Кроме того, белорусская экономика заинтересована в гарантированном доступе к источникам сырья на востоке. В недрах России можно обнаружить практически все элементы таблицы Менделеева. По запасам энергетического сырья российские недра первенствуют в мире. Так, по имеющимся оценкам, доля России в мировых прогнозных запасах нефти оценивается в 13-15 %, природного газа - в 42, угля - в 43 %. Как уже отмечалось, страна располагает самой протяженной в мире береговой линией, что предоставляет в ее распоряжение значительные площади и подводные ресурсы континентального шельфа. Перспективные морские запасы углеводородов только российского Крайнего Севера вполне соизмеримы с аналогичными запасами в зоне Персидского залива и Каспийского бассейна. Основная часть энергетических ресурсов в шельфовой зоне еще полностью не исследована и может оказаться значительно больше предварительных оценок. Что касается уже разведанных запасов энергетического сырья, то в российских недрах сосредоточено 13 % (7 млрд. т) мировых запасов нефти, 35 - природного газа и около 12 % - угля. В настоящее время на страну приходится в среднем 11 % мировой добычи нефти, 28 - природного газа и 14 % - угля.
Россия по-прежнему является единственной крупной мировой державой, полностью удовлетворяющей свои энергетические потребности за счет собственных ресурсов. По запасам минерального топлива на душу населения она находится впереди всех крупных промышленного развитых государств. В этих условиях торговля энергоносителями и минеральным сырьем до сих пор выступает главным реальным профилем специализации страны в международном разделении труда. И это можно квалифицировать не только и даже не столько как слабость, сколько как важное временное стратегическое преимущество.
Роль топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в развитии мировой экономики не уменьшается, а возрастает. Несмотря на интенсивное внедрение энергосберегающих технологий, масштабы общественных и индивидуальных энергетических потребностей продолжают неуклонно возрастать. По подсчетам специалистов, объем мирового производства и потребления первичных энергоносителей в начале XXI в. превысит 10 млрд. условных тонн. При этом 75 % потребления будет приходиться на развитые страны, где проживает всего лишь шестая часть населения земли. У России существуют большие резервы качественного улучшения использования своего топливно-энергетического комплекса. К примеру, ВНП США более чем в 10 раз больше ВНП России, а объем производства электроэнергии в России меньше американского всего в 4,7 раза. Это значит, в России на единицу ВНП тратится в два раза больше электроэнергии, чем в США. Конечно, в целом более суровый российский климат не может не требовать дополнительных расходов различных видов энергии, в том числе электрической. Однако это, разумеется, не довод в пользу чрезмерной электро- и энергоемкости общественного производства.
Имея в виду ту существенную роль, которую Россия играет в мировой энергетике, нельзя преуменьшать российский фактор и в решении нарастающих глобальных экологических проблем. Россия должна быть готова к тому, что мировое сообщество в перспективе резко ужесточит требования к уровню экологических стандартов для энергетических отраслей во всех регионах мира. В то же время устойчивость российского ТЭК одинаково необходима как для отечественных, так и для потребителей всей Европы, ибо продукция комплекса составляет примерно 25 % всей стоимостной величины продукции национальной промышленности, а поставки энергетического сырья из России в последнее время покрывают 80 % потребностей Украины, свыше 50 – стран Восточной и Центральной Европы и до 20 % потребностей западноевропейских стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Союз Беларуси и России при его позитивной реализации будет способствовать повышению стабильности на всем постсоветском пространстве, в первую очередь – в странах СНГ. По примеру Союза, в основу реинтнграции бывших республик в условиях рынка и утверждения нового экономического взаимодействия в рамках СНГ могут быть положены следующие принципы:
духовное и нравственное единство народов при максимальном сохранении суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства;
единство экономического, гражданского, правового, информационного и культурного пространства;
добровольность и полное равноправие стран-участниц СНГ;
опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы, исключение иждивенчества в экономической и социальной сферах;
взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, включая создание совместных финансово-промышленных групп, транснациональных экономических образований, единой внутренней платежно-расчетной системы;
беспрепятственное движение товаров, рабочей силы и капитала;
выработка гарантий взаимной поддержки соотечественников;
гибкость формирования наднациональных структур, исключающих давление на страны СНГ или доминирующую роль одной из них;
объективная обусловленность, одинаковая направленность, правовая совместимость и идентичность проводимых в каждой стране реформ;
этапность, разноярусность реинтеграции, недопустимость ее искусственного форсирования;
экономическая обусловленность интеграционных процессов.
Союз Беларуси и России является цементирующей основой реализации Договора о коллективной безопасности стран-участниц СНГ, что в современных условиях выступает одним из гарантов мира и стабильности в Европе и во всем мире. В мае 2000 г. главами Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргыстана, России и Таджикистана Подписали совместное заявление об адаптации Договора о коллективной безопасности к современным геополитическим условиям, что является серьезным шагом по формированию эффективной системы международной безопасности в Европе и Азии. Конкретные механизмы, заложенные в адаптированный договор, позволяют перевести в реальную плоскость возможность использования сил и средств коллективной безопасности. Это создает прочную основу для коллективных действий по отражению новых нетрадиционных угроз, в том числе – со стороны международного терроризма и экстремизма.
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1. Европейская интеграция как геополитический процесс, влияющий на развитие экономики Республики Беларусь. Совершенствование транзитной и таможенной политики в соответствии с принципами европейской интеграции
Процесс европейской интеграции невозможно не рассматривать как геополитический процесс, оказывающий исключительное, если не определяющее влияние на социально-экономическую ситуацию в Республике Беларусь.
Источник силы Запада в ЦВЕ на ближайшие 10-15 лет покоится в процессе европейской интеграции. Именно благодаря ей создан самый привлекательный в масштабе Евразии рынок капиталов, именно туда происходит отток инвестиционных ресурсов из стран бывшего восточного блока и СССР. Западные производители, как уже отмечалось, подавляют остатки промышленной мощи Восточной Европы. Восток попадает во все более глубокую технологическую зависимость от Запада.
Самое главное при этом состоит в быстром нарастании разрыва в уровнях развития ЕС и бывшего СССР. Ныне ЕС тратит огромные средства на модернизацию собственной экономической инфраструктуры, системы образования и научные исследования, на становление единой европейской финансовой системы и выравнивание уровней развития разных стран и регионов ЕС. Однако уже через 5-10 лет начнется отдача от столь грандиозных проектов как БТС или ямальские газопроводы.
Уменьшится доля инвестиций, которые поглощаются долгосрочными проектами. В результате, через 5-10 лет ЕС вероятнее всего, перейдет к активной экспансии по всем направлениям. В том числе и на востоке Европы и в России.
К тому времени деиндустриализация на пространстве бывшего СССР едва ли не завершится, Россия и другие страны бывшего Восточного блока окончательно лишатся продовольственной и даже экологической безопасности, попадут в полную технологическую зависимость от Запада. Уже сегодня видно, как экспансия Запада на уровне небольших инвестиций меняет экономическую географию Восточной Европы. Наиболее развитыми становятся те регионы и страны, которые расположены поблизости от восточной границы ЕС и интегрированы в европейскую экономическую систему: польская Силезия, Познань, Чехия, Словения, Хорватия.
Далее эта тенденция будет нарастать и через 5-10 лет в Европе сформируется новое федеративное образование в виде расширившегося мощного ЕС. ЕС ликвидирует нынешнее безвременье Восточной Европы, стимулирует новую волну индустриализации в регионе. Новая индустрия будет также ориентирована на обслуживание интересов нового Союза и союзного центра, как в послевоенные годы до распада СССР индустриализация Восточной Европы обслуживала интересы Советского Союза. По мере расширения ЕС и втягивания в его орбиту все новых восточно-европейских стран произойдет трансформация социально-экономической структуры этих стран. Вместо сегодняшней дезинтеграции постепенно придут порядок и сила власти. А вместо либеральных или националистических "культурников" - профессиональный бюрократ, инженер и рабочий.
Если оставить в стороне идеологические и культурные нестыковки, то у Беларуси и Запада есть ряд сближающих эти совершенно разные организмы моментов. Главный - Беларусь и Запад имеют аналогичные по своей структуре экономические отношения с Россией. Это отношения неэквивалентного обмена. И Беларусь и Запад - каждая единица своими методами - навязывают России продукцию своей перерабатывающей промышленности, получая взамен необходимое промышленное сырье. Примерно такую же структуру товарообменов Запад имеет со странами третьего мира.