Этим критериям сегодня в мире соответствуют страны Азии и третьего мира в целом. В этой связи оправдывает себя высокая активность Беларуси в отношениях с Китаем, Ираном, Пакистаном, Индией, Вьетнамом, Египтом и другими государствами.
На фоне ухудшающегося экономического положения в странах СНГ в целом вне поля зрения зачастую остаются процессы экономического роста в развитых странах. Этот рост достигается не только за счет открытия новых рынков в странах бывшего второго мира, но в первую очередь за счет увеличения емкости собственного рынка. Это в свою очередь стало возможно в силу становления таких крупных региональных объединений, как в первую очередь, ЕС и НАФТА, что было продиктовано объективными предпосылками. Однако не менее важно и то, что в развитых странах поддерживаются и возрастают темпы НТП. Эти процессы теснейшим образом переплетены и взаимно друг друга обуславливают.
Сегодня экономическая мощь развитых стран в первую очередь базируется на технологическом превосходстве. Это является следствием благоприятной экономической конъюнктуры, политики государства, но главное - корпоративного характера экономик развитых стран. Именно в крупных корпорациях "производится" львиная доля прикладных разработок. Они же являются наиболее сильными экономическими единицами, обладающими мощным механизмом внешнеэкономической экспансии и соответствующими для этого ресурсами.
Мировая экономика вступила на путь, ведущий к эпохе ТНК. Согласно обзору ООН "Мировому инвестиционному докладу - 1997", главная роль в интернационализации на базе прямых иностранных инвестиций принадлежит ТНК. Валовой продукт филиалов ТНК за период с 1982 по 1994 гг. вырос почти в 3 раза. Соответственно, его доля в мировом производстве увеличилась с 5 до 6%, а в развивающихся странах - до 9% от всего мирового производства. А это не много не мало - уровень целой страны, такой как Италия, например. Цифры последних лет еще более значимы: база иностранных филиалов ТНК растет и близится к цифре 300 тыс., а производство на их базе по объему продаж - более 8 трлн. долл. - существенно превысило объемы международного экспорта. ТНК окрепли настолько, что их политика стала весьма широко увязываться с политикой их государств.
ТНК сегодня, являясь наиболее динамичными экономическими единицами, выступают в качестве экономической опоры государства. Именно они являются залогом устойчивости экономики, механизмом внешнеэкономической экспансии и НТП. Особенно возросла роль ТНК в условиях глобализации экономики, увеличения темпов технологического прогресса и ужесточения международной конкуренции. Современный глобальный и техногенный характер мировой экономики, продолжающаяся стагнация постсоветского экономического пространства заставляют Беларусь обращаться к этой проблеме. Тем более что для создания комплекса национальных ТНК с Беларусью в качестве страны базирования у нашего государства имеются ряд серьезных предпосылок.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ
ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
3.1. Оценка природно-географических факторов в геополитике
Предложенные выводы, как нам представляется, будут вполне объяснимы после некоторого рассмотрения основных теоретических положений.
Влияние природно-географических факторов на политическую и социально-экономическую систему некоего общества является основным предметом изучения геополитики. В этом смысле геополитика является одним из подразделов географии. Примерно таким же подразделом, как политическая или экономическая география.
Основным географическим понятием, которым оперирует геополитика, является понятие вмещающего ландшафта. Каждое человеческое сообщество ради своего выживания ведет определенную хозяйственную деятельность. То есть имеет собственную экономику. Экономическая система любого социума в значительной мере зависит от географического положения занимаемой им территории, и от способа производства, с помощью которого социум обеспечивает свое сохранение и эффективное функционирование. Географическая среда, в рамках которой формируется самодостаточная экономика какого-то сообщества, называется вмещающим ландшафтом.
Приспособление к вмещающему ландшафту формирует очень значительный пласт культуры социума, часто диктует основные формы его политической самоорганизации. К примеру, до индустриализации на пространстве восточноевропейской равнины господствовало сельское хозяйство на базе дождевого орошения. Для успешного производства в целом было достаточно кооперации усилий нескольких семей в рамках деревни и наличие поблизости небольшого ремесленного центра. А уже в долинах больших рек для регулирования ежегодных разливов оптимальной была организация сельскохозяйственного производства в единую технологическую систему с централизованным управлением (Египет, Месопотамия, Китай).
С другой стороны, чем выше концентрация экономической власти, тем выше и концентрация политической власти. А высокая концентрация политической власти обычно обеспечивает социуму устойчивое положение относительно внешних и внутренних угроз со стороны тех социумов, которые по каким-то причинам стремятся либо сами занять данный вмещающий ландшафт либо изменить его в своих интересах. Высокая концентрация власти усиливает способности социума к экспансии. В самом общем смысле иллюстрацией этого процесса служит освоение степных земель в Евразии и в Америке. На стадии индустриального развития Россия и европейские народы оказались более мощными, чем степные народы и, силой захватив степи у кочевников, принесли в степную зону земледелия промышленное производство.
Попытка социума по любым причинам жить ценностями, которые не соответствуют способу адаптации к вмещающему ландшафту, влечет за собою кризис и исчезновение социума. К примеру, отсутствие экологического мышления может уничтожить плодородие земель и отравить среду обитания. Неспособность организоваться в единую политическую систему может привести к внутреннему хаосу и упадку производства.
Потеря нравственности, культивирование индивидуалистических ценностей влечет за собою демографический спад, рост генетических отклонений и наркомании вплоть до опасного для всего социума уровня. Причем независимо от исторической эпохи. К примеру, сибирские народы и североамериканские индейцы не сумели противостоять алкоголю, не смогли создать мощного централизованного государства и в результате их вмещающий ландшафт был занят европейскими колонистами и изменен в их собственных интересах. Напротив, в Китае в конце 19-го века в ответ на массовое распространение европейцами опиума нашлись внутренние силы для самоорганизации в централизованную политическую систему, которая, в конечном счете, сумела выстоять перед натиском развитых стран.
Чем более развиты технологии у социума, тем обширнее его вмещающий ландшафт. Развитие технологий всегда сопровождается развитием средств коммуникации, что всегда влечет за собою рост потребления разнообразных природных ресурсов. По мере развития технологий всегда растет внутренняя специализация различных частей социума в рамках своего вмещающего ландшафта, выделяются узкоспециализированные на каком-то роде деятельности социальные группы. Уровень профессионализма этих групп, естественно, становится выше.
У технологического прогресса есть качественная грань. В рамках собственного вмещающего ландшафта социум может достигнуть такой стадии развития, когда бесконтрольное развитие технологий или каких-то иных рукотворных процессов (да хоть потребление тех же наркотиков) может привести к глубокой деградации вмещающего ландшафта. Почва в аграрных странах без правильных севооборотов может истощиться, леса могут быть вырублены и дожди смоют плодородную почву в гористой местности, степи могут быть бездумно распаханы и ветер сдует плодородный слой, поддержание мелиоративных систем может стать более дорогим делом, нежели технологическая переориентация мелиорированных регионов.
Каждый социум в рамках своего вмещающего ландшафта может достичь такого уровня развития технологий, когда возникнет угроза самоуничтожения этого социума в случае продолжения стихийного развития.
3.2. Выявление основных природно-географических факторов
современной структуры экономики
Приведенные вкратце основные закономерности очевидны и на примере современной Беларуси. До распада СССР Беларусь была важной частью единого советского народнохозяйственного комплекса. Говоря в категориях геополитики, Беларусь находилась в рамках советского вмещающего ландшафта.
Советский вмещающий ландшафт перед распадом СССР опирался на использование сырьевых ресурсов российских Севера и Сибири в интересах остальных частей большой страны. В немалой степени устойчивость советского социума опиралась на расширение ландшафта вплоть до Западной Европы. Поставки дешевого сырья в Западную Европу обеспечивали приток части необходимых технологий и капиталов как в СССР, так и в страны Восточной Европы.
Распад СССР с точки зрения геополитических категорий является более глубоким процессом, нежели просто политический распад большой страны. В тени громких скандалов и локальных войн происходит глубокая деградация вмещающего ландшафта, в рамках которого могло существовать столь огромное государство. Добыча нефти в России упала за 90-е годы примерно в 2 раза. Перерабатывающая промышленность в России и на Украине сократилась примерно в два раза. Происходит быстрая деградация транспортных и энергетических коммуникаций, которые обслуживали прежний "вмещающий ландшафт". В ближайшее время стоит ожидать выхода из строя основных элементов бывшей советской газораспределительной сети, ориентированной на обслуживание угасающего промышленного очага в восточной Украине и прилегающих регионах России.