Смекни!
smekni.com

Физо Покровский Том 2 (стр. 69 из 89)

В античную эпоху истории человечества сновидения интерпре­тировались также в их связи с активным бодрствованием и эмо­циональными потребностями. Сон, как определял Аристотель, яв­ляется продолжением душевной жизни, которой живет человек и в бодрствующем состоянии. Задолго до психоанализа 3. Фрейда Аристотель полагал, что сенсорная функция редуцируется во сне, уступая чувствительности сновидений к эмоциональным субъектив­ным искажениям.

И. М. Сеченов называл сновидения небывалыми комбинациями бывалых впечатлений.

Сновидения видят все люди, однако многие их не помнят. Полагают, что в одних случаях это связано с особенностями ме­ханизмов памяти у конкретного лица, а в других случаях это яв­ляется своеобразным механизмом психологической защиты. Про­исходит как-бы вытеснение неприемлемых по содержанию снови­дений, т. е. мы «стараемся забыть».

Физиологическое значение сновидений. Оно заключается в том, что в сновидениях используется механизм образного мышления для решения проблем, которые не удалось решить в бодрствова­нии с помощью логического мышления. Ярким примером может служить известный случай с Д. И. Менделеевым, который «увидел» структуру своей знаменитой периодической системы элементов во сне.

Сновидения являются механизмом своеобразной психологичес­кой защиты — примирения нерешенных конфликтов в бодрствова­нии, снятия напряжения и тревоги. Достаточно вспомнить посло­вицу «утро вечера мудренее». При решении конфликта во время


сна происходит запоминание сновидении, в противном случае сно­видения вытесняются или возникают сновидения устрашающего характера — «снятся одни кошмары».

Сновидения у мужчин и женщин различаются. Как правило, в сновидениях мужчины более агрессивны, в то время как у жен­щин в содержании сновидений большое место занимают сексуаль­ные компоненты.

Сон и эмоциональный стресс. Исследования показали, что эмоциональный стресс существенно влияет на ночной сон, изме­няя продолжительность его стадий, т. е. нарушая структуру ноч­ного сна, и изменяет содержание сновидений. Наиболее часто при эмоциональном стрессе отмечают сокращение периода «быст­рого» сна и удлинение латентного периода засыпания. У испы­туемых перед экзаменом сокращалась общая продолжительность сна и отдельных его стадий. У парашютистов перед сложными прыжками увеличиваются период засыпания и первая стадия «медленного» сна.

15.4.2. Гипноз

Гипноз в переводе с греческого hypnosозначает сон. Однако, пожалуй, это единственное, что объединяет эти два понятия. Гип­ноз по своей сущности резко отличается от состояния естествен­ного сна.

Гипноз— особое состояние человека, вызываемое искусст­венно, с помощью внушения и отличающееся избирательностью реагирования, повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и к понижению восприимчивости к другим влияниям.

Различают следующие стадии гипноза:

1) стадия гипноидности сопровождается мышечным и психи­ческим расслаблением, миганием и закрыванием глаз;

2) стадия легкого транса, для которой характерна каталеп­сия конечностей, г. е. конечности могут длительное время нахо­диться в необычном положении;

3) стадия среднего транса, при которой возникают амнезия, изменения личности; возможны простые гипнотические внушения;

4) стадия глубокого транса характеризуется полным сомнам­булизмом, фантастическими внушениями.

Теории гипноза. Согласно теории частичного сна, созданной школой И. П. Павлова, гипноз можно рассматривать как искус­ственно вызванный частичный сон. В эксперименте на животных или в клинических наблюдениях на людях условнорефлекторным путем в головном мозге испытуемых создавали так называемый сторожевой центр, или очаг активного стойкого возбуждения, че­рез который осуществлялся контакт с гипнотизером. Остальные зоны коры были заторможены. Активность «сторожевого центра» вполне достаточна для связи гипнотизера и пациента, однако эта


связь осуществляется на подсознательном уровне и недостаточна для осознания пациентом реальной ситуации.

Согласно этой теории, гипнотическое состояние подразделяет­ся на три фазы: 1) уравнительная, в которую все раздражители, независимо от их интенсивности, действуют одинаково; 2) пара­доксальная, когда слабый раздражитель оказывает эффект, в то время как сильный раздражитель не действует; 3) ультрапарадок­сальная, когда возникает ответ на действие стимулов, на которые организм в состоянии бодрствования не реагирует.

Теория психоанализа предложена школой 3. Фрейда. Согласно этой теории, во главу угла ставятся взаимоотношения гипнотизера и гипнотизируемого («сумасшествие вдвоем»). Гипнотизер играет роль всемогущего родителя. «Гипнотизер бессознательно желает магической власти и ...господства над пациентом» (3. Фрейд). У гипнотизера возникает парадоксальная ситуация; одновремен­ные потребности в близости и ощущение необходимости в дистан­ции. Решение этой задачи дает метод словесного внушения, кото­рый защищает от эротизма ситуации.

Слово как лечебный фактор имеет колоссальное значение в практике врача. Врач в подсознании пациента предстает всемо­гущим человеком, поэтому любое слово может оказывать на па­циента гипнотическое воздействие. Неосторожно высказанное за­мечание в адрес больного может значительно усугубить развитие болезни, и наоборот, внимательное отношение и нужные слова мо­гут в значительной степени облегчить задачу врача.

Восприимчивость к гипнозу. Оценка степени восприимчивости к гипнотическому воздействию затрудняется вследствие отсутствия объективных критериев оценки глубины транса. Полагают, что восприимчивость к гипнозу зависит от того, насколько индивидуум способен «включать в себя» внешний стимул, сделать его частью своего «я». Определенное значение в восприимчивости к гипнозу имеют взаимоотношения гипнотизера и гипнотизируемого («су­масшествие вдвоем»). Каждый «играет» ту роль, которую он вы­брал для себя, и получает то, что хотел. При этом существенную роль играют личность, известность, социальный престиж и соответ­ствующая внешность гипнотизера. Восприимчивость к гипнозу резко возрастает в больших группах, при этом усиливает гипноти­ческое воздействие «эффект толпы», поэтому недопустимо исполь­зование гипнотического воздействия в лечебных целях на большие коллективы людей, каждый из которых может иметь различные психические и соматические заболевания.

Техника гипноза. С больным проводят подготовительную бесе­ду, определяют уровень образования, культуры, социальный ста­тус. Проводят тесты, определяющие степень внушаемости пациен­та, после чего осуществляют собственно гипнотическое воздейст­вие.

Применение гипноза в лечебных целях может проводиться в различных направлениях. Различают терапию посредством гип­ноза и терапию под гипнозом. В терапиипосредством


гипноза различают два подхода: первый предложен школой И. П. Павлова и включает в себя «снятие симптомов» путем сло­весного внушения, гипнотический сон; второй — школой 3. Фрей­да и представляет собой метод «перестройки» личности («заме­щение» симптомов).

В терапииподгипнозом используют метод прямого внушения для изменения поведения; метод «катарсиса», с по­мощью которого проявляются подавленные, «вытесненные» эмо­ции, что позволяет выявить происхождение различных психосо­матических расстройств; метод гипноанализа, с помощью которого под гипнозом происходят активация симптомов и их последую­щий анализ в бодрствовании или под гипнозом.

15.5. ОСНОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

15.5.1. Нейрофизиологические основы психической деятельности

Основой психического мира являются сознание, мышление, интеллектуальная деятельность человека, представляющие собой высшую форму адаптивного приспособительного поведения. Пси­хическая деятельность — это качественно новый, более высокий, чем условнорефлекторное поведение, уровень высшей нервной деятельности, свойственный человеку. В мире высших животных этот уровень представлен лишь в зачаточном виде.

В развитии психического мира человека как эволюционизирую-щей формы отражения можно выделить следующие 2 стадии: 1) стадия элементарной сенсорной психики — отражение отдель­ных свойств предметов, явлений окружающего мира в форме ощу­щений. В отличие от ощущений восприятие — результат отраже­ния предмета в целом и вместе с тем нечто все еще более или ме­нее расчлененное (это начало построения своего «я» как субъекта сознания). Более совершенной формой конкретно-чувственного от­ражения действительности, формируемой в процессе индивидуаль­ного развития организма, является представление. Представле­ние — образное отражение предмета или явления, проявляющееся в пространственно-временной связи составляющих его признаков и свойств. В нейрофизиологической основе представлений лежат цепи ассоциаций, сложные временные связи; 2) стадия формиро­вания интеллекта и сознания, реализующаяся на основе возникно­вения целостных осмысленных образов, целостного мироощуще­ния с пониманием своего «я» в этом мире, своей как познаватель­ной, так и созидательной творческой деятельности. Психическая деятельность человека, наиболее полно реализующая этот высший уровень психики, определяется не только количеством и качест­вом впечатлений, осмысленных образов и понятий, но. и сущест­венно более высоким уровнем потребностей, выходящим за преде­лы чисто биологических потребностей. Человек желает уже не только «хлеба», но и «зрелищ» и соответствующим образом строит


свое поведение. Его действия, поведение становятся как следстви­ем получаемых впечатлений и порождаемых ими мыслей, так и средством активного их добывания. Соответствующим образом меняется в эволюции и соотношение объемов корковых зон, обе­спечивающих сенсорные, гностические и логические функции в пользу последних.