Смекни!
smekni.com

Юридические лица в гражданском праве России и Монголии сравнительно-правовой анализ (стр. 9 из 43)

В коммандитном товариществе наряду с полными товарищами в формировании складочного капитала принимали участие так называемые коммандисты, т.е. вкладчики, которые не участвовали в хозяйственной деятельности, но получали прибыль и несли риск убытков в пределах сумм сделанного вклада (ст. 27 закона «О товариществах и компаниях»).

По закону «О компаниях и товариществах» только полные товарищи имели право представлять товарищество и управлять его текущей деятельностью (п. 2 ст. 28 закона).

Закон «О компаниях и товариществах» не регулировал отдельные вопросы, касающиеся правового статуса товарищества, такие как порядок формирования складочного капитала, совокупный размер вкладов, вносимых вкладчиками. А также до сих пор не решен вопрос о количестве голосов, которые должен иметь участник товарищества. Например, по законодательству других стран каждый участник имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.[90] А по закону «О компаниях и товариществах» Монголии количество голосов участника товарищества определялось размером его вкладов, вложенных в товарищество (п. 4 ст. 22 закона).

В соответствии с пунктом 1 ст. 3 закона «О товариществах и компаниях» товарищество могло создаваться в следующих организационно-правовых формах:

1. полное товарищество;

коммандитное товарищество.

Компания. Закон «О товариществах и компаниях» установил, что компания может создаваться в форме компании с ограниченной ответственностью и акционерной компании. По данному закону компания с ограниченной ответственностью явилась юридическим лицом, уставный капитал которого разделился на доли участников, не несущих личной имущественной ответственности по долгам созданной им компании (ст. 87 закона).

Участники компании, внесшие вклады в уставный капитал компании не полностью, несли солидарную ответственность по ее обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада в каждого участника компании.

Компания с ограниченной ответственностью носила ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, но не отвечала по обязательствам своих участников.

По закону «О товариществах и компаниях» акционерная компания явилась юридическим лицом, уставный капитал которого разделился на определенное количество акций, а акционеры компании не отвечали по ее обязательствам и несли риск убытков, связанных с деятельностью компании в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст. 27 закона).

Компания с ограниченной ответственностью не имела право проводить открытую подписку акций. Акционеры компании с ограниченной ответственностью имели преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами, а в соответствии с уставом.

К компаниям с ограниченной ответственностью применялись правила, регулирующие порядок организации и деятельности акционерных компаний.

Закон «О компаниях и товариществах» неправомерно отождествлял компанию с ограниченной ответственностью с обществом с ограниченной ответственностью. Данный закон предусматривал права и обязанности участников или акционеров компании.

Участники компании имели основное право присутствовать на общем собрании компании с правом голоса. Законом также предусматривался порядок участия поверенных от участников или акционеров в общем собрании.

В компании была предусмотрена трехзвенная система управления: общее собрание участников, совет представительного управления и единоличный исполнительный директор.[91]

Органы управления компанией.

По закону «О компаниях и товариществах» высшим органом компании являлось собрание акционеров (участников) (ст. 42 закона).

Собрания акционеров (участников) созывались не менее одного раза в год в течение 4 месяцев после окончания финансового года компании.[92]

Закон «О товариществах и компаниях» разделил компетенцию общего собрания акционеров на исключительную и неисключительную. Статья 42 закона относила к исключительной компетенции собрания компании принятие решений по следующим вопросам:

1. внесение изменений и дополнений в устав компании;

2. изменение размера уставного фонда;

3. реорганизация и ликвидации компании;

4. утверждение годовых отчетов компании;

5. избрание членов совета представительного управления и досрочное прекращение их полномочий, выплата вознаграждения и компенсации членам совета представительного управления;

6. утверждение аудитора компании, определение размера вознаграждений и компенсации аудитору компании, а также утверждение отчета аудитора.[93]

Кроме указанных, на собрании акционеров компании могли рассматриваться любые иные вопросы, входящие в его компетенцию. Сообщение о проведении собрания акционеров должно было сделано не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения.

Наряду с очередными общими собраниями вводили внеочередные собрания, созываемые по решению совета представительного управления или по требованию акционеров, владеющих не менее чем 10 процентов уставного фонда компании (п. 3 ст. 43).

В соответствии с законом собрание акционеров компании признавалось действительным (состоявшимся) при явке акционеров, владеющих в совокупности не менее 50 процентов голосов (п. 1 ст. 44)

Закон «О товариществах и компаниях» не устанавливал каких-либо особых правил для подготовки к проведению собрания акционеров, которые созывались взамен несоставшегося. Новое собрание акционеров компании, созванное взамен несостоявшегося признавалось состоявшимся при явке акционеров, владеющих в совокупности не менее 50 процентов голосов (п. 2 ст. 44 закона).

Право на участие в собрании акционеров имел право акционер, внесенный в список акционеров. Право на участие в собрании акционеров осуществлялось как лично, так и через своего представителя в соответствии с положениями ГК по письменной доверенности (п. 7 ст. 43 закона). Закон «О компаниях и товариществах» не регламентировал процедуру регистрации лиц прибывших на собрание, а также не содержал положения о правах и обязанностях счетной комиссии и регистраторе.

Решения общего собрания компании по вопросам повестки дня, поставленным на голосование, принимались квалифицированным большинством голосов акционеров, принимавшихся участие в собрании акционеров компании (п. 4 ст. 44 закона).

По закону «О товариществах и компаниях» совет представительного управления занимал промежуточное положение между собранием акционеров и исполнительным органом компании.

Члены совета представительного управления избирались годовым собранием акционеров в порядке, предусмотренным уставом компании.

Совет представительного управления компании состоял не менее чем из трех членов, которые избирались собранием акционеров из числа кандидатов – как акционеров, так и посторонних лиц.

Председатель совета представительного управления избирался из членов совета представительного управления.

По решению собрания акционеров полномочия любого члена (всех членов) совета представительного управления могли быть прекращены досрочно.

В соответствии со ст. 46 закона «О товариществах и компаниях» к компетенции совета представительного управления компании относились следующие вопросы:

1. составление бизнес-плана компании;

2. утверждение организационной структуры органов управления компании; определение размера фонда заработной платы и вознаграждений;

3. назначение исполнительного директора компании и заключение с ним договора найма в порядке, предусмотренном в Гражданском кодексе;

4. определение полномочий исполнительного директора по вопросам распоряжения имуществом компании;

5. осуществление внутреннего контроля над деятельностью исполнительного директора и органов управления компании;

6. созыв собрания акционеров компании;

7. составление заключения по отчетам компании и изменений, внесенных в уставный капитал компании.

8. представление отчета о своей деятельности перед собранием акционеров не менее одного раза в год.

9. иные вопросы, определенные законом и уставом компании.[94]

Заседание совета представительного управления созывалось один раз в месяц, если иное не было предусмотрено уставом компании. В соответствии с пунктом 3 ст. 47 закона «О товариществах и компаниях» следующие лица имели право созыва заседания совета представительного управления:

– председатель совета представительного управления;

– члена совета представительного управления.

Совет представительного управления определял и утверждал порядок своей деятельности.

Кворумом для проведения заседания совета представительного управления являлось квалифицированное большинство. А также решения на заседании совета представительного управления принимались квалифицированным большинством голосов присутствующих. Решением заседания совета представительного управления являлось постановление, которое подписывалось председателем совета.

Исполнительным органом компании являлся единоличный исполнительный директор, который заведовал делами компании и представлял компанию в отношениях с третьими лицами, а также вправе был заключать все сделки, входящие в круг операций компании.

Права и обязанности исполнительного директора компании по осуществлению руководства текущей деятельностью компании определялось ГК Монголии и договором о найме, заключаемым указанным лицом с компанией.[95] Исполнительный директор организовал выполнение решений собрания акционеров и совета представительного управления.