Главная особенность советского наследия Беларуси – высокое положение в иерархической лестнице стран и регионов бывшего СССР. Именно об этом свидетельствует высокая концентрация промышленного производства и доля экспортного промышленного производства – в геополитических категориях.
Индустриальный взлет БССР был возможен только потому, что Беларусь после Второй мировой войны перестала быть западным пограничным предпольем континентального евразийского государства. Граница между Западом и Востоком прошла по границе ГДР и ФРГ. В результате Беларусь пересекли мощные континентальные коммуникационные линии, был безбоязненно развит за счет бюджета СССР наукоемкий промышленный комплекс.
В интересах Беларуси было спланировано развитие стран и регионов Восточной Европы.
Геополитическое разрушение СССР естественно вызвало кризис всей геополитической структуры, на которой покоилась устойчивость Беларуси. Однако накопленный в советские времена потенциал оказался здесь слишком высок, чтобы Беларусь оказалась в такой ситуации, как это произошло, к примеру, в Восточной Украине.
Главная причина геополитической устойчивости Беларуси в эпоху перестройки – высокая адаптация социума не просто к вмещающему ландшафту бывшего СССР, а к искусственному ландшафту, в который трансформировалась Беларусь после войны.
Другой источник устойчивости Беларуси – европейская интеграция. Транзит через территорию Беларуси русского сырья, неэквивалентный обмен между Европой и Россией выступил фактором, который способствует сохранению здесь искусственного ландшафт, в рамках которого население Беларуси чувствует себя в целом уверенно.
Газопроводы, нефтепроводы, транспортные коридоры дают прямой и косвенный доход, достаточный для консервации такого ландшафта до того времени, пока не появится возможность к интеграции Беларуси в новую большую ландшафтную зону за счет интеграции с Россией, а в последующем возможно и в зону объединенной Европы. Без трансъевропейских коммуникаций, Республика Беларусь давно могла бы потерять свой промышленный комплекс с неизбежной политической и культурной дестабилизацией наподобие Югославии.
В пользу Беларуси сыграл также очень быстрый и глубокий экономический спад в иных регионах бывшего СССР. Наша страна на волне процесса европейской интеграции сохранила жизнеспособный промышленный потенциал в масштабе России, который способствовал адаптации многих крупных белорусских предприятий в роли ведущих на российском рынке.
Между тем нынешняя ситуация является переходной, так как главная причина продолжения геополитического кризиса постсоветского пространства – уступка глобального технологического лидерства Западу. Наша страна может сохранить и укрепить экономический потенциал при условии проведения технологической модернизации своих крупных заводов и вывода производственных технологий на уровень мировых стандартов. Опираясь на Россию, выход на глобальный уровень технологий может оказаться маловероятным. Долговременные тенденции развития Российской Федерации не позволяют надеяться на быстрое преодоление последствий кризиса. В то время как процесс европейской интеграции подкатывается к границам Республики Беларусь, трансъевропейские проекты вступают в строй, а России предстоит преодолеть возрастающую угрозу усиления зависимости от Запада.
Можно предположить, что, скорее всего, Беларусь имеет шансы стать одним из важнейших элементов стабилизации геополитического пространства России как части вмещающего ландшафта Запада и уже - Большой Европы. Подобно тому, как в интересах Европы установлено стратегическое партнерство между Западом и Турцией.
Социально-экономическое развитие Беларуси на переходном этапе с учетом последствий Чернобыльской катастрофы требует отказа от индивидуалистической идеологии современной Европы, концентрации политической и экономической власти в жестком и влиятельном центре, выдвижению социальных и культурных импульсов, которые могут стать актуальными для самих развитых стран мира.
Инициатива Республики Беларусь о безъядерной зоне на Европейском континенте, результаты последствий аварии на ЧАЭС и их реальная оценка в начале 90-х годов побудили Европейский Союз к ограничению в перспективе ядерной энергетики.
Подобная глубина трансформаций под воздействием импульсов чернобыльских событий может иметь место и в будущем. Скажем, большой проблемой для европейской интеграции на некоей стадии может стать вопрос о подтягивании уровня развития Беларуси к общеевропейскому в условиях необходимости финансирования за счет ЕС крайне дорогостоящих чернобыльских программ.
В этом смысле Беларусь – это принципиально новый геополитический феномен. Никогда в истории человечества столь крупная людская масса не обладала столь глубоко трансформированной биологической природой, никогда вмещающий ландшафт не распространялся на биологическую природу социума столь глубоко. Чернобыльскую ситуацию можно сравнить лишь с ситуацией крупных эпидемий.
Постчернобыльская Беларусь в составе геополитического пространства объединенной Европы и интегрированной с ней России при всех условиях сохранит свой облик. Это послужит сохранению в Республике Беларусь крупного производства и выхода промышленности на уровень глобальных технологий, будет способствовать выходу на глобальный уровень весьма специфичного сообщества. Потребности адаптации к новому геополитическому пространству экономики Беларуси будут определять основные долгосрочные направления развития социально-экономической структуры Беларуси.
Можно с уверенностью предположить, что чернобыльские реалии и решение проблем советского геополитического наследия диктуют Беларуси не только сохранение крупного производства, но и характера этого производства. Беларусь должна постепенно отсечь себя от контакта с загрязненной природной средой. Производство в грязных зонах должно постепенно стать столь высокотехнологичным, чтобы возможно было отказаться от потребления местного сырья и продуктов вообще. А население городов должно ограничить свои контакты с окружающей природной средой до минимума.
Беларусь нуждается в грандиозной по своей глубине медицинской и реабилитационной программе, которая обязательно должна предусматривать массовое исправление поврежденного генного кода населения. Естественно, что развертывание такой массовой программы повлечет за собой рывок в биологической и химической промышленности Республики Беларусь.
Беларусь не может рассчитывать на стандартную структуру занятости развитых стран. 60 процентов населения, занятого в сфере услуг, что имеет место в странах запада, могут позволить себе только соматически здоровые нации. Беларусь как система и социум нуждается в больших ресурсах и меньшем потреблении населения, дабы хватило средств на очень дорогостоящие медицинские программы.
То есть чернобыльский социум в процессе адаптации к своему вмещающему ландшафту требует еще более быстрых темпов перехода к новым технологиям, чем те, которые заложены в потребностях самосохранения советского промышленного сектора.
Чернобыль диктует Беларуси необходимость опережающего развития наукоемкой промышленности на базе тех отраслей, которые сохранились со времен СССР – биологической, электронной, химической.
Вместе с тем это предопределяет возможность подобной адаптации на основе ускорения интеграции в мировую экономическую систему.
Проведенный анализ места и роли природно-географических факторов в процессе формирования новых экономических отношений на этапе постиндустриального развития подтверждает тесную взаимосвязь общих тенденций глобализации мировой и региональных экономик с одной стороны и проводимых трансформаций экономических систем на основе углубления их реформирования – с другой. Это особенно важно для переходных экономик с их специфичными особенностями функционирования на переломных этапах, в частности бывших социалистических стран, в том числе и Республики Беларусь. Несмотря на сохранявшуюся общность характерных черт для этих экономик, процессы их реформирования на переходном к рыночным отношениям этапе приобретают свои специфические направления и методы, характерные для каждой страны, исходя из истории ее развития, национальных традиций и культуры, менталитета народа, геополитического положения, сложившихся в обществе ценностей, что подробно рассмотрено применительно к Беларуси в предшествующих разделах.
Создавая предпосылки для становления и развития рыночной экономики, государство должно четко определить стратегию своей экономической политики, направления, способствующие устойчивому экономическому росту, выделить важнейшие приоритеты, обеспечивающие жизнеспособность и самодостаточность национальной экономики в рамках имеющихся ресурсных возможностей, выработать и задействовать глубинные и долговременные механизмы достижения намеченных целей.
Заключение
Таким образом, в итоге радикальных трансформационных процессов в последние десятилетия 20 века Республика Беларусь оказалась тем центром, экономические, социальные и институциональные изменения в котором определяют во многом динамику взаимодействия государств Восточной Европы и оказывают заметное влияние на европейскую политику.
В этой связи представляется принципиальнымто как избран и утверждается в практике тип экономики, складывающийся в ходе трансформации, степень её устойчивости, эффективность расходования ресурсного потенциала, накопленного в периоды роста.