусматривались также случай и порядок участия поверенных от участников или акционеров в общем собрании компании.

Имущественная ответственность компании ограничивалась размером ее уставного фонда. Каждый участник или акционер рисковал в случае неудачи предприятия только своим вкладом, внесенным в собственность компании, и сверх этого не нес личной ответственности и не мог быть присужден к какому-либо дополнительному платежу по делам компании. Таким образом, законом признавался принцип ограниченной ответственности.

Порядок создания хозяйственных единиц

В соответствии со ст. З закона «О хозяйственных единицах» юридические лица, организации и граждане Монголии могли создать хозяйственные единицы и осуществлять инвестиции путем долевого участия в хозяйственных единицах, создаваемых совместно с другими юридическими лицами и гражданами, приобретения имущества, акций и других ценных бумаг. Так как впервые за всю историю гражданского права в Монголии закон устанавливал явочную (регистрационную) систему учреждения хозяйственных единиц.[77] Регистрация должна быть проведена не позднее 30 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов.

Для государственной регистрации хозяйственных единиц необходимо было представить в соответствующий орган следующие документы:

1. Заявление о регистрации хозяйственной единицы;

2. Для товариществ – договор о создании товарищества и устав товарищества;

3. Для компании договор о создании компании и устав компании;

4. Для государственных и муниципальных предприятий устав предприятия;

5. Документ, подтверждающий формирование конкретной части уставного капитала или уставного фонда компании;

6. Квитанцию об уплате государственной пошлины.

Решение об отказе в регистрации могло быть принято лишь по таким мотивам, как нарушение установленного порядка создания хозяйственных единиц, а также несоответствие учредительных документов требованиям законодательства. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности запрещался.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 закона «О хозяйственных единицах» хозяйственная единица могла создаваться в следующих организационно-правовых формах:

1. частный предприниматель;

2. товарищество;

3. компании.

Товарищества и компании создавались на основе учредительных документов и в законе «О хозяйственных единицах» были сформулированы общие требования к сведениям, включаемым во все учредительные документы хозяйственной единицы – в договор, и в устав.[78] В договоре должны были быть определены наименование хозяйственной единицы, ее место нахождение, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержались другие сведения, предусмотренные законом для хозяйственных единиц соответствующего вида. Устав хозяйственной единицы должен был содержать наименование хозяйственной единицы, предмет и цели деятельности хозяйственной единицы, структуру управления, права и обязанности членов или участников хозяйственной единицы и процедура распределения прибыли и убытков (ст. 4 закона «О хозяйственных единицах»).

В учредительном договоре учредители обязались создать хозяйственную единицу, определяли порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи ей их имущество и участия в ее деятельности. Договором определялись также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью хозяйственной единицы, права и обязанности участников и порядок выхода участника из ее состава.

Органы управления хозяйственных единиц

Закон «О хозяйственных единицах» регулировал организацию и деятельность хозяйственных единиц соответствующих видов. По закону управление деятельностью товарищества осуществлялось по общему согласию всех участников и высшим органом товарищества являлось общее собрание. К компетенции общего собрания относилось избирание и прекращение полномочий так называемых управляющих участников. Если ведение дел поручалось одному или несколько управляющим членам, то остальные члены для совершения сделки от имени товарищества должны были иметь доверенность от участника, на которого было возложено ведение таких дел. Прибыль и убытки полного товарищества распределялись между участниками пропорционально их долям в складочном капитале.

Глава V закона «О хозяйственных единицах» была посвящена правовому положению государственного предприятия. По закону «О хозяйственных единицах» государственное предприятие явилось хозяйственной единицей, которая создавалась за счёт государственных капиталовложений и принадлежала полностью государству.[79] По данному закону директор государственного предприятия назначался уполномоченным на то государственным органом (п. 1 ст. 42). Закон также устанавливал компетенцию директора государственного предприятия, который представлял предприятие и имел право совершать сделки в пределах компетенции, установленной уставом предприятия и т.п.

Органами управления компании являлись: общее собрание участников (акционеров), совет представительного управления,[80] ревизионный совет (комиссия), если он предусматривался уставом компании.

Общие собрания созывались не менее одного раза в год для рассмотрения и утверждения отчета за истекший год, избрания членов совета представительного управления и ревизионного совета для распределения прибыли и дивиденда и решения других вопросов, предоставленных общему собранию акционеров законом и уставом (п. 2 ст. 26). Чрезвычайные собрания могли быть созваны по требованию акционеров, имеющих в совокупности не менее десяти части размера уставного фонда компании (п. 9 ст. 26 закона).

В соответствии с законом общее собрание компании признавалось действительным (состоявшимся) при явке акционеров, владеющих в совокупности не менее 50 процентов размера уставного фонда компании (п. 6 ст. 26).

Закон «О хозяйственных единицах» детально не регламентировал процедуру созыва очередных собраний и оставил без должного внимания такие вопросы как формирование повестки дня общего собрания, формы проведения собрания и регистрации участников. Также закон не устанавливал особых требований к порядку созыва общих собраний. В период между общими собраниями компании органом ее управления являлся совет представительного управления (п. 1 ст. 26 закона).

Совет представительного управления компании состоял из членов, которые избирались общим собранием из числа кандидатов как участников или акционеров, так и посторонних лиц. Совет представительного управления занимал промежуточное положение между общим собранием акционеров и исполнительным органом.

К компетенции совета представительного управления относилось принятие решений по следующим вопросам:

1. определение основных направлений финансово-хозяйственной деятельности компании;

2. утверждение организационной структуры и аппарата компании;

3. созыв общих собраний

4. составление заключения по отчетам финансово-хозяйственной деятельности компании за год;

5. другие вопросы, предусмотренные уставом.

Закон не устанавливал каких-либо особых требований к созыву совета представительного управления. А также закон не регулировал вопрос правового положения членов совета представительного управления. Контрольным органом выступал ревизионный совет (комиссия), избиравшийся на один год из состава акционеров числом не менее трех для ревизии всего отчетоводства и отчетности компании.

Исполнительным органом компании являлся генеральный директор, который заведовал делами компании и представлял компанию в отношениях с третьими лицами, а также вправе был заключать все сделки, входящие в круг операций компании.

Таким образом, закон «О хозяйственных единицах» закреплял трехзвенную систему органов управления компаниями.¢

Закон «О хозяйственных единицах» также содержал положения о правах и обязанностях участников хозяйственных единиц соответствующих видов и порядке ликвидации хозяйственных единиц.