Потому вполне естественен рост глубинной дезинтеграции бывшего СССР, поглощение отдельных частей ранее консолидированного ландшафта соседними более устойчивыми вмещающими ландшафтами. Такими устойчивыми ландшафтами, которые поглощают части бывшего СССР, выступают Китай, исламский мир. Но особенно - Европа и США.
В ходе трансформаций во внешней торговле России как основной части бывшего СССР резко выросла доля стран Запада и столь же резко упала доля стран СНГ. При этом в основе отношений России с Западом находится неэквивалентный обмен. Россия отправляет на Запад в основном сырье, а получает - готовые товары, даже не технологии. Логично ожидать, что тем самым будет усиливаться разрыв в уровнях развития России и Запада, как это произошло с большинством стран третьего мира, которые имели с развитыми странами неэквивалентный обмен.
С точки зрения же геополитики этот процесс может быть назван интеграцией основной части вмещающего ландшафта бывшего СССР в состав европейского и американского вмещающих ландшафтов на подчиненном положении. Интересы местного - русского и других евразийских социумов - учитываются Западом в меньшей степени, нежели свои собственные.
Интеграция России происходит в разные части геополитической системы Запада. Европейская часть Российской Федерации находится в сфере притяжения Европейского Союза. Основные сырьевые проекты объединенной Европы на востоке касаются европейской части России, региона Каспийского моря и Западной Сибири. Это - разработка месторождений газа на полуострове Ямал, Тимано-Печерской нефтяной провинции, Приобского нефтяного месторождения, нефтегазовых ресурсов шельфа Баренцева моря, а также - комплекс проектов в регионе Каспийского моря. Практически все сырье должно будет поступать в Европу. Финансирование проектов также преимущественно западное. Коммуникационные линии пройдут в интересах западных стран, а не традиционных советских индустриальных регионов. Иных стратегических проектов такого масштаба в европейской части бывшего СССР не планируется.
Забайкалье все более ориентируется на Азиатско-Тихоокеанский регион, США, Китай. Наиболее перспективные сырьевые проекты - разработка месторождений нефти и газа на о. Сахалин, Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области, Эвенкийских месторождений нефти предполагается осуществить в интересах восточно-азиатских стран и США.
Особенностью нынешнего неблагоприятного геополитического положения России является внешний геополитический фон, в условиях которого рухнула эта страна. Геополитическая катастрофа в России нестандартна. Выход из сложившейся ситуации представляется весьма сложным. Простое объединение прежних земель в новое единое мощное государство маловероятно.
Разнонаправленные процессы в современном развитии цивилизации придают неустойчивость в мировом развитии, порождают на пороге нового столетия ряд дополнительных угроз для человечества. Впервые в истории развитие технологий достигло такого уровня, когда появилась реальная возможность к самоуничтожению человечества под воздействием экологических последствий от хозяйственной деятельности. Причем количество глобальных технологий, которые могут вызвать глобальную катастрофу растет. Если в начале 60-х годов самоуничтожение человечества могло произойти только вследствие ядерной войны, ныне количество таких угроз выросло многократно. Каждая из быстро развивающихся технологий несет в себе угрозу безопасного развития и даже существования жизни как таковой. Поэтому направления развития ядерной энергетики, биологии, развития информационных технологий должны быть поставлены под строгий контроль каждого из государств и мирового сообщества в целом.
По сути, вся планета превратилась в единый вмещающий ландшафт для единого социума, каковым стало все человечество. Но в рамках единого ландшафта и социума вырос целый комплекс проблем, которые иногда напоминают прежние геополитические проблемы борьбы разных социумов и ландшафтов, как в случае с разрушением СССР.
Ныне происходит массовый переход на глобальный уровень все новых технологических цепочек. И вся стадия НТР ныне - это стадия перехода к глобальным технологиям, которая несет в себе обострение проблем, связанных с формированием глобальных технологических стандартов. Упрощенно говоря, либо все АЭС и информационные системы будут работать в рамках одних стандартов, либо катастрофы будут регулярны и разрушат всю среду обитания человечества.
Контроль над глобальными стандартами означает контроль над экономической и политической системами планеты. Создание новых глобальных стандартов в свою очередь - следствие развития, прежде всего фундаментальных технологий в рамках передовых в экономическом плане регионов планеты.
Катастрофа СССР - это прежде всего упадок главного конкурента Западу в деле производства глобальных технологий. Последовавший в 1997г. Азиатский кризис оставил без накоплений перспективные до того азиатские страны. Теперь на планете осталось лишь два центра производства глобальных технологий - Европа и США. Однако степень внутренней интегрированности этих двух геополитических центров планеты столь велика, что маловероятен серьезный конфликт между ними. То есть человечество ныне находится в стадии почти закрепившегося монопольного господства на планете одного центра производства глобальных технологий и глобальных стандартов.
Геополитическая проблема распада СССР - это проблема выведения Евразии на второстепенные роли в масштабе планеты. Выход из этой ситуации - либо в интеграции по частям в более устойчивые геополитические регионы, в частности, в рамках Запада, либо - в борьбе за превращение именно своей территории в центр производства глобальных технологий в ущерб нынешнему доминированию Европы и США. То есть главная геополитическая проблема всего бывшего советского геополитического пространства - это сохранение и быстрое развитие научно-технического потенциала и современной системы образования, а в первую очередь - фундаментальных исследований.
3.3. Степень воздействия основных природно-географических факторов
на ключевые отрасли белорусской экономики
Осуществление экономической реформы в Беларуси вызвано в первую очередь необходимостью трансформации сложившейся в дореформенные десятилетия социально-экономической модели, адаптации производительных сил и производственных отношений к новым принципам функционирования экономики в условиях рынка. Вместе с тем структурные преобразования предполагают наряду с проведением институциональных реформ преодоление накопившихся структурных деформаций.
При относительно развитом в Беларуси в сравнении с другими союзными республиками техническом уровне производства его технологические характеристики, а также качество большинства видов продукции и ее конкурентоспособность намного уступали по своим параметрам стандартам промышленно развитых стран.
Унаследованная Беларусью после распада СССР отраслевая и технологическая структура производства в существенной мере предопределили замедленные темпы рыночных реформ, которые натолкнулись на необходимость проведения многих сложных глубинных преобразований во всех сферах и отраслях народного хозяйства.
Переход к новым структурам в народнохозяйственном комплексе Беларуси связан, прежде всего, с созданием многоукладной экономики, новых современных высокотехнологичных предприятий с различными формами собственности и типами хозяйствования. Предстоит осуществить начатую технологическую модернизацию крупнейших государственных промышленных предприятий в целях повышения конкурентоспособности как самих этих предприятий, так и экономики в целом. При этом главная задача состоит в выборе конкретных направлений, темпов развития отдельных приоритетных отраслей и производств как в период выхода экономики из кризисного состояния, так и на последующих этапах в ближайшей и более отдаленной перспективе.
Обострение кризисных процессов с особой интенсивностью происходило в 1992-1994 гг. В результате на грани разрушения оказались бюджетно-налоговая и денежно-кредитная системы. Обвальный рост цен в связи с их либерализацией в начале 1992 г. привел к обесценению национальной валюты. Создавалась угроза деградации всей экономической системы и утери управляемости страной. Это потребовало принятия решительных государственных мер по преодолению нависших перед обществом угроз.
Руководство страны пришло к осознанной необходимости отхода от имевшей место в эти годы существенной переоценки роли монетарных факторов, как регулирующих инструментов, при ослаблении функции прямого участия государства в регулировании и управлении происходившими социально-экономическими процессами. В этой связи в конце 1994г. была принята краткосрочная Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса. Завершение реализации этих мер уже в середине 1995г. создало известные предпосылки для стабилизации экономического положения в стране.
В целях закрепления и развития появившихся позитивных перемен был разработан среднесрочный программный документ – Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., утвержденные Указом Президента страны №464 от 14 ноября 1996г. Наряду с тактическими среднесрочными целями достижения в 1996-2000 гг. социально-экономической стабилизации и перехода к экономическому росту в Основных направлениях были концептуально определены стратегические цели и пути преобразований социально-экономической жизни в стране и общесистемные условия формирования перспективной качественно новой экономической модели общественного развития.